Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.02.2007, 12.02.2007 ПО ДЕЛУ N А19-1492/07-44

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


19 февраля 2007 г. Дело N А19-1492/07-44
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Гавриловым О.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Николюк Н.А., паспорт 25 03 609757, доверенность от 20.10.2006, Черемных Е.Н., паспорт 25 03 428277, доверенность от 17.01.2007,
от ответчика: Скорохова С.В., удостоверение УР N 042380, доверенность от 09.01.2007 N 11/45, Юрковой В.Н., удостоверение УР N 042102, доверенность от 24.01.2007 N 02-15/164,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нюанс" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска о признании незаконным решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Нюанс" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска (далее - инспекция, налоговый орган) от 27.12.2006 N 02-10/663ДСП "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
В судебном заседании с 08.02.2007 до 9 часов 00 мин. 12.02.2007 объявлялся перерыв (ст. 163 АПК РФ).
После окончания перерыва судебное заседание было продолжено с участием сторон.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в заявлении.
Представитель инспекции требования общества не признал по основаниям, указанным в отзыве.
Дело рассматривается в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.




Из представленных суду материалов следует, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и полноты уплаты земельного налога за период с 91.01.2003 по 31.12.2005.
По результатам проверки на основании акта выездной налоговой проверки от 15.09.2006 N 02-168/356 инспекцией было принято решение от 27.12.2006 N 02-10/663ДСП "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым общество было привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 526209 руб., в том числе за 2003 год - 159382 руб., 2004 год - 174805 руб., 2005 год - 192022 руб. Кроме того, обществу начислен земельный налог за 2003 год в сумме 796910 руб., за 2004 год в сумме 874025 руб., за 2005 год в сумме 960110 руб., а также пени в сумме 901807 руб. 87 коп.
Основанием привлечения общества к налоговой ответственности, доначисления земельного налога и пени послужило то обстоятельство, что общество неправомерно применяло пониженную ставку налога в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона N 1738-1 "О плате за землю" в размере 3% от ставки земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, применяемую к землям, занятым жилищным фондом.
Общество считает решение налогового органа незаконным, нарушающим его права и законные интересы, поскольку полагает, что правомерно уплачивало земельный налог в размерах, установленных с ч. 5 ст. 8 Закона N 1738-1 "О плате за землю".
Изучив представленные материалы, доводы и возражения сторон, суд считает заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком земельного налога.
Вопросы исчисления и уплаты земельного налога регламентируются положениями Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", а также принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления (Закон Иркутской области "Об плате за землю" от 05.06.1995 N 124).
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" собственники земли, землевладельцы, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
ООО "Нюанс" на основании постановления главы администрации г. Иркутска от 14.02.1992 N 16/94 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 8,63 га в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Байкальская, восточнее района Солнечный на полуострове Иркутского водохранилища, под строительство жилого комплекса.
С учетом изъятия земельных участков и проведенной МУП "ГИГЦ" инвентаризации общая площадь земельного участка, предоставленного ООО "Нюанс" под строительство жилого комплекса, составила 6,6568 га.
Основанием привлечения общества к налоговой ответственности, доначисления земельного налога и пени послужило то обстоятельство, что общество при исчислении земельного налога за 2003, 2004, 2005 годы неправомерно применяло пониженную ставку налога в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона N 1738-1 "О плате за землю" в размере 3% от ставки земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, применяемую к землям, занятым жилищным фондом.
Общество считает, что правомерно применяло ставку налога, предусмотренную п. 5 ст. 8 Закона N 1738-1 "О плате за землю".
В соответствии с частью 1, 2, 3 статьи 8 Закона N 1738-1 "О плате за землю" в редакциях Федеральных законов от 09.08.1994 N 22-ФЗ, от 31.12.1997 N 158-ФЗ налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к настоящему Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
В редакции ФЗ от 09.08.1994 N 22-ФЗ часть 5 ст. 8 ФЗ "О плате за землю" содержала следующие положения: "Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр".
Позиция налоговых органов по применению данной статьи, изложенная в письме МНС РФ от 27.04.2004 N ВТ-6-04/351, сводилась к тому, что в соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР, не завершенные строительством и не принятые в эксплуатацию органами технического учета жилые дома и жилые помещения не включаются в понятие "жилищный фонд", в связи с чем до ввода дома в эксплуатацию льготное налогообложение в размере 3% от ставки земельного налога не должно распространяться на земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов.
Указанное письмо по требованию Министерства юстиции Российской Федерации от 23.04.2002 было отменено.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.02.2003 по делу N 78-Впр03-3 и определением Президиума Верховного Суда РФ от 14.07.2004 по делу N 15пв04пр было установлено, что часть 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" предусматривает предоставление 3% ставки, исходя из целевого назначения земли, и прямо не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрации его в качестве жилого фонда. В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей, ссылка же на ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР ошибочна, поскольку эта норма не является налоговой.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.06.2003 N 276-О признал правомерными выводы, изложенные судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.02.2003 по делу N 78-Впр03-3 и определением Президиума Верховного Суда РФ от 14.07.2004 по делу N 15пв04пр, при этом указал, что часть 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" предусматривает 3 процента ставки налога, исходя из целевого назначения земли, и прямо не связывает право на нее с регистрацией объектов недвижимости в качестве жилого фонда.
Федеральным законом от 20.08.2004 N 116-ФЗ в часть 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" были внесены изменения.
С учетом указанных изменений в редакции Федеральных законов от 09.08.1994 N 22-ФЗ, от 20.08.2004 N 116-ФЗ диспозиция статьи стала выглядеть следующим образом: налог за земли, предоставленные физическим лицам для индивидуального жилищного строительства или занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Действие части пятой статьи 8 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 20.08.2004 N 116-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2000 года.
Из анализа п. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" следует, что возможность расчета налога, исходя трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр, распространяется на земли, предоставленные физическим лицам для индивидуального жилищного строительства или занятые жилищным фондом, а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты.
Из буквального толкования рассматриваемой нормы следует, что внесенные в нее изменения по существу не изменили ее толкование, данное Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05.06.2003 N 276-О, а также судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.02.2003 по делу N 78-Впр03-3 и определением Президиума Верховного Суда РФ от 14.07.2004 по делу N 15пв04пр.
Учитывая изложенное, для правомерности применения указанной выше льготы необходимо установить целевое предназначение земли и не связывать данное право с регистрацией объектов недвижимости в качестве жилого фонда.
Из представленных документов следует, что строительство жилого комплекса на выделенной обществу земле в настоящий момент еще не закончено. Объекты в эксплуатацию не введены. В настоящий момент выполнены работы по строительству канализационной и водопроводной сети, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела технические паспорта на объекты незавершенного строительства.
Спорные земельные участки в настоящее время находятся у общества на праве постоянного (бессрочного) пользования. Право собственности на указанные объекты незавершенного строительства было зарегистрировано ООО "Нюанс" лишь в 2006 году, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.01.2006 и 30.08.2006.
Таким образом, порядок определения размера земельного налога, установленного частями 10, 11, 12 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", относящийся к земельным участкам, приобретенным в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, в спорный период (2003, 2004, 2005 годов) к обществу применен быть не может.
Доказательств того, что земельный участок, выделенный обществу под строительство жилого комплекса, используется им не по назначению, налоговым органом суду не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Учитывая изложенное, суд считает, что общество правомерно воспользовалось установленной п. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" льготой, в соответствии с которой земельный налог рассчитывается, исходя из трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Других оснований для привлечения общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 526209 руб., начисления обществу земельного налога в сумме 2631045 руб., а также пени в сумме 901807 руб. 87 коп. в оспариваемом решении не приведено.
В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования заявителя обоснованны, документально подтверждены и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 104, 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная при обращении с иском в суд, подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Правобережному округу г. Иркутска от 27.12.2006 N 02-10/663ДСП "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" как не соответствующее ст. ст. 75, 122, 388 Налогового кодекса Российской Федерации, части 5 ст. 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Правобережному округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Нюанс" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 1 от 11.01.2007.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
О.В.ГАВРИЛОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)