Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
30 марта 2004 г. Дело N А19-3899/04-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: представителя Пахоруковой О.К., юрисконсульта (по доверенности от 09.09.2002 N 12-14/25),
от МИМНС РФ N 9 по Иркутской области: представителя Езовой Л.А., специалиста 1 категории юридического отдела (по доверенности от 19.03.2004 N 65),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" о признании незаконными действий МИМНС РФ N 9 по Иркутской области,
государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" (далее по тексту - ГУ "УФПС по Иркутской области") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями: о признании незаконными действий МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, отказавшейся возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" земельный налог за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
Представитель ГУ "УФПС по Иркутской области" Пахорукова в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
В обоснование своих требований заявитель указал, что согласно распоряжениям Невонской сельской администрации от 22.05.1997 N 86 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/193), Железнодорожной поселковой администрации от 23.05.1997 N 106 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/194), Седановской сельской администрации от 10.06.1997 N 34 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/195), Ершовской сельской администрации от 03.06.1997 N 10 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/197), Подъеланской сельской администрации от 21.05.1997 N 21 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/199), Кеульской сельской администрации от 04.04.1994 N 1 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/200) узлам почтовой связи в бессрочное (постоянное) пользование переданы земельные участки.
Уплата земельного налога за 2001 г. за указанные земельные участки была произведена заявителем через Усть-Илимский РУПС платежными поручениями от 13.03.2001 N 00412 на сумму 230 руб. 40 коп., от 13.03.2001 N 00413 на сумму 467 руб. 30 коп., от 26.09.2001 N 01625 на сумму 467 руб. 30 коп., от 19.12.2001 N 02310 на сумму 116 руб. 78 коп., от 13.03.2001 N 00411 на сумму 13040 руб., от 20.04.2001 N 00675 на сумму 39119 руб.
Общая сумма уплаченного налога составила 53440 руб. 78 коп.
Заявитель, полагая, что данный налог уплачен излишне, в порядке пп. 7, 8 ст. 78 НК РФ обратился в МИМНС РФ N 9 по Иркутской области с заявлением от 03.09.2003 N 12-10/170 о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
Налоговый орган в письме от 30.09.2003 N 06-04/18298 отказал в возврате излишне уплаченного налога, указав, что для возврата суммы излишне уплаченного налога заявителю необходимо подтвердить отсутствие недоимки по иным видам налоговых платежей, задолженности по пеням и штрафам.
Не согласившись с налоговой инспекцией, заявитель просил признать незаконными действия МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, отказавшейся возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" земельный налог за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
В обоснование своих требований заявитель указал, что, поскольку в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" земельный налог является формой платы за использование земли, ГУ "УФПС по Иркутской области" в силу ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" освобождено от уплаты земельного налога как лицо, имеющее право на безвозмездное пользование предоставленными ему земельными участками. Кроме того, в соответствии с п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" все государственные предприятия связи освобождены от уплаты земельного налога.
Представитель налогового органа Езова с требованиями не согласилась, изложив суду доводы, указанные в отзыве.
В представленном отзыве налоговая инспекция с доводами ГУ "УФПС по Иркутской области" не согласилась, указала, что льгота, предусмотренная п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", распространяется только на государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения, радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся документы, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождены государственные предприятия связи и акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Из анализа данной нормы следует, что обязательным условием для применения данной льготы государственными предприятиями связи является осуществление деятельности в следующих сферах: распространение (трансляция) государственных программ телевидения (радиовещания); деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Налогоплательщик вправе использовать данную льготу только в том случае, если он может обосновать право на ее применение. ГУ "УФПС по Иркутской области" не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих о распространении (трансляции) учреждением государственных программ телевидения (радиовещания) либо об осуществлении деятельности в интересах обороны Российской Федерации.
В связи с изложенным суд полагает необоснованной ссылку заявителя на положения п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю".
Вместе с тем, согласно ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор.
Из ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи", пп. 1.1, 1.2, п. 4.1 Устава ГУ "УФПС по Иркутской области" следует, что заявитель относится к организациям федеральной почтовой связи.
Статьей 26 указанного Закона предусмотрено, что государственная поддержка организациям федеральной почтовой связи оказывается, в частности, посредством предоставления налоговых льгот.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог является формой платы за пользование землей.
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, нормы ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" в рассматриваемом случае применению подлежат, и ГУ "УФПС по Иркутской области" вправе было использовать данную льготу при уплате земельного налога за 2001 год.
Как следует из представленных заявителем платежных поручений от 13.03.2001 N 00412 на сумму 230 руб. 40 коп., от 13.03.2001 N 00413 на сумму 467 руб. 30 коп., от 26.09.2001 N 01625 на сумму 467 руб. 30 коп., от 19.12.2001 N 02310 на сумму 116 руб. 78 коп., от 13.03.2001 N 00411 на сумму 13040 руб., от 20.04.2001 N 00675 на сумму 39119 руб., факт уплаты земельного налога инспекцией не оспаривается.
Таким образом, у ГУ "УФПС по Иркутской области" имеется переплата по земельному налогу за 2001 год в сумме 53440 руб. 78 коп.
В соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
Заявитель в пределах установленного срока обратился в налоговый орган с письмом о возврате излишне уплаченной суммы налога, о чем свидетельствует заявление налогоплательщика от 03.09.2003 N 12-10/170, письмо МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 30.09.2003 N 06-04/18298 об отказе в возврате налога.
Представитель налогового органа Езова пояснила суду, что на момент подачи заявления о возврате излишне уплаченного земельного налога у заявителя отсутствовала недоимка и по другим налогам и сборам, причитающимся тому же бюджету, что и земельный налог.
Учитывая изложенное, суд полагает, что действия МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога, являются необоснованными.
При таких обстоятельствах требования ГУ "УФПС по Иркутской области" следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, отказавшейся возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" земельный налог за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп., как не соответствующие ст. 78 НК РФ.
Обязать МИМНС РФ N 9 по Иркутской области устранить допущенное нарушение права государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" на возврат излишне уплаченного налога путем возврата государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" из соответствующего бюджета излишне уплаченного земельного налога за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
30 марта 2004 г. Дело N А19-3899/04-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: представителя Пахоруковой О.К., юрисконсульта (по доверенности от 09.09.2002 N 12-14/25),
от МИМНС РФ N 9 по Иркутской области: представителя Езовой Л.А., специалиста 1 категории юридического отдела (по доверенности от 19.03.2004 N 65),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" о признании незаконными действий МИМНС РФ N 9 по Иркутской области,
государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" (далее по тексту - ГУ "УФПС по Иркутской области") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями: о признании незаконными действий МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, отказавшейся возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" земельный налог за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
Представитель ГУ "УФПС по Иркутской области" Пахорукова в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
В обоснование своих требований заявитель указал, что согласно распоряжениям Невонской сельской администрации от 22.05.1997 N 86 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/193), Железнодорожной поселковой администрации от 23.05.1997 N 106 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/194), Седановской сельской администрации от 10.06.1997 N 34 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/195), Ершовской сельской администрации от 03.06.1997 N 10 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/197), Подъеланской сельской администрации от 21.05.1997 N 21 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/199), Кеульской сельской администрации от 04.04.1994 N 1 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/200) узлам почтовой связи в бессрочное (постоянное) пользование переданы земельные участки.
Уплата земельного налога за 2001 г. за указанные земельные участки была произведена заявителем через Усть-Илимский РУПС платежными поручениями от 13.03.2001 N 00412 на сумму 230 руб. 40 коп., от 13.03.2001 N 00413 на сумму 467 руб. 30 коп., от 26.09.2001 N 01625 на сумму 467 руб. 30 коп., от 19.12.2001 N 02310 на сумму 116 руб. 78 коп., от 13.03.2001 N 00411 на сумму 13040 руб., от 20.04.2001 N 00675 на сумму 39119 руб.
Общая сумма уплаченного налога составила 53440 руб. 78 коп.
Заявитель, полагая, что данный налог уплачен излишне, в порядке пп. 7, 8 ст. 78 НК РФ обратился в МИМНС РФ N 9 по Иркутской области с заявлением от 03.09.2003 N 12-10/170 о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
Налоговый орган в письме от 30.09.2003 N 06-04/18298 отказал в возврате излишне уплаченного налога, указав, что для возврата суммы излишне уплаченного налога заявителю необходимо подтвердить отсутствие недоимки по иным видам налоговых платежей, задолженности по пеням и штрафам.
Не согласившись с налоговой инспекцией, заявитель просил признать незаконными действия МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, отказавшейся возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" земельный налог за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
В обоснование своих требований заявитель указал, что, поскольку в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" земельный налог является формой платы за использование земли, ГУ "УФПС по Иркутской области" в силу ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" освобождено от уплаты земельного налога как лицо, имеющее право на безвозмездное пользование предоставленными ему земельными участками. Кроме того, в соответствии с п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" все государственные предприятия связи освобождены от уплаты земельного налога.
Представитель налогового органа Езова с требованиями не согласилась, изложив суду доводы, указанные в отзыве.
В представленном отзыве налоговая инспекция с доводами ГУ "УФПС по Иркутской области" не согласилась, указала, что льгота, предусмотренная п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", распространяется только на государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения, радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся документы, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождены государственные предприятия связи и акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Из анализа данной нормы следует, что обязательным условием для применения данной льготы государственными предприятиями связи является осуществление деятельности в следующих сферах: распространение (трансляция) государственных программ телевидения (радиовещания); деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Налогоплательщик вправе использовать данную льготу только в том случае, если он может обосновать право на ее применение. ГУ "УФПС по Иркутской области" не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих о распространении (трансляции) учреждением государственных программ телевидения (радиовещания) либо об осуществлении деятельности в интересах обороны Российской Федерации.
В связи с изложенным суд полагает необоснованной ссылку заявителя на положения п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю".
Вместе с тем, согласно ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор.
Из ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи", пп. 1.1, 1.2, п. 4.1 Устава ГУ "УФПС по Иркутской области" следует, что заявитель относится к организациям федеральной почтовой связи.
Статьей 26 указанного Закона предусмотрено, что государственная поддержка организациям федеральной почтовой связи оказывается, в частности, посредством предоставления налоговых льгот.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог является формой платы за пользование землей.
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, нормы ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" в рассматриваемом случае применению подлежат, и ГУ "УФПС по Иркутской области" вправе было использовать данную льготу при уплате земельного налога за 2001 год.
Как следует из представленных заявителем платежных поручений от 13.03.2001 N 00412 на сумму 230 руб. 40 коп., от 13.03.2001 N 00413 на сумму 467 руб. 30 коп., от 26.09.2001 N 01625 на сумму 467 руб. 30 коп., от 19.12.2001 N 02310 на сумму 116 руб. 78 коп., от 13.03.2001 N 00411 на сумму 13040 руб., от 20.04.2001 N 00675 на сумму 39119 руб., факт уплаты земельного налога инспекцией не оспаривается.
Таким образом, у ГУ "УФПС по Иркутской области" имеется переплата по земельному налогу за 2001 год в сумме 53440 руб. 78 коп.
В соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
Заявитель в пределах установленного срока обратился в налоговый орган с письмом о возврате излишне уплаченной суммы налога, о чем свидетельствует заявление налогоплательщика от 03.09.2003 N 12-10/170, письмо МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 30.09.2003 N 06-04/18298 об отказе в возврате налога.
Представитель налогового органа Езова пояснила суду, что на момент подачи заявления о возврате излишне уплаченного земельного налога у заявителя отсутствовала недоимка и по другим налогам и сборам, причитающимся тому же бюджету, что и земельный налог.
Учитывая изложенное, суд полагает, что действия МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога, являются необоснованными.
При таких обстоятельствах требования ГУ "УФПС по Иркутской области" следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, отказавшейся возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" земельный налог за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп., как не соответствующие ст. 78 НК РФ.
Обязать МИМНС РФ N 9 по Иркутской области устранить допущенное нарушение права государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" на возврат излишне уплаченного налога путем возврата государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" из соответствующего бюджета излишне уплаченного земельного налога за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.03.2004, 23.03.2004 ПО ДЕЛУ N А19-3899/04-15
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
30 марта 2004 г. Дело N А19-3899/04-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: представителя Пахоруковой О.К., юрисконсульта (по доверенности от 09.09.2002 N 12-14/25),
от МИМНС РФ N 9 по Иркутской области: представителя Езовой Л.А., специалиста 1 категории юридического отдела (по доверенности от 19.03.2004 N 65),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" о признании незаконными действий МИМНС РФ N 9 по Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" (далее по тексту - ГУ "УФПС по Иркутской области") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями: о признании незаконными действий МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, отказавшейся возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" земельный налог за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
Представитель ГУ "УФПС по Иркутской области" Пахорукова в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
В обоснование своих требований заявитель указал, что согласно распоряжениям Невонской сельской администрации от 22.05.1997 N 86 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/193), Железнодорожной поселковой администрации от 23.05.1997 N 106 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/194), Седановской сельской администрации от 10.06.1997 N 34 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/195), Ершовской сельской администрации от 03.06.1997 N 10 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/197), Подъеланской сельской администрации от 21.05.1997 N 21 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/199), Кеульской сельской администрации от 04.04.1994 N 1 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/200) узлам почтовой связи в бессрочное (постоянное) пользование переданы земельные участки.
Уплата земельного налога за 2001 г. за указанные земельные участки была произведена заявителем через Усть-Илимский РУПС платежными поручениями от 13.03.2001 N 00412 на сумму 230 руб. 40 коп., от 13.03.2001 N 00413 на сумму 467 руб. 30 коп., от 26.09.2001 N 01625 на сумму 467 руб. 30 коп., от 19.12.2001 N 02310 на сумму 116 руб. 78 коп., от 13.03.2001 N 00411 на сумму 13040 руб., от 20.04.2001 N 00675 на сумму 39119 руб.
Общая сумма уплаченного налога составила 53440 руб. 78 коп.
Заявитель, полагая, что данный налог уплачен излишне, в порядке пп. 7, 8 ст. 78 НК РФ обратился в МИМНС РФ N 9 по Иркутской области с заявлением от 03.09.2003 N 12-10/170 о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
Налоговый орган в письме от 30.09.2003 N 06-04/18298 отказал в возврате излишне уплаченного налога, указав, что для возврата суммы излишне уплаченного налога заявителю необходимо подтвердить отсутствие недоимки по иным видам налоговых платежей, задолженности по пеням и штрафам.
Не согласившись с налоговой инспекцией, заявитель просил признать незаконными действия МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, отказавшейся возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" земельный налог за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
В обоснование своих требований заявитель указал, что, поскольку в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" земельный налог является формой платы за использование земли, ГУ "УФПС по Иркутской области" в силу ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" освобождено от уплаты земельного налога как лицо, имеющее право на безвозмездное пользование предоставленными ему земельными участками. Кроме того, в соответствии с п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" все государственные предприятия связи освобождены от уплаты земельного налога.
Представитель налогового органа Езова с требованиями не согласилась, изложив суду доводы, указанные в отзыве.
В представленном отзыве налоговая инспекция с доводами ГУ "УФПС по Иркутской области" не согласилась, указала, что льгота, предусмотренная п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", распространяется только на государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения, радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся документы, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождены государственные предприятия связи и акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Из анализа данной нормы следует, что обязательным условием для применения данной льготы государственными предприятиями связи является осуществление деятельности в следующих сферах: распространение (трансляция) государственных программ телевидения (радиовещания); деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Налогоплательщик вправе использовать данную льготу только в том случае, если он может обосновать право на ее применение. ГУ "УФПС по Иркутской области" не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих о распространении (трансляции) учреждением государственных программ телевидения (радиовещания) либо об осуществлении деятельности в интересах обороны Российской Федерации.
В связи с изложенным суд полагает необоснованной ссылку заявителя на положения п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю".
Вместе с тем, согласно ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор.
Из ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи", пп. 1.1, 1.2, п. 4.1 Устава ГУ "УФПС по Иркутской области" следует, что заявитель относится к организациям федеральной почтовой связи.
Статьей 26 указанного Закона предусмотрено, что государственная поддержка организациям федеральной почтовой связи оказывается, в частности, посредством предоставления налоговых льгот.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог является формой платы за пользование землей.
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, нормы ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" в рассматриваемом случае применению подлежат, и ГУ "УФПС по Иркутской области" вправе было использовать данную льготу при уплате земельного налога за 2001 год.
Как следует из представленных заявителем платежных поручений от 13.03.2001 N 00412 на сумму 230 руб. 40 коп., от 13.03.2001 N 00413 на сумму 467 руб. 30 коп., от 26.09.2001 N 01625 на сумму 467 руб. 30 коп., от 19.12.2001 N 02310 на сумму 116 руб. 78 коп., от 13.03.2001 N 00411 на сумму 13040 руб., от 20.04.2001 N 00675 на сумму 39119 руб., факт уплаты земельного налога инспекцией не оспаривается.
Таким образом, у ГУ "УФПС по Иркутской области" имеется переплата по земельному налогу за 2001 год в сумме 53440 руб. 78 коп.
В соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
Заявитель в пределах установленного срока обратился в налоговый орган с письмом о возврате излишне уплаченной суммы налога, о чем свидетельствует заявление налогоплательщика от 03.09.2003 N 12-10/170, письмо МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 30.09.2003 N 06-04/18298 об отказе в возврате налога.
Представитель налогового органа Езова пояснила суду, что на момент подачи заявления о возврате излишне уплаченного земельного налога у заявителя отсутствовала недоимка и по другим налогам и сборам, причитающимся тому же бюджету, что и земельный налог.
Учитывая изложенное, суд полагает, что действия МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога, являются необоснованными.
При таких обстоятельствах требования ГУ "УФПС по Иркутской области" следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, отказавшейся возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" земельный налог за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп., как не соответствующие ст. 78 НК РФ.
Обязать МИМНС РФ N 9 по Иркутской области устранить допущенное нарушение права государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" на возврат излишне уплаченного налога путем возврата государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" из соответствующего бюджета излишне уплаченного земельного налога за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
М.В.ЛУНЬКОВ
М.В.ЛУНЬКОВ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
30 марта 2004 г. Дело N А19-3899/04-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: представителя Пахоруковой О.К., юрисконсульта (по доверенности от 09.09.2002 N 12-14/25),
от МИМНС РФ N 9 по Иркутской области: представителя Езовой Л.А., специалиста 1 категории юридического отдела (по доверенности от 19.03.2004 N 65),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" о признании незаконными действий МИМНС РФ N 9 по Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" (далее по тексту - ГУ "УФПС по Иркутской области") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями: о признании незаконными действий МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, отказавшейся возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" земельный налог за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
Представитель ГУ "УФПС по Иркутской области" Пахорукова в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
В обоснование своих требований заявитель указал, что согласно распоряжениям Невонской сельской администрации от 22.05.1997 N 86 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/193), Железнодорожной поселковой администрации от 23.05.1997 N 106 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/194), Седановской сельской администрации от 10.06.1997 N 34 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/195), Ершовской сельской администрации от 03.06.1997 N 10 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/197), Подъеланской сельской администрации от 21.05.1997 N 21 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/199), Кеульской сельской администрации от 04.04.1994 N 1 (Государственный акт на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N 38:17/200) узлам почтовой связи в бессрочное (постоянное) пользование переданы земельные участки.
Уплата земельного налога за 2001 г. за указанные земельные участки была произведена заявителем через Усть-Илимский РУПС платежными поручениями от 13.03.2001 N 00412 на сумму 230 руб. 40 коп., от 13.03.2001 N 00413 на сумму 467 руб. 30 коп., от 26.09.2001 N 01625 на сумму 467 руб. 30 коп., от 19.12.2001 N 02310 на сумму 116 руб. 78 коп., от 13.03.2001 N 00411 на сумму 13040 руб., от 20.04.2001 N 00675 на сумму 39119 руб.
Общая сумма уплаченного налога составила 53440 руб. 78 коп.
Заявитель, полагая, что данный налог уплачен излишне, в порядке пп. 7, 8 ст. 78 НК РФ обратился в МИМНС РФ N 9 по Иркутской области с заявлением от 03.09.2003 N 12-10/170 о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
Налоговый орган в письме от 30.09.2003 N 06-04/18298 отказал в возврате излишне уплаченного налога, указав, что для возврата суммы излишне уплаченного налога заявителю необходимо подтвердить отсутствие недоимки по иным видам налоговых платежей, задолженности по пеням и штрафам.
Не согласившись с налоговой инспекцией, заявитель просил признать незаконными действия МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, отказавшейся возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" земельный налог за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
В обоснование своих требований заявитель указал, что, поскольку в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" земельный налог является формой платы за использование земли, ГУ "УФПС по Иркутской области" в силу ст. 31 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" освобождено от уплаты земельного налога как лицо, имеющее право на безвозмездное пользование предоставленными ему земельными участками. Кроме того, в соответствии с п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" все государственные предприятия связи освобождены от уплаты земельного налога.
Представитель налогового органа Езова с требованиями не согласилась, изложив суду доводы, указанные в отзыве.
В представленном отзыве налоговая инспекция с доводами ГУ "УФПС по Иркутской области" не согласилась, указала, что льгота, предусмотренная п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", распространяется только на государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения, радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Исследовав имеющиеся документы, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождены государственные предприятия связи и акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Из анализа данной нормы следует, что обязательным условием для применения данной льготы государственными предприятиями связи является осуществление деятельности в следующих сферах: распространение (трансляция) государственных программ телевидения (радиовещания); деятельность в интересах обороны Российской Федерации.
Налогоплательщик вправе использовать данную льготу только в том случае, если он может обосновать право на ее применение. ГУ "УФПС по Иркутской области" не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих о распространении (трансляции) учреждением государственных программ телевидения (радиовещания) либо об осуществлении деятельности в интересах обороны Российской Федерации.
В связи с изложенным суд полагает необоснованной ссылку заявителя на положения п. 12 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю".
Вместе с тем, согласно ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор.
Из ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи", пп. 1.1, 1.2, п. 4.1 Устава ГУ "УФПС по Иркутской области" следует, что заявитель относится к организациям федеральной почтовой связи.
Статьей 26 указанного Закона предусмотрено, что государственная поддержка организациям федеральной почтовой связи оказывается, в частности, посредством предоставления налоговых льгот.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" земельные участки, отведенные под объекты связи организаций федеральной почтовой связи, предоставляются этим организациям в постоянное (бессрочное) безвозмездное пользование.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог является формой платы за пользование землей.
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации нормы закона, касающиеся налоговых льгот, применяются независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Следовательно, нормы ст. 31 Федерального закона "О почтовой связи" в рассматриваемом случае применению подлежат, и ГУ "УФПС по Иркутской области" вправе было использовать данную льготу при уплате земельного налога за 2001 год.
Как следует из представленных заявителем платежных поручений от 13.03.2001 N 00412 на сумму 230 руб. 40 коп., от 13.03.2001 N 00413 на сумму 467 руб. 30 коп., от 26.09.2001 N 01625 на сумму 467 руб. 30 коп., от 19.12.2001 N 02310 на сумму 116 руб. 78 коп., от 13.03.2001 N 00411 на сумму 13040 руб., от 20.04.2001 N 00675 на сумму 39119 руб., факт уплаты земельного налога инспекцией не оспаривается.
Таким образом, у ГУ "УФПС по Иркутской области" имеется переплата по земельному налогу за 2001 год в сумме 53440 руб. 78 коп.
В соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
Заявитель в пределах установленного срока обратился в налоговый орган с письмом о возврате излишне уплаченной суммы налога, о чем свидетельствует заявление налогоплательщика от 03.09.2003 N 12-10/170, письмо МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 30.09.2003 N 06-04/18298 об отказе в возврате налога.
Представитель налогового органа Езова пояснила суду, что на момент подачи заявления о возврате излишне уплаченного земельного налога у заявителя отсутствовала недоимка и по другим налогам и сборам, причитающимся тому же бюджету, что и земельный налог.
Учитывая изложенное, суд полагает, что действия МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченную сумму земельного налога, являются необоснованными.
При таких обстоятельствах требования ГУ "УФПС по Иркутской области" следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия МИМНС РФ N 9 по Иркутской области, отказавшейся возвратить государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" земельный налог за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп., как не соответствующие ст. 78 НК РФ.
Обязать МИМНС РФ N 9 по Иркутской области устранить допущенное нарушение права государственного учреждения "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" на возврат излишне уплаченного налога путем возврата государственному учреждению "Управление федеральной почтовой связи по Иркутской области" из соответствующего бюджета излишне уплаченного земельного налога за 2001 г. в сумме 53440 руб. 78 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
М.В.ЛУНЬКОВ
М.В.ЛУНЬКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)