Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 6 октября 2004 года Дело N А05-2163/04-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корпусовой О.А., Хохлова Д.В., рассмотрев 05.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.05.04 по делу N А05-2163/04-13 (судья Сметанин К.А.),
Открытое акционерное общество "Комбинат торговой техники и рекламы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (с учетом уточнения предмета спора) о признании недействительным пункта 2 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - инспекция) от 02.02.04 N 17-23/13-1746 в части доначисления земельного налога: 37395 руб. за 2001 год, 77906 руб. за 2002 год, 134622 руб. за 2003 год - и обязании инспекции возвратить из бюджета излишне уплаченный в 1999 - 2003 годах земельный налог в сумме 319520 руб.
Решением арбитражного суда от 19.05.04 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда. По мнению инспекции, установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом всех повышающих коэффициентов, установленных Федеральными законами от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (далее - Закон N 36-ФЗ), от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (статья 18) (далее - Закон N 227-ФЗ), от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (статья 12) (далее - Закон N 150-ФЗ), от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (статья 14) (далее - Закон N 194-ФЗ).
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество 19.12.03 представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 1999 - 2003 годы. В обоснование общество ссылается на наличие переплаты, образовавшейся от неправильного применения повышающих коэффициентов к ставке 1998 года, хотя в 1999 году решением Архангельского городского Совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - решение N 337) установлена новая базовая ставка - 5,74 руб. за квадратный метр.
В заявлении от 23.12.03 общество в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) просило налоговый орган произвести зачет излишне уплаченного земельного налога за 1999 год в сумме 30717 руб. в счет текущих платежей за 2004 год и возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2000 - 2003 годы в сумме 381549 руб.
Письмом от 08.01.04 N 17-23/13-311 инспекция известила общество о том, что на основании статьи 87 и пункта 8 статьи 78 НК РФ уточненные декларации по земельному налогу за 1999 и 2000 годы не приняты в связи с истечением срока исковой давности по возврату налога.
При подаче уточненных деклараций налог на землю обществом исчислен с учетом ставок земельного налога, установленных решением N 337: за 2000 год из базовой ставки 1999 года с применением коэффициента 1,2, установленного Законом N 227-ФЗ, за 2001 год из базовой ставки 1999 года с применением коэффициента 1,2, за 2002 год из базовой ставки 1999 года с применением коэффициентов 1,2 и 2, установленного Законом 194-ФЗ, за 2003 год из базовой ставки 1999 года с применением коэффициентов 1,2, 2 и 1,8, установленного Законом N 110-ФЗ.
Инспекция провела камеральную проверку уточненных деклараций, о чем составила акт от 06.01.03 N 17-23/13-13. По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение от 02.02.04 N 17-23/13-1746, согласно пункту 2 которого обществу восстановлен земельный налог за 2001 год в сумме 43626 руб., за 2002 год в сумме 87254 руб., за 2003 год в сумме 213153 руб. При этом по расчету инспекции размер подлежащего уплате налога составил: за 2001 год - 74790 руб., за 2002 год - 149580 руб., за 2003 год - 269246 руб.
По существу рассматриваемый спор касается порядка определения налоговой ставки для исчисления земельного налога, подлежащей применению в 1999 году.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные данным Законом ставки земельного налога. Индексация ставок земельного налога осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В последующем коэффициенты включались в федеральные законы о бюджете на соответствующие годы.
Исходя из названных законов, под ставкой земельного налога следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет. То есть коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете, перемножаются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 06.02.04 N 48-О, от 12.05.03 N 186-О, постановлении от 21.03.97 N 5-П, законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы, самостоятельно определяя их перечень в соответствии с Конституцией Российской Федерации, все элементы налоговых обязательств, а субъект вправе решить, вводить ли его на своей территории, и конкретизирует порядок и сроки их уплаты и исчисления. В данном случае у субъекта имелось право утвердить правила дифференцирования средних ставок по местоположению, по зонам, определить порядок и сроки уплаты земельного налога.
До 1999 года в городе Архангельске действовали ставки, установленные Положением о плате за землю в городе Архангельске, утвержденным Архангельским городским Советом депутатов от 27.05.97 N 56.
Решением N 337 утверждены схема ценового зонирования муниципального образования "Город Архангельск", границы ценовых зон селитебных земель и земель, занятых промышленными предприятиями, а также коэффициенты дифференциации средних ставок земельного налога и базовые ставки земельного налога. Ставки налога введены в действие с 01.01.99.
Из материалов дела следует, что общество занимает земельный участок в оценочной зоне П-2 площадью 5429 квадратных метров.
Ставка налога на землю с 01.01.99 земельного участка, которым пользуется общество (зона П-2), установлена в размере 5,74 руб. за квадратный метр.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В силу Закона Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" и статьи 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
Согласно Федеральному закону от 24.07.02 N 110-ФЗ ставки, действовавшие в 2002 году, применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Коэффициенты на 2002 год установлены Законом Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" от 05.12.01, опубликованным 17.12.01, и статьей 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год", опубликованного 31.12.01.
В данном случае инспекцией не учтено, что указанный коэффициент в 2002 году подлежал применению только с 01.02.02, так как в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.03 нормами Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", установившими новые средние ставки земельного налога, конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, нарушено не было, как не было нарушено и требование о соблюдении определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционный режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, поэтому по правилам статьи 5 НК РФ коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставка земельного налога не изменена, то есть ставка, действовавшая в 2000 году, применяется с 01.01.01. Федеральный закон от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" опубликован 17.12.01, и поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.02.02.
Таким образом, вывод суда, что в 1999 году земельный налог подлежал исчислению с применением новой базовой ставки - 5,74 руб. за квадратный метр, - правомерен. Утверждение инспекции о том, что данная ставка подлежала индексации на коэффициент "2", несостоятельно, поскольку указанный коэффициент применяется к ставкам 1998 года.
Исходя из материалов дела, акта сверки расчетов, платежных поручений на уплату земельного налога, суд установил, что переплата налога в общей сумме составила 319520 руб. 95 коп., в том числе: за 1999 год - 31162 руб., за 2000 год - 38433 руб. 70 коп., за 2001 год - 37395 руб., за 2002 год - 77906 руб. 25 коп., за 2003 год - 134624 руб.
Довод инспекции о пропуске срока исковой давности правомерно не принят во внимание судом первой инстанции.
Статьей 78 НК РФ установлен трехлетний срок для обращения налогоплательщика в налоговый орган с письменным заявлением о возврате налога, а не в суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.01 N 173-О, статьей 78 НК РФ, регламентирующей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней, устанавливается обязанность налогового органа сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8). Налоговый орган в течение месяца со дня подачи заявления обязан возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено названным Кодексом (пункт 9).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что норма, изложенная в пункте 8 статьи 78 НК РФ, "направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов".
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации указал, что "данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации)", тем самым подтвердил, что изложенная в пункте 8 норма, являющаяся составной частью статьи 78 НК РФ, адресованная налоговым органам, не содержит положений, ограничивающих конституционные права на судебную защиту.
Обществом заявление о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2003 годы подано 23.12.03, то есть в пределах трехгодичного срока. По излишне уплаченному земельному налогу за 1999 год подано заявление на зачет в счет уплаты текущих платежей за 2004 год (л.д. 48), а не на возврат налога. Требование о зачете обществом не заявлено.
Таким образом, решение суда обоснованно в части обязания инспекции возвратить из бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2000 - 2003 годы в сумме 288358 руб. 95 коп. В остальной части в удовлетворении требований о возврате земельного налога на 1999 год в сумме 311623 руб. следует отказать.
С учетом изложенного решение суда от 19.05.04 следует изменить в части обязания инспекции возвратить обществу 31162 руб. излишне уплаченного земельного налога за 1999 год. В удовлетворении требований в данной части следует отказать. В остальной части решение оставить без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.05.04 по делу N А05-2163/04-13 изменить. Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску от 02.02.04 N 17-23/13-1746 в части начисления открытому акционерному обществу "Комбинат торговой техники и рекламы" земельного налога: 37395 руб. за 2001 год, 77906 руб. за 2002 год, 134622 руб. за 2003 год.
Обязать Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску возвратить открытому акционерному обществу "Комбинат торговой техники и рекламы" из бюджета 288358 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2003 годы. В остальной части заявленных требований отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 06.10.2004 N А05-2163/04-13
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2004 года Дело N А05-2163/04-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корпусовой О.А., Хохлова Д.В., рассмотрев 05.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.05.04 по делу N А05-2163/04-13 (судья Сметанин К.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Комбинат торговой техники и рекламы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (с учетом уточнения предмета спора) о признании недействительным пункта 2 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - инспекция) от 02.02.04 N 17-23/13-1746 в части доначисления земельного налога: 37395 руб. за 2001 год, 77906 руб. за 2002 год, 134622 руб. за 2003 год - и обязании инспекции возвратить из бюджета излишне уплаченный в 1999 - 2003 годах земельный налог в сумме 319520 руб.
Решением арбитражного суда от 19.05.04 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда. По мнению инспекции, установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом всех повышающих коэффициентов, установленных Федеральными законами от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (далее - Закон N 36-ФЗ), от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (статья 18) (далее - Закон N 227-ФЗ), от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (статья 12) (далее - Закон N 150-ФЗ), от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (статья 14) (далее - Закон N 194-ФЗ).
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество 19.12.03 представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 1999 - 2003 годы. В обоснование общество ссылается на наличие переплаты, образовавшейся от неправильного применения повышающих коэффициентов к ставке 1998 года, хотя в 1999 году решением Архангельского городского Совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - решение N 337) установлена новая базовая ставка - 5,74 руб. за квадратный метр.
В заявлении от 23.12.03 общество в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) просило налоговый орган произвести зачет излишне уплаченного земельного налога за 1999 год в сумме 30717 руб. в счет текущих платежей за 2004 год и возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2000 - 2003 годы в сумме 381549 руб.
Письмом от 08.01.04 N 17-23/13-311 инспекция известила общество о том, что на основании статьи 87 и пункта 8 статьи 78 НК РФ уточненные декларации по земельному налогу за 1999 и 2000 годы не приняты в связи с истечением срока исковой давности по возврату налога.
При подаче уточненных деклараций налог на землю обществом исчислен с учетом ставок земельного налога, установленных решением N 337: за 2000 год из базовой ставки 1999 года с применением коэффициента 1,2, установленного Законом N 227-ФЗ, за 2001 год из базовой ставки 1999 года с применением коэффициента 1,2, за 2002 год из базовой ставки 1999 года с применением коэффициентов 1,2 и 2, установленного Законом 194-ФЗ, за 2003 год из базовой ставки 1999 года с применением коэффициентов 1,2, 2 и 1,8, установленного Законом N 110-ФЗ.
Инспекция провела камеральную проверку уточненных деклараций, о чем составила акт от 06.01.03 N 17-23/13-13. По результатам рассмотрения материалов проверки принято решение от 02.02.04 N 17-23/13-1746, согласно пункту 2 которого обществу восстановлен земельный налог за 2001 год в сумме 43626 руб., за 2002 год в сумме 87254 руб., за 2003 год в сумме 213153 руб. При этом по расчету инспекции размер подлежащего уплате налога составил: за 2001 год - 74790 руб., за 2002 год - 149580 руб., за 2003 год - 269246 руб.
По существу рассматриваемый спор касается порядка определения налоговой ставки для исчисления земельного налога, подлежащей применению в 1999 году.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные данным Законом ставки земельного налога. Индексация ставок земельного налога осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В последующем коэффициенты включались в федеральные законы о бюджете на соответствующие годы.
Исходя из названных законов, под ставкой земельного налога следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет. То есть коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете, перемножаются.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 06.02.04 N 48-О, от 12.05.03 N 186-О, постановлении от 21.03.97 N 5-П, законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы, самостоятельно определяя их перечень в соответствии с Конституцией Российской Федерации, все элементы налоговых обязательств, а субъект вправе решить, вводить ли его на своей территории, и конкретизирует порядок и сроки их уплаты и исчисления. В данном случае у субъекта имелось право утвердить правила дифференцирования средних ставок по местоположению, по зонам, определить порядок и сроки уплаты земельного налога.
До 1999 года в городе Архангельске действовали ставки, установленные Положением о плате за землю в городе Архангельске, утвержденным Архангельским городским Советом депутатов от 27.05.97 N 56.
Решением N 337 утверждены схема ценового зонирования муниципального образования "Город Архангельск", границы ценовых зон селитебных земель и земель, занятых промышленными предприятиями, а также коэффициенты дифференциации средних ставок земельного налога и базовые ставки земельного налога. Ставки налога введены в действие с 01.01.99.
Из материалов дела следует, что общество занимает земельный участок в оценочной зоне П-2 площадью 5429 квадратных метров.
Ставка налога на землю с 01.01.99 земельного участка, которым пользуется общество (зона П-2), установлена в размере 5,74 руб. за квадратный метр.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В силу Закона Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" и статьи 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
Согласно Федеральному закону от 24.07.02 N 110-ФЗ ставки, действовавшие в 2002 году, применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Коэффициенты на 2002 год установлены Законом Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" от 05.12.01, опубликованным 17.12.01, и статьей 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год", опубликованного 31.12.01.
В данном случае инспекцией не учтено, что указанный коэффициент в 2002 году подлежал применению только с 01.02.02, так как в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.03 нормами Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", установившими новые средние ставки земельного налога, конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, нарушено не было, как не было нарушено и требование о соблюдении определенного разумного срока, по истечении которого возникает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, с тем чтобы не нарушался конституционный режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из статей 8 (часть 1) и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, поэтому по правилам статьи 5 НК РФ коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставка земельного налога не изменена, то есть ставка, действовавшая в 2000 году, применяется с 01.01.01. Федеральный закон от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" опубликован 17.12.01, и поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.02.02.
Таким образом, вывод суда, что в 1999 году земельный налог подлежал исчислению с применением новой базовой ставки - 5,74 руб. за квадратный метр, - правомерен. Утверждение инспекции о том, что данная ставка подлежала индексации на коэффициент "2", несостоятельно, поскольку указанный коэффициент применяется к ставкам 1998 года.
Исходя из материалов дела, акта сверки расчетов, платежных поручений на уплату земельного налога, суд установил, что переплата налога в общей сумме составила 319520 руб. 95 коп., в том числе: за 1999 год - 31162 руб., за 2000 год - 38433 руб. 70 коп., за 2001 год - 37395 руб., за 2002 год - 77906 руб. 25 коп., за 2003 год - 134624 руб.
Довод инспекции о пропуске срока исковой давности правомерно не принят во внимание судом первой инстанции.
Статьей 78 НК РФ установлен трехлетний срок для обращения налогоплательщика в налоговый орган с письменным заявлением о возврате налога, а не в суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.01 N 173-О, статьей 78 НК РФ, регламентирующей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней, устанавливается обязанность налогового органа сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8). Налоговый орган в течение месяца со дня подачи заявления обязан возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено названным Кодексом (пункт 9).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что норма, изложенная в пункте 8 статьи 78 НК РФ, "направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов".
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации указал, что "данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации)", тем самым подтвердил, что изложенная в пункте 8 норма, являющаяся составной частью статьи 78 НК РФ, адресованная налоговым органам, не содержит положений, ограничивающих конституционные права на судебную защиту.
Обществом заявление о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2003 годы подано 23.12.03, то есть в пределах трехгодичного срока. По излишне уплаченному земельному налогу за 1999 год подано заявление на зачет в счет уплаты текущих платежей за 2004 год (л.д. 48), а не на возврат налога. Требование о зачете обществом не заявлено.
Таким образом, решение суда обоснованно в части обязания инспекции возвратить из бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2000 - 2003 годы в сумме 288358 руб. 95 коп. В остальной части в удовлетворении требований о возврате земельного налога на 1999 год в сумме 311623 руб. следует отказать.
С учетом изложенного решение суда от 19.05.04 следует изменить в части обязания инспекции возвратить обществу 31162 руб. излишне уплаченного земельного налога за 1999 год. В удовлетворении требований в данной части следует отказать. В остальной части решение оставить без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.05.04 по делу N А05-2163/04-13 изменить. Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску от 02.02.04 N 17-23/13-1746 в части начисления открытому акционерному обществу "Комбинат торговой техники и рекламы" земельного налога: 37395 руб. за 2001 год, 77906 руб. за 2002 год, 134622 руб. за 2003 год.
Обязать Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску возвратить открытому акционерному обществу "Комбинат торговой техники и рекламы" из бюджета 288358 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2003 годы. В остальной части заявленных требований отказать.
Председательствующий
БЛИНОВА Л.В.
Судьи
КОРПУСОВА О.А.
ХОХЛОВ Д.В.
БЛИНОВА Л.В.
Судьи
КОРПУСОВА О.А.
ХОХЛОВ Д.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)