Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.11.2004 N Ф04-8238/2004(6375-А75-33)

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 22 ноября 2004 года Дело N Ф04-8238/2004(6375-А75-33)


Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решения налогового органа N 13/09 от 24.05.2004 о привлечении его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и требований об уплате налоговых санкций N N 3891, 3892, 3893 от 31.05.2004, требований об уплате налога N N 7239, 7240, 7241 от 15.06.2004.
Решением суда первой инстанции от 12.08.2004 заявленные требования ОАО "Сургутнефтегаз" удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить состоявшееся по делу решение суда и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправильно применены нормы материального права.




Налоговая инспекция считает, что заявитель обоснованно привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку неправомерно воспользовался льготой по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренную подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ). В налогооблагаемом периоде нормативы потерь для ОАО "Сургутнефтегаз" в установленном порядке утверждены не были, и, следовательно, в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 921) при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых должны рассматриваться как сверхнормативные потери.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" принятое судебное решение считает законным, обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Считает, что в период отсутствия утвержденных в установленном законом порядке нормативов потерь углеводородного сырья он правомерно произвел исчисление налога по ставке 0 процентов, руководствуясь письменным разъяснением уполномоченного органа - Министерства энергетики Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого судебного решения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленных 01.03.2004 ОАО "Сургутнефтегаз" налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года.




По результатам проверки 24.05.2004 заместителем руководителя налогового органа вынесено решение N 13/09 о привлечении ОАО "Сургутнефтегаз" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 4321784,66 руб., а также доначислены к уплате в бюджет налог в размере 21608923,28 руб., соответствующие налогу пени в сумме 898131,68 руб., предъявлены требования об уплате налоговых санкций N N 3891, 3892, 3893 от 31.05.200 и требования об уплате налога N N 7239, 7240, 7241 от 15.06.2004.
Несогласие с указанным решением налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика с настоящим заявлением в суд.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа, принимая решение по делу, исходил из того, что действия налогового органа по привлечению ОАО "Сургутнефтегаз" и доначислению сумм налога и пеней противоречат нормам действующего налогового законодательства.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии с требованиями статьи 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.




Норма права, установленная подпунктом 3 пункта 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ, предоставляет налогоплательщику право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Предоставление и использование налоговых льгот по своему нормативно-правовому смыслу означает право налогоплательщика при наличии определенных обстоятельств не платить налог или платить его по пониженным, по сравнению с обычными условиями, налоговым ставкам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ налогообложение при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении).
В целях главы 26 Налогового кодекса РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
В соответствии с данным нормативным актом нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.
Судом установлено, что действительно по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года, несмотря на своевременно предпринятые налогоплательщиком меры, нормативы потерь углеводородного сырья в предусмотренном законом порядке установлены не были.
Таким образом, предоставление льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, и право на которую имело ОАО "Сургутнефтегаз", было поставлено в зависимость от действий соответствующих государственных органов исполнительной власти, которым Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 предписывало своевременно, а именно ежегодно, утверждать нормативы потерь углеводородного сырья (нефти).
В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы и предоставлено право своевременно, в установленных налоговым законодательством случаях воспользоваться налоговыми льготами, а на исполнительные органы власти возложена публично-правовая обязанность обеспечить реализацию налогоплательщиком своих прав и обязанностей.
Поручение Правительства Российской Федерации о ежегодном установлении нормативов потерь углеводородного сырья исполнено не было. Однако это не означает, что налоговая льгота, сформулированная в Налоговом кодексе РФ, имеющем большую юридическую силу, чем решение органа исполнительной власти - Правительства Российской Федерации, не может быть использована добросовестным налогоплательщиком.
Материалами дела установлено, что нормативы потерь углеводородного сырья были разработаны для ОАО "Сургутнефтегаз" открытым акционерным обществом "Сибирский научно-исследовательский институт нефтяной промышленности" (ОАО "СИБНИИНП") и 29.09.2003 направлены в Министерство энергетики Российской Федерации. Разъяснениями, содержащимися в письмах Министерства энергетики Российской Федерации от 27.01.2004 N ИМ-460 и от 01.03.2004 N 03-01-174, указывалось, что ОАО "Сургутнефтегаз" до утверждения в установленном порядке Минэнерго России нормативов технологических потерь нефти при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировке на 2004 год с 01.01.2004 вправе пользоваться нормативами технологических потерь, представленными ОАО "СИБНИИНП".
"Нормативы технологических потерь нефти, газового конденсата и природного газа при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировке на 2004 год" для ОАО "Сургутнефтегаз", подготовленные и представленные ОАО "СИБНИИНП", были утверждены Минэнерго России 03.06.2004 после согласования с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.
Таким образом, выводы арбитражного суда о том, что ОАО "Сургутнефтегаз" до утверждения нормативов потерь углеводородного сырья, руководствуясь в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ разъяснениями, данными Министерством энергетики Российской Федерации, обоснованно воспользовалось налоговой льготой по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, основаны на правильном толковании норм материального права и достоверно установленных судом фактических обстоятельствах дела.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права по делу N А75-3241-А/04, влекущих отмену или изменение принятого по делу решения, судом не допущено.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 12.08.2004 по делу N А75-3241-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 ноября 2004 года Дело N Ф04-8238/2004(6375-А75-33)


Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решения налогового органа N 13/09 от 24.05.2004 о привлечении его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и требований об уплате налоговых санкций N N 3891, 3892, 3893 от 31.05.2004, требований об уплате налога N N 7239, 7240, 7241 от 15.06.2004.
Решением суда первой инстанции от 12.08.2004 заявленные требования ОАО "Сургутнефтегаз" удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить состоявшееся по делу решение суда и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправильно применены нормы материального права.




Налоговая инспекция считает, что заявитель обоснованно привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку неправомерно воспользовался льготой по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренную подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ). В налогооблагаемом периоде нормативы потерь для ОАО "Сургутнефтегаз" в установленном порядке утверждены не были, и, следовательно, в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 921) при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых должны рассматриваться как сверхнормативные потери.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" принятое судебное решение считает законным, обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Считает, что в период отсутствия утвержденных в установленном законом порядке нормативов потерь углеводородного сырья он правомерно произвел исчисление налога по ставке 0 процентов, руководствуясь письменным разъяснением уполномоченного органа - Министерства энергетики Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее представителями сторон поддержаны в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого судебного решения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленных 01.03.2004 ОАО "Сургутнефтегаз" налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года.




По результатам проверки 24.05.2004 заместителем руководителя налогового органа вынесено решение N 13/09 о привлечении ОАО "Сургутнефтегаз" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 4321784,66 руб., а также доначислены к уплате в бюджет налог в размере 21608923,28 руб., соответствующие налогу пени в сумме 898131,68 руб., предъявлены требования об уплате налоговых санкций N N 3891, 3892, 3893 от 31.05.200 и требования об уплате налога N N 7239, 7240, 7241 от 15.06.2004.
Несогласие с указанным решением налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика с настоящим заявлением в суд.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа, принимая решение по делу, исходил из того, что действия налогового органа по привлечению ОАО "Сургутнефтегаз" и доначислению сумм налога и пеней противоречат нормам действующего налогового законодательства.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии с требованиями статьи 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.




Норма права, установленная подпунктом 3 пункта 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ, предоставляет налогоплательщику право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Предоставление и использование налоговых льгот по своему нормативно-правовому смыслу означает право налогоплательщика при наличии определенных обстоятельств не платить налог или платить его по пониженным, по сравнению с обычными условиями, налоговым ставкам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ налогообложение при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении).
В целях главы 26 Налогового кодекса РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
В соответствии с данным нормативным актом нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.
Судом установлено, что действительно по налогу на добычу полезных ископаемых за январь 2004 года, несмотря на своевременно предпринятые налогоплательщиком меры, нормативы потерь углеводородного сырья в предусмотренном законом порядке установлены не были.
Таким образом, предоставление льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, и право на которую имело ОАО "Сургутнефтегаз", было поставлено в зависимость от действий соответствующих государственных органов исполнительной власти, которым Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 предписывало своевременно, а именно ежегодно, утверждать нормативы потерь углеводородного сырья (нефти).
В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы и предоставлено право своевременно, в установленных налоговым законодательством случаях воспользоваться налоговыми льготами, а на исполнительные органы власти возложена публично-правовая обязанность обеспечить реализацию налогоплательщиком своих прав и обязанностей.
Поручение Правительства Российской Федерации о ежегодном установлении нормативов потерь углеводородного сырья исполнено не было. Однако это не означает, что налоговая льгота, сформулированная в Налоговом кодексе РФ, имеющем большую юридическую силу, чем решение органа исполнительной власти - Правительства Российской Федерации, не может быть использована добросовестным налогоплательщиком.
Материалами дела установлено, что нормативы потерь углеводородного сырья были разработаны для ОАО "Сургутнефтегаз" открытым акционерным обществом "Сибирский научно-исследовательский институт нефтяной промышленности" (ОАО "СИБНИИНП") и 29.09.2003 направлены в Министерство энергетики Российской Федерации. Разъяснениями, содержащимися в письмах Министерства энергетики Российской Федерации от 27.01.2004 N ИМ-460 и от 01.03.2004 N 03-01-174, указывалось, что ОАО "Сургутнефтегаз" до утверждения в установленном порядке Минэнерго России нормативов технологических потерь нефти при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировке на 2004 год с 01.01.2004 вправе пользоваться нормативами технологических потерь, представленными ОАО "СИБНИИНП".
"Нормативы технологических потерь нефти, газового конденсата и природного газа при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировке на 2004 год" для ОАО "Сургутнефтегаз", подготовленные и представленные ОАО "СИБНИИНП", были утверждены Минэнерго России 03.06.2004 после согласования с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.
Таким образом, выводы арбитражного суда о том, что ОАО "Сургутнефтегаз" до утверждения нормативов потерь углеводородного сырья, руководствуясь в соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ разъяснениями, данными Министерством энергетики Российской Федерации, обоснованно воспользовалось налоговой льготой по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, основаны на правильном толковании норм материального права и достоверно установленных судом фактических обстоятельствах дела.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права по делу N А75-3241-А/04, влекущих отмену или изменение принятого по делу решения, судом не допущено.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 12.08.2004 по делу N А75-3241-А/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)