Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 11 мая 2004 года Дело N Ф04/2586-1042/А27-2004
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на решение от 08.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9921/2003-6 по заявлению Кемеровского открытого акционерного общества "Ортон", г. Кемерово, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе осуществить зачет излишне уплаченных сумм земельного налога,
Кемеровское открытое акционерное общество "Ортон" (далее КОАО "Ортон") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - ИМНС по г. Кемерово, налоговая инспекция), выразившегося в отказе осуществить зачет излишне уплаченного за период 2001 - 2002 годов земельного налога в сумме 2474028 рублей. Одновременно заявитель обратился с требованием обязать налоговую инспекцию произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога в счет предстоящих платежей.
Заявленные требования мотивированы тем, что при исчислении земельного налога за 1997 год налогоплательщиком необоснованно к ставкам земельного налога, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", был применен коэффициент 2, предусмотренный статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", поскольку данное решение местного органа власти вступило в силу только 01.01.1997.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 09.02.2004 без изменения, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ИМНС по г. Кемерово, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит решение и постановление арбитражного суда отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований КОАО "Ортон".
Податель кассационной жалобы полагает, что судом не учтено, что организация неправомерно при исчислении налога на землю за 2001 - 2003 годы применила ставки земельного налога без учета корректирующего коэффициента, установленного статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год".
В отзыве на кассационную жалобу КОАО "Ортон" считает принятые по делу решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержаны представителями сторон в судебном заседании.
Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы заявителя и считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене по следующим причинам.
Как следует из материалов дела, КОАО "Ортон" представило в ИМНС по г. Кемерово уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 и 2002 годы и заявление о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 2474028 руб.
В ответ на обращение налогоплательщика налоговый орган письмом от 08.07.2003 N 16-12-34/2331 сообщил, что зачет излишне уплаченных сумм земельного налога невозможен, так как у налогоплательщика имеется задолженность перед бюджетом по данному налогу.
Не согласившись с отказом ИМНС по г. Кемерово о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в счет предстоящих платежей, КОАО "Ортон" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением за защитой своего нарушенного права.
Арбитражный суд, признавая действия налогового органа необоснованными, исходил из следующих норм права и установленных по делу фактических обстоятельств.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователей земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В соответствии с Законами Российской Федерации от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" и от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово" утверждены территориально-экономические зоны города Кемерово согласно приложению N 1 и утверждены базовые ставки земельного налога по экономическим зонам согласно приложению N 2.
Согласно статье 13 Федерального закона Российской Федерации от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
С учетом изложенной правовой позиции, удовлетворяя требования налогоплательщика, судебные инстанции пришли к выводу, что коэффициент 2, предусмотренный Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1997 год", не применяется к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996, так как указанные ставки действуют только с 01.01.1997 и в 1996 году действовать не могли.
Однако, вынося решение о понуждении налогового органа произвести перерасчет уплаченных сумм земельного налога за 1997 год и произвести зачет излишне уплаченного в счет предстоящих платежей, суд не проверил довод налогового органа о том, что ставки земельного налога, установленные в г. Кемерово решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", приняты на основании ставок земельного налога, установленных федеральным законодательством, с учетом существовавших поправочных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации и законами Российской Федерации о бюджете, и соответствовали ставке налога, существовавшей в 1996 году.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что Арбитражный суд Кемеровской области принял решение на основании неполно исследованных обстоятельств дела, что могло привести к принятию неправильного решения. В связи с данными причинами дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо исследовать все доказательства, представленные сторонами, исследовать и дать правовую оценку обстоятельствам, на которые стороны, участвующие в деле, ссылаются как на основание своих требований и возражений. Суду следует установить, какие ставки существовали в г. Кемерово в 1996 году, проверить правильность первоначального исчисления налогоплательщиком налога на землю, соответствие ставок земельного налога, установленных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", ставкам налога, существовавшим в 1996 году, рассмотреть дело по существу, а также в соответствии со статьей 110 АПК РФ распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 08.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9921/2003-6 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 11 мая 2004 года Дело N Ф04/2586-1042/А27-2004
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на решение от 08.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9921/2003-6 по заявлению Кемеровского открытого акционерного общества "Ортон", г. Кемерово, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе осуществить зачет излишне уплаченных сумм земельного налога,
Кемеровское открытое акционерное общество "Ортон" (далее КОАО "Ортон") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - ИМНС по г. Кемерово, налоговая инспекция), выразившегося в отказе осуществить зачет излишне уплаченного за период 2001 - 2002 годов земельного налога в сумме 2474028 рублей. Одновременно заявитель обратился с требованием обязать налоговую инспекцию произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога в счет предстоящих платежей.
Заявленные требования мотивированы тем, что при исчислении земельного налога за 1997 год налогоплательщиком необоснованно к ставкам земельного налога, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", был применен коэффициент 2, предусмотренный статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", поскольку данное решение местного органа власти вступило в силу только 01.01.1997.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 09.02.2004 без изменения, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ИМНС по г. Кемерово, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит решение и постановление арбитражного суда отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований КОАО "Ортон".
Податель кассационной жалобы полагает, что судом не учтено, что организация неправомерно при исчислении налога на землю за 2001 - 2003 годы применила ставки земельного налога без учета корректирующего коэффициента, установленного статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год".
В отзыве на кассационную жалобу КОАО "Ортон" считает принятые по делу решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержаны представителями сторон в судебном заседании.
Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы заявителя и считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене по следующим причинам.
Как следует из материалов дела, КОАО "Ортон" представило в ИМНС по г. Кемерово уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 и 2002 годы и заявление о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 2474028 руб.
В ответ на обращение налогоплательщика налоговый орган письмом от 08.07.2003 N 16-12-34/2331 сообщил, что зачет излишне уплаченных сумм земельного налога невозможен, так как у налогоплательщика имеется задолженность перед бюджетом по данному налогу.
Не согласившись с отказом ИМНС по г. Кемерово о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в счет предстоящих платежей, КОАО "Ортон" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением за защитой своего нарушенного права.
Арбитражный суд, признавая действия налогового органа необоснованными, исходил из следующих норм права и установленных по делу фактических обстоятельств.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователей земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В соответствии с Законами Российской Федерации от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" и от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово" утверждены территориально-экономические зоны города Кемерово согласно приложению N 1 и утверждены базовые ставки земельного налога по экономическим зонам согласно приложению N 2.
Согласно статье 13 Федерального закона Российской Федерации от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
С учетом изложенной правовой позиции, удовлетворяя требования налогоплательщика, судебные инстанции пришли к выводу, что коэффициент 2, предусмотренный Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1997 год", не применяется к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996, так как указанные ставки действуют только с 01.01.1997 и в 1996 году действовать не могли.
Однако, вынося решение о понуждении налогового органа произвести перерасчет уплаченных сумм земельного налога за 1997 год и произвести зачет излишне уплаченного в счет предстоящих платежей, суд не проверил довод налогового органа о том, что ставки земельного налога, установленные в г. Кемерово решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", приняты на основании ставок земельного налога, установленных федеральным законодательством, с учетом существовавших поправочных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации и законами Российской Федерации о бюджете, и соответствовали ставке налога, существовавшей в 1996 году.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что Арбитражный суд Кемеровской области принял решение на основании неполно исследованных обстоятельств дела, что могло привести к принятию неправильного решения. В связи с данными причинами дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо исследовать все доказательства, представленные сторонами, исследовать и дать правовую оценку обстоятельствам, на которые стороны, участвующие в деле, ссылаются как на основание своих требований и возражений. Суду следует установить, какие ставки существовали в г. Кемерово в 1996 году, проверить правильность первоначального исчисления налогоплательщиком налога на землю, соответствие ставок земельного налога, установленных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", ставкам налога, существовавшим в 1996 году, рассмотреть дело по существу, а также в соответствии со статьей 110 АПК РФ распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 08.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9921/2003-6 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.05.2004 N Ф04/2586-1042/А27-2004
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 11 мая 2004 года Дело N Ф04/2586-1042/А27-2004
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на решение от 08.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9921/2003-6 по заявлению Кемеровского открытого акционерного общества "Ортон", г. Кемерово, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе осуществить зачет излишне уплаченных сумм земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
Кемеровское открытое акционерное общество "Ортон" (далее КОАО "Ортон") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - ИМНС по г. Кемерово, налоговая инспекция), выразившегося в отказе осуществить зачет излишне уплаченного за период 2001 - 2002 годов земельного налога в сумме 2474028 рублей. Одновременно заявитель обратился с требованием обязать налоговую инспекцию произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога в счет предстоящих платежей.
Заявленные требования мотивированы тем, что при исчислении земельного налога за 1997 год налогоплательщиком необоснованно к ставкам земельного налога, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", был применен коэффициент 2, предусмотренный статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", поскольку данное решение местного органа власти вступило в силу только 01.01.1997.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 09.02.2004 без изменения, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ИМНС по г. Кемерово, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит решение и постановление арбитражного суда отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований КОАО "Ортон".
Податель кассационной жалобы полагает, что судом не учтено, что организация неправомерно при исчислении налога на землю за 2001 - 2003 годы применила ставки земельного налога без учета корректирующего коэффициента, установленного статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год".
В отзыве на кассационную жалобу КОАО "Ортон" считает принятые по делу решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержаны представителями сторон в судебном заседании.
Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы заявителя и считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене по следующим причинам.
Как следует из материалов дела, КОАО "Ортон" представило в ИМНС по г. Кемерово уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 и 2002 годы и заявление о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 2474028 руб.
В ответ на обращение налогоплательщика налоговый орган письмом от 08.07.2003 N 16-12-34/2331 сообщил, что зачет излишне уплаченных сумм земельного налога невозможен, так как у налогоплательщика имеется задолженность перед бюджетом по данному налогу.
Не согласившись с отказом ИМНС по г. Кемерово о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в счет предстоящих платежей, КОАО "Ортон" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением за защитой своего нарушенного права.
Арбитражный суд, признавая действия налогового органа необоснованными, исходил из следующих норм права и установленных по делу фактических обстоятельств.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователей земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В соответствии с Законами Российской Федерации от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" и от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово" утверждены территориально-экономические зоны города Кемерово согласно приложению N 1 и утверждены базовые ставки земельного налога по экономическим зонам согласно приложению N 2.
Согласно статье 13 Федерального закона Российской Федерации от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
С учетом изложенной правовой позиции, удовлетворяя требования налогоплательщика, судебные инстанции пришли к выводу, что коэффициент 2, предусмотренный Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1997 год", не применяется к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996, так как указанные ставки действуют только с 01.01.1997 и в 1996 году действовать не могли.
Однако, вынося решение о понуждении налогового органа произвести перерасчет уплаченных сумм земельного налога за 1997 год и произвести зачет излишне уплаченного в счет предстоящих платежей, суд не проверил довод налогового органа о том, что ставки земельного налога, установленные в г. Кемерово решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", приняты на основании ставок земельного налога, установленных федеральным законодательством, с учетом существовавших поправочных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации и законами Российской Федерации о бюджете, и соответствовали ставке налога, существовавшей в 1996 году.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что Арбитражный суд Кемеровской области принял решение на основании неполно исследованных обстоятельств дела, что могло привести к принятию неправильного решения. В связи с данными причинами дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо исследовать все доказательства, представленные сторонами, исследовать и дать правовую оценку обстоятельствам, на которые стороны, участвующие в деле, ссылаются как на основание своих требований и возражений. Суду следует установить, какие ставки существовали в г. Кемерово в 1996 году, проверить правильность первоначального исчисления налогоплательщиком налога на землю, соответствие ставок земельного налога, установленных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", ставкам налога, существовавшим в 1996 году, рассмотреть дело по существу, а также в соответствии со статьей 110 АПК РФ распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 08.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9921/2003-6 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 11 мая 2004 года Дело N Ф04/2586-1042/А27-2004
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на решение от 08.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9921/2003-6 по заявлению Кемеровского открытого акционерного общества "Ортон", г. Кемерово, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе осуществить зачет излишне уплаченных сумм земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
Кемеровское открытое акционерное общество "Ортон" (далее КОАО "Ортон") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - ИМНС по г. Кемерово, налоговая инспекция), выразившегося в отказе осуществить зачет излишне уплаченного за период 2001 - 2002 годов земельного налога в сумме 2474028 рублей. Одновременно заявитель обратился с требованием обязать налоговую инспекцию произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога в счет предстоящих платежей.
Заявленные требования мотивированы тем, что при исчислении земельного налога за 1997 год налогоплательщиком необоснованно к ставкам земельного налога, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", был применен коэффициент 2, предусмотренный статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", поскольку данное решение местного органа власти вступило в силу только 01.01.1997.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 09.02.2004 без изменения, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ИМНС по г. Кемерово, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит решение и постановление арбитражного суда отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований КОАО "Ортон".
Податель кассационной жалобы полагает, что судом не учтено, что организация неправомерно при исчислении налога на землю за 2001 - 2003 годы применила ставки земельного налога без учета корректирующего коэффициента, установленного статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год".
В отзыве на кассационную жалобу КОАО "Ортон" считает принятые по делу решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержаны представителями сторон в судебном заседании.
Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы заявителя и считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене по следующим причинам.
Как следует из материалов дела, КОАО "Ортон" представило в ИМНС по г. Кемерово уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 и 2002 годы и заявление о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 2474028 руб.
В ответ на обращение налогоплательщика налоговый орган письмом от 08.07.2003 N 16-12-34/2331 сообщил, что зачет излишне уплаченных сумм земельного налога невозможен, так как у налогоплательщика имеется задолженность перед бюджетом по данному налогу.
Не согласившись с отказом ИМНС по г. Кемерово о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в счет предстоящих платежей, КОАО "Ортон" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением за защитой своего нарушенного права.
Арбитражный суд, признавая действия налогового органа необоснованными, исходил из следующих норм права и установленных по делу фактических обстоятельств.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователей земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В соответствии с Законами Российской Федерации от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" и от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово" утверждены территориально-экономические зоны города Кемерово согласно приложению N 1 и утверждены базовые ставки земельного налога по экономическим зонам согласно приложению N 2.
Согласно статье 13 Федерального закона Российской Федерации от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
С учетом изложенной правовой позиции, удовлетворяя требования налогоплательщика, судебные инстанции пришли к выводу, что коэффициент 2, предусмотренный Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1997 год", не применяется к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996, так как указанные ставки действуют только с 01.01.1997 и в 1996 году действовать не могли.
Однако, вынося решение о понуждении налогового органа произвести перерасчет уплаченных сумм земельного налога за 1997 год и произвести зачет излишне уплаченного в счет предстоящих платежей, суд не проверил довод налогового органа о том, что ставки земельного налога, установленные в г. Кемерово решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", приняты на основании ставок земельного налога, установленных федеральным законодательством, с учетом существовавших поправочных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации и законами Российской Федерации о бюджете, и соответствовали ставке налога, существовавшей в 1996 году.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что Арбитражный суд Кемеровской области принял решение на основании неполно исследованных обстоятельств дела, что могло привести к принятию неправильного решения. В связи с данными причинами дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо исследовать все доказательства, представленные сторонами, исследовать и дать правовую оценку обстоятельствам, на которые стороны, участвующие в деле, ссылаются как на основание своих требований и возражений. Суду следует установить, какие ставки существовали в г. Кемерово в 1996 году, проверить правильность первоначального исчисления налогоплательщиком налога на землю, соответствие ставок земельного налога, установленных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", ставкам налога, существовавшим в 1996 году, рассмотреть дело по существу, а также в соответствии со статьей 110 АПК РФ распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 08.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9921/2003-6 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)