Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 08.09.2009 N Ф04-5187/2009(13484-А67-19) ПО ДЕЛУ N А67-721/2009

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2009 г. N Ф04-5187/2009(13484-А67-19)


Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Ильина В.И.,
судей Беловой Л.В., Финько О.И.,
с участием представителей сторон:
от общества с ограниченной ответственностью "Транскомсервис" - Алембеков Д.Р. (доверенность от 09.02.2009),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Томской области - Качесова Г.А. (доверенность от 31.12.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транскомсервис" на решение от 07.04.2009 (судья Скачкова О.А.) Арбитражного суда Томской области и постановление от 02.06.2009 (судьи Журавлева В.А., Жданова Л.И., Усанина Н.А.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-721/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транскомсервис" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Томской области об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Транскомсервис" (далее - ООО "Транскомсервис"), г. Стрежевой, обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Томской области (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 30.09.2007 N 28 в части начисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, (далее - ЕН по УСН) за 2005-2007 годы в сумме 932 285 руб., пени по данному налогу в сумме 137 569, 97 руб., начисления налога на имущество организаций за 2007 год в сумме 114 853 руб., пени по налогу на имущество в сумме 6 963,93 руб., начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2007 год в сумме 3 242 642 руб., пени по НДС в сумме 367 914,44 руб., начисления единого социального налога (далее - ЕСН) за 2007 год в сумме 687 787 руб., пени по ЕСН в сумме 41 054,26 руб.
Решением от 07.04.2009 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных ООО "Транскомсервис" требований отказано.
Постановлением от 02.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Транскомсервис", ссылаясь на неправильное применение названными судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению ООО "Транскомсервис", судами первой и апелляционной инстанций дана неверная оценка предмета договора осуществляемых данным обществом грузоперевозок.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, соглашаясь с выводами названных судебных инстанций, просит оставить обжалуемые ООО "Транскомсервис" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Транскомсервис" поддержал доводы кассационной жалобы, представитель инспекции - доводы отзыва.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) ООО "Транскомсервис" налогов и сборов инспекцией составлен акт от 01.09.2008 N 28 и принято решение от 30.09.2008 N 28, оспариваемое названным обществом в части начисления ЕН по УСН за 2005-2007 годы в сумме 932 285 руб., пени по данному налогу в сумме 137 569, 97 руб., начисления налога на имущество организаций за 2007 год в сумме 114 853 руб., пени по налогу на имущество в сумме 6 963,93 руб., начисления НДС за 2007 год в сумме 3 242 642 руб., пени по НДС в сумме 367 914,44 руб., начисления ЕСН за 2007 год в сумме 687 787 руб., пени по ЕСН в сумме 41 054,26 руб.
Основанием для доначисления указанных сумм налогов и пеней послужил вывод инспекции о неправомерном применении ООО "Транскомсервис" системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по вывозу автомобильным транспортом и спецтехникой бытовых отходов, поскольку этот вид деятельности не предусмотрен главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Транскомсервис" требований, обе судебные инстанции исходили из того, что согласно пункту 1 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2005 году) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается названным Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
С 01.01.2006 данная правовая норма действует в новой редакции, согласно которой система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2005 году) было предусмотрено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении такого вида предпринимательской деятельности как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
С 01.01.2006 в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Из содержания статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) следует, что под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
На территории Томской области система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности введена Законом Томской области от 15.11.2002 N 86-03 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Томской области", статьей 3 которого предусмотрено, что к указанным видам деятельности относилось оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
Думой г. Стрежевого, на территории которого осуществляет свою деятельность ООО "Транскомсервис", принято решение от 05.10.2005 N 378 "Об утверждении положения "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования "городской округ Стрежевой", которое вступило в силу с 01.01.2006.
В соответствии со статьей 2 указанного Положения система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования городской округ Стрежевой применяется в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Следовательно, в 2005-2007 г. г. система налогообложения в виде ЕНВД могла применяться в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Поскольку понятие "услуги по перевозке грузов" для целей налогообложения налоговым законодательством не определено, в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации указанное понятие подлежит применению в значении, в котором оно используется в нормах гражданского законодательства.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Таким образом, предметом договора перевозки является услуга по доставке (пространственному перемещению) исполнителем вверенного ему груза из пункта отправления в пункт назначения и выдаче его грузополучателю.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Транскомсервис" имело лицензию N ГСС-70-059101 от 28.06.2005 на осуществление перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонн и лицензию N ОТ-62-000211 (70) от 15.11.2006 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии с приложением к лицензии N ОТ-62-000211 (70) от 15.11.2006 к числу отходов, в отношении которых ООО "Транскомсервис" разрешена деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению, относятся, в том числе, отходы (мусор) от уборки территории и помещений, уличный снег.
В рассматриваемом периоде ООО "Транскомсервис" заключались договоры на автотранспортное обслуживание, договоры на оказание услуг по приему и захоронению твердых бытовых и промышленных отходов, договоры на оказание услуг по вывозу, приему и захоронению бытовых отходов, договоры на оказание услуг по вывозу снега с ООО "ЭнергонефтьТомск", ООО "Управление технологического транспорта N 2", муниципальным учреждением здравоохранения "Городская больница г. Стрежевого", ООО "Томскнефть-сервис", ООО "Нефтепромремонт", ОАО "Томскнефть" ВПК, ОАО Национальный банк "ТРАСТ", ООО "Хозтовары", ООО "Торгово-производственное управление", МУ "Библиотечная информационная система", МДОУ детский сад N 9 "Журавушка", МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5 городского округа Стрежевой".
Из содержания этих договоров следует, что ООО "Транскомсервис" принимает на себя обязательство оказывать заказчикам в течение срока действия договора услуги по приему и захоронению промышленных и бытовых отходов или оказание услуг по вывозу снега специально оборудованным транспортом. Перечень подлежащих приему и захоронению отходов, услуг по вывозу снега определен применительно к осуществляемой заказчиком деятельности.
Изучив условия договоров, обе судебные инстанции сделали обоснованный вывод, что предметом деятельности ООО "Транскомсервис" является возмездное оказание услуг по вывозу, приему и захоронению бытовых и промышленных отходов или возмездное оказание услуг по очистке и вывозу с территории снега.
При этом из содержания упомянутых договоров не усматривается наличие основных условий характерных для договора перевозки грузов, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; под опасными отходами - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Деятельность по обращению с отходами регулируется также различными нормативами, правилами, экологическими и санитарными стандартами и техническими регламентами.
Так, с 01.07.2002 постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-ст "О введении в действие межгосударственных стандартов" введен в действие принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения".
Указанный стандарт распространяется на образующиеся в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, а также в быту и муниципальных хозяйствах объекты и отходы, которые подлежат ликвидации, и охватывает стандартизацию обращения с отходами на всех стадиях жизненного цикла отходов.
Пункты 5.21, 5.22 ГОСТа 30772-2001 устанавливают, что технологический цикл отхода - это последовательность технологических процессов ликвидации конкретного отхода, который включает следующие этапы - паспортизацию, сбор, сортировку, транспортирование, хранение (складирование), включая утилизацию, захоронение и/или уничтожение отходов.
В соответствии с 3.2 ГОСТа 30772-2001 удаление отходов также заключается в сборе, сортировке, транспортировании и переработке отходов с их уничтожением и/или захоронением.
В рассматриваемом периоде виды экономической деятельности определялись в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), введенным в действие постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, и Временными методическими указаниями о порядке определения основного вида деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденными приказом Госкомстата России от 22.01.2004 N 8.
Согласно положениям Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) осуществляемая ООО "Транскомсервис" деятельность отнесена к разделу О "Предоставление прочих социальных, коммунальных и персональных услуг", группы 90 "Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность", подгруппы 90.0 "Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность", код 90.00.1 "Удаление и обработка сточных вод", код 90.00.2 "Удаление и обработка твердых отходов", код 90.00.3 "Уборка территории и аналогичная деятельность", которая включает, в том числе: сбор мусора и его вывоз, очистку от снега и льда улиц, дорог и т.п.
В соответствии с частью 1 "Основные определения и понятия" Временных методических указаний экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). При определении вида деятельности не учитывается деятельность, являющаяся составной частью единого технологического процесса, а весь процесс классифицируется по конечной продукции.
Кроме того, в целях применения единого налога на вмененный доход в соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов, а именно автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили.
Между тем в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, тракторы, погрузчики, мусоровозы, машины ассенизационные отнесены к категории подраздела 14 "Машины и оборудование", а не к подразделу 15 "Средства транспортные", что не является основанием для признания их в целях применения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации транспортными средствами.
Принимая во внимание технологические особенности производственного процесса ликвидации отходов, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод, что в рассматриваемых правоотношениях транспортировка отходов не является самостоятельным видом деятельности, а носит составной характер при выполнении работ (оказании услуг) по сбору и размещению отходов.
Следовательно, осуществляемая ООО "Транскомсервис" деятельность подлежит обложению в соответствии с общим режимом налогообложения или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.
Принимая во внимание, что выводы судебных инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:

решение от 07.04.2009 Арбитражного суда Томской области и постановление от 02.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-721/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
Л.В.БЕЛОВА
О.И.ФИНЬКО

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)