Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.04.2009 ПО ДЕЛУ N А05-13397/2008

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2009 г. по делу N А05-13397/2008


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю., Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от государственного учреждения здравоохранения "Архангельский областной психоневрологический диспансер" Попова А.В. по доверенности от 06.04.2009 N 11/09,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения "Архангельский областной психоневрологический диспансер" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 января 2009 года по делу N А05-13397/2008 (судья Лепеха А.П.),

установил:

государственное учреждение здравоохранения "Архангельский областной психоневрологический диспансер" (далее - Учреждение, Диспансер) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 06.11.2008 N 14-23-4022. К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по управлению государственным имуществом Архангельской области (далее - Комитет).
Решением суда от 26 января 2009 года заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое решение Инспекции признано незаконным в части привлечения Учреждения к налоговой ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 50 724 руб. и по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 33 816 руб.
Диспансер с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований. Считает, что поскольку его вина в совершении налогового правонарушения не установлена, то платить земельный налог за 2007 год он не должен.
Отзыв Инспекции на апелляционную жалобу не поступил.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что в результате проведения мероприятий налогового контроля Инспекция выявила факт непредставления Учреждением налоговой декларации по земельному налогу за 2007 год и неуплаты налога за указанный период.
В ответ на требование налогового органа от 28.04.2008 N 14-23-3454 Учреждение представило распоряжение Комитета от 29.12.2006 N 378-р "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в собственности Архангельской области, и предоставлении их областным государственным учреждениям на праве безвозмездного срочного пользования" (далее - распоряжение от 29.12.2006 N 378-р), а также письменные пояснения от 12.05.2008, в которых указало, что не является плательщиком земельного налога за 2007 год.
Однако согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Диспансер в 2007 году имел на праве постоянного (бессрочного) пользования следующие земельные участки:
- - с кадастровым номером 29:22:050107:0024 площадью 2 158 кв. м, расположенный по адресу: город Архангельск, пр. Обводный канал, дом 28;
- - с кадастровым номером 29:22:040721:0004 площадью 1 768 кв. м, расположенный по адресу: город Архангельск, пр. Ломоносова, дом 271;
- - с кадастровым номером 29:22:040718:0053 площадью 676 кв. м, расположенный по адресу: город Архангельск, ул. Комсомольская, дом 42;
- Перечисленные земельные участки распоряжением первого заместителя мэра г. Архангельска от 18.02.2003 N 118/5р предоставлены Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Согласно справкам Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 14.08.2008 N 01/062/2008-221, 01/062/2008-223, 01/062/2008-225 право Учреждения на постоянное (бессрочное) пользование вышеуказанными земельными участками прекращено 10.06.2008 на основании распоряжения Комитета от 29.12.2006 N 378-р.
Инспекцией проведена камеральная проверка на основе указанных документов, по итогам которой составлен акт от 17.09.2008 N 14-23-4831 и принято решение от 06.11.2008 N 14-23-4022 о привлечении Учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно данному решению Диспансер привлечен к ответственности по статье 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации за 2007 год в виде штрафа в сумме 50 724 руб., а также по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога в виде 33 816 руб. штрафа; Учреждению также доначислен земельный налог за 2007 год в размере 169 081 руб. и 24 221 руб. пеней.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в части признания правомерным доначисления Учреждению земельного налога за 2007 год по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории города Архангельска земельный налог введен решением Архангельского городского Совета от 26.10.2005 N 51 "О введении земельного налога на территории муниципального образования "город Архангельск".
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Материалами дела подтверждается, что Учреждение обладало правом постоянного бессрочного пользования на вышеуказанные земельные участки, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 03.10.2006 серии 29 АК N 119967, 119966, 119799. Данное право прекращено 10.06.2008, о чем в ЕГРП сделана соответствующая запись (л.д. 83 - 86).
Согласно пункту 1 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращения соответствующего права.
Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что при отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком случае, если такое право ранее зарегистрировано в ЕГРП, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Комитетом 29.12.2006 на основании заявления Учреждения от 14.12.2006 (л.д. 102 - 104) вынесено распоряжение N 378-р, в соответствии с которым с 31.12.2006 право Диспансера на постоянное бессрочное пользование вышеуказанными земельными участками прекращено.
Судом первой инстанции установлено, что своевременное внесение записи о прекращении права постоянного бессрочного пользования Учреждения спорными земельными участками не осуществлено ввиду неправомерных действий Комитета, не исполнившего в установленный срок возложенную на него вышеуказанным законом обязанность.
Вместе с тем, апелляционный суд считает, что подателем апелляционной жалобы не учтены следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV указанного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Статьей 26 ЗК РФ установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV указанного Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.
В силу статьи 14 данного Федерального закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права.
Таким образом, взимание земельного налога производится на основании сведений из ЕГРП.
Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается, в частности, с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога.
Таким образом, вынесение Комитетом решения об изъятии вышеуказанных участков само по себе не является основанием для неуплаты земельного налога, поскольку в силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП.
Федеральным законом N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
При таких обстоятельствах правомерным является начисление Учреждению земельного налога за 2007 год.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Арбитражного суда Архангельской области от 26 января 2009 года по делу N А05-13397/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения здравоохранения "Архангельский областной психоневрологический диспансер" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
О.А.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)