Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.11.2003 N Ф04/5921-1144/А70-2003

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 24 ноября 2003 года Дело N Ф04/5921-1144/А70-2003


Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 2 по г. Тюмени обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о взыскании штрафа в размере 5020 руб. 60 коп. с небанковской кредитной организации ООО "СНП "Кредит".
Решением от 30.06.2003 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что в силу статьи 9 Федерального закона Российской Федерации N 129-ФЗ от 21.11.96 "О бухгалтерском учете" форма 1-НДФЛ не является первичным документом бухгалтерского учета. Отсутствие данной карточки не является отсутствием у налогоплательщика регистра бухгалтерского учета.
Суд сделал вывод, что правовых оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 120 и статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации у налогового органа не было.
Постановлением от 28.08.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Суд мотивировал данный вывод тем, что правовые основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 120 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Судебная инстанция полностью поддержала выводы суда первой инстанции.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, судом допущено нарушение норм материального права, в частности, неверно применены пункт 1 статьи 230, статья 120 Налогового кодекса Российской Федерации, неправильно истолкована статья 9 Федерального закона Российской Федерации N 129-ФЗ от 21.11.96 "О бухгалтерском учете", а также не полностью выяснены обстоятельства дела.




В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, так как отсутствие карточки формы 1-НДФЛ установленного образца не является отсутствием регистра бухгалтерского учета и форма 1-НДФЛ велась в электронном виде, что соответствует положению статьи 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 29.11.96 N 129-ФЗ.
Суд правильно расценил, что отсутствие таких карточек не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов по делу.
Материалами дела установлено, что Инспекцией Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 2 по г. Тюмени была проведена проверка ООО "СНП "Кредит" по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет удержанных сумм, а именно подоходного налога за период с 01.12.2000 по 31.12.2001, налога на доходы за период с 01.01.2002, единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2001.
При этом выявлено, что в нарушение пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации учет полученных физическими лицами доходов по форме 1-НДФЛ в 2002 году обществом не велся, налог на доходы физических лиц неправильно исчислен и удержан.
Решением руководителя налогового органа N 13-22/73 от 14.03.2003 ООО "СНП "Кредит" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, с наложением штрафа в размере 20,60 руб.; пунктом 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение ООО "СНП "Кредит" в 2002 году правил учета доходов, полученных физическими лицами, с наложением штрафа в размере 5000 руб.
Налоговым органом было выставлено налогоплательщику требование об уплате налоговых санкций, которое ООО "СНП "Кредит" своевременно не исполнило. Это явилось основанием для обращения Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 2 по г. Тюмени с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
В пункте 2.2 акта выездной налоговой проверки от 12.02.2003 указано, что учет доходов, полученных физическими лицами, в налоговом периоде в 2002 году определялся не по форме 1-НДФЛ, утвержденной Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 01.11.2000 N БГ-3-08/379.
Данное налоговое правонарушение не является правонарушением, за которое предусмотрена налоговая ответственность по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из представленных и исследованных в судебном заседании трудового договора N 3 от 01.02.2002, заключенного с Т.С.Кравцовой, заявления Т.С.Кравцовой о предоставлении стандартных налоговых вычетов выводы налогового органа о неправомерности проведенных в 2002 г. налогоплательщиком стандартных налоговых вычетов опровергнуты.
Кассационная инстанция находит правомерными выводы суда первой и апелляционной инстанций о том, что правовые основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 120, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с вышеизложенным в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30.06.2003 первой и постановление от 28.08.2003 апелляционной инстанций Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-3566/29-2003 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 24 ноября 2003 года Дело N Ф04/5921-1144/А70-2003


Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 2 по г. Тюмени обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о взыскании штрафа в размере 5020 руб. 60 коп. с небанковской кредитной организации ООО "СНП "Кредит".
Решением от 30.06.2003 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что в силу статьи 9 Федерального закона Российской Федерации N 129-ФЗ от 21.11.96 "О бухгалтерском учете" форма 1-НДФЛ не является первичным документом бухгалтерского учета. Отсутствие данной карточки не является отсутствием у налогоплательщика регистра бухгалтерского учета.
Суд сделал вывод, что правовых оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 120 и статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации у налогового органа не было.
Постановлением от 28.08.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда Тюменской области решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Суд мотивировал данный вывод тем, что правовые основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 120 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Судебная инстанция полностью поддержала выводы суда первой инстанции.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя, судом допущено нарушение норм материального права, в частности, неверно применены пункт 1 статьи 230, статья 120 Налогового кодекса Российской Федерации, неправильно истолкована статья 9 Федерального закона Российской Федерации N 129-ФЗ от 21.11.96 "О бухгалтерском учете", а также не полностью выяснены обстоятельства дела.




В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения, так как отсутствие карточки формы 1-НДФЛ установленного образца не является отсутствием регистра бухгалтерского учета и форма 1-НДФЛ велась в электронном виде, что соответствует положению статьи 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 29.11.96 N 129-ФЗ.
Суд правильно расценил, что отсутствие таких карточек не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов по делу.
Материалами дела установлено, что Инспекцией Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 2 по г. Тюмени была проведена проверка ООО "СНП "Кредит" по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет удержанных сумм, а именно подоходного налога за период с 01.12.2000 по 31.12.2001, налога на доходы за период с 01.01.2002, единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2001.
При этом выявлено, что в нарушение пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации учет полученных физическими лицами доходов по форме 1-НДФЛ в 2002 году обществом не велся, налог на доходы физических лиц неправильно исчислен и удержан.
Решением руководителя налогового органа N 13-22/73 от 14.03.2003 ООО "СНП "Кредит" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, с наложением штрафа в размере 20,60 руб.; пунктом 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение ООО "СНП "Кредит" в 2002 году правил учета доходов, полученных физическими лицами, с наложением штрафа в размере 5000 руб.
Налоговым органом было выставлено налогоплательщику требование об уплате налоговых санкций, которое ООО "СНП "Кредит" своевременно не исполнило. Это явилось основанием для обращения Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 2 по г. Тюмени с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
В пункте 2.2 акта выездной налоговой проверки от 12.02.2003 указано, что учет доходов, полученных физическими лицами, в налоговом периоде в 2002 году определялся не по форме 1-НДФЛ, утвержденной Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 01.11.2000 N БГ-3-08/379.
Данное налоговое правонарушение не является правонарушением, за которое предусмотрена налоговая ответственность по пункту 1 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из представленных и исследованных в судебном заседании трудового договора N 3 от 01.02.2002, заключенного с Т.С.Кравцовой, заявления Т.С.Кравцовой о предоставлении стандартных налоговых вычетов выводы налогового органа о неправомерности проведенных в 2002 г. налогоплательщиком стандартных налоговых вычетов опровергнуты.
Кассационная инстанция находит правомерными выводы суда первой и апелляционной инстанций о том, что правовые основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 120, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с вышеизложенным в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30.06.2003 первой и постановление от 28.08.2003 апелляционной инстанций Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-3566/29-2003 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)