Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.07.2006, 20.07.2006 ПО ДЕЛУ N А19-28548/04-44

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


27 июля 2006 г. Дело N А19-28548/04-44
Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Гаврилова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Гавриловым О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Томченко А.С. (удостоверение УР N 044753, доверенность от 01.01.2006 N 04-12/16),
от ответчика: Игнатьева О.В., адвоката (удостоверение N 38/326 в реестре адвокатов Иркутской области и УОБАО, доверенность от 25.01.2006 N 0100-65),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и УОБАО к ОАО "Коршуновский ГОК" о взыскании 3182401 руб.,
УСТАНОВИЛ:

МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и УОБАО обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с ОАО "Коршуновский ГОК" 3182401 руб. - налоговых санкций.
Определением арбитражного суда от 02.02.2006 производство по делу N А19-28548/04-44 было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20504/04-15-43-32.
Определением арбитражного суда от 11.05.2006 производство по делу N А19-28548/04-44 было возобновлено в связи с вступлением в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-20504/04-15-43-32.
Дело рассматривается в порядке ст. 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и УОБАО по результатам выездной налоговой проверки общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в период с 01.01.2001 по 31.12.2002 было вынесено решение N 05-12/13 от 06.08.2004 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 3666 рублей, за неуплату налога за право пользования недрами в сумме 3 руб., за неуплату земельного налога в сумме 2162 руб., за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 72162 рублей, платы за пользование водными объектами в виде штрафа в сумме 67622,2 рубля, за неуплату налога на имущество в сумме 228 руб., за неуплату налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 149 руб., за неуплату целевого сбора на содержание милиции в сумме 186 руб.; по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 3034267 рублей, а также доначислены соответствующие налоги и пени.
Налогоплательщик посчитал, что указанное выше решение налогового органа не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, что послужило основанием для обращения общества в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 05-12/13 от 06.08.2004.
Указанное заявление рассматривалось арбитражным судом в рамках дела N А19-20504/04-15-43-32.
Решением суда от 6 декабря 2004 г. заявленные требования ОАО "Коршуновский ГОК" были удовлетворены в части признания незаконным взыскания:
1) штрафа по налогу на доходы физических лиц - 3034877 руб.;
2) платы за пользование водными объектами - 67622,20 руб.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 10 марта 2005 г. указанное решение суда оставлено без изменений.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.06.2005 решение суда от 06.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 10.03.2005 отменены в части взыскания штрафных санкций по плате за пользование водными объектами - 67622,20 руб.
Дело направлено в указанной части на новое рассмотрение. В остальной части решение от 06.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 10 марта 2005 г. оставлены без изменения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.08.2005 заявленные требования в отмененной части удовлетворены.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.12.2005 решение арбитражного суда от 24.08.2005 отменено и направлено на новое рассмотрение в части взыскания налоговых санкций по плате за пользование водными объектами - 23334 руб., плате за пользование водными объектами в сумме 116672 руб. В остальной части судебный акт оставлен без изменения.
В соответствии с решением арбитражного суда от 26 февраля 2006 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение суда вступило в законную силу.
Таким образом, на момент рассмотрения судом данного дела указанными выше судебными актами арбитражных судов признаны законными и обоснованными следующие налоговые санкции:
1. Сбор на содержание милиции - штраф - 186 руб.
2. Налог на пользователей дорог - штраф - 149 руб.
3. Налог на имущество - штраф - 228 руб.
4. Земельный налог - штраф - 2162 руб.
5. Плата за право пользование недрами - штраф - 3 руб.
6. НДПИ - штраф - 72162 руб.
Всего на сумму 74890 руб.
На основании ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Приведенные выше судебные акты арбитражных судов по делу N А19-20504/04-15-43-32 имеют преюдициальное значение для настоящего дела, поскольку в процессе их принятия была установлена правомерность доводов инспекции относительно взыскания с ответчика налоговых санкций в общем размере 74890 руб.
Согласно отзыву на иск, ответчик признает правомерность начисления налоговых санкций в приведенной выше сумме, однако просит суд в соответствии со ст. 112, п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить их размер в связи с наличием смягчающих обстоятельств.
ОАО "Коршуновский ГОК" пояснило, что нарушение, выявленное налоговым органом, носит неумышленный характер.
ОАО "Коршуновский ГОК" является добросовестным налогоплательщиком, который в полном объеме и своевременно уплачивает законно установленные налоги.
ОАО "Коршуновский ГОК" - градообразующее предприятие, большинство жителей города Железногорска-Илимского работают на данном предприятии. Только недавно предприятие вышло из процедуры банкротства, заключив мировое соглашение с кредиторами. Для уплаты задолженности, возникшей в ходе внешнего управления, и задолженности комбината перед конкурсными кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами предприятием были привлечены заемные средства. До настоящего времени идет погашение полученных кредитов и уплата процентов за пользование кредитными денежными средствами. Кроме того, для стабилизации финансового положения и нормализации хозяйственной деятельности предприятия ОАО "Коршуновский ГОК" заключило договоры займа для пополнения оборотных средств, по которым также выплачиваются денежные средства.
Несмотря на указанное обстоятельство, ОАО "Коршуновский ГОК" в первую очередь решет вопросы уплаты налогов.
В своих пояснениях инспекция указывает на то, что при назначении наказания смягчающие ответственность общества обстоятельства не могут быть учтены, так как налогоплательщик систематически привлекался к налоговой ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем суду были представлены решения налогового органа о привлечении ОАО "Коршуновский ГОК" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 03-19.2/35 от 21.03.2005, N 03-24ю2/16 от 21.02.2005, N 04-24.2/3 от 20.01.2005.
Изучив заявленное обществом ходатайство, суд находит правовые основания к его удовлетворению в части уменьшения размера начисленных налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату налога на добычу полезных ископаемых с 72162 рублей до 20606 рублей 40 копеек (в 3,5 раза). В остальной части заявленное ходатайство удовлетворению не подлежит ввиду незначительности сумм начисленных налоговых санкций за неуплату сбора на содержание милиции (штраф - 186 руб.), налога на пользователей дорог (штраф - 149 руб.), налога на имущество (штраф - 228 руб.), земельного налога (штраф - 2162 руб.), платы за право пользования недрами (штраф - 3 руб.). Уменьшение штрафа в этой части привело бы фактически к освобождению общества от налоговой ответственности, что противоречило установленным налоговым законодательством целям наказания за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, общий размер налоговых санкций, подлежащих взысканию с ответчика, составляет 23334 руб. 40 коп.
Суд считает необоснованными приведенные в пояснениях доводы инспекции о том, что в случае наличия обстоятельств, отягчающих ответственность налогоплательщика, не учитываются смягчающие обстоятельства. Наряду с этим при определении размера штрафа налоговый орган в своем решении не учел приведенные в отзыве обстоятельства в качестве отягчающих ответственность общества.
В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
Согласно статье 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны любые обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд считает, что смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства должны рассматриваться в их совокупности.
Выводы суда по делу, касающиеся наличия обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, основаны на установленных судом обстоятельствах.
В своем ходатайстве об уменьшении размера налоговых санкций общество указывает на то, что ОАО "Коршуновский ГОК" - градообразующее предприятие, большинство жителей города Железногорска-Илимского работают на данном предприятии. Только недавно предприятие вышло из процедуры банкротства, заключив мировое соглашение с кредиторами. Для уплаты задолженности, возникшей в ходе внешнего управления, и задолженности комбината перед конкурсными кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами предприятием были привлечены заемные средства. До настоящего времени идет погашение полученных кредитов и уплата процентов за пользование кредитными денежными средствами. Кроме того, для стабилизации финансового положения и нормализации хозяйственной деятельности предприятия ОАО "Коршуновский ГОК" заключило договоры займа для пополнения оборотных средств, по которым также выплачиваются денежные средства.
Для подтверждения своих доводов обществом были представлены суду: бухгалтерский баланс предприятия на 31.03.2006; расчет чистых активов предприятия на 01.01.2006, свидетельствующий о большой кредиторской задолженности общества; договор займа N 1 от 25.11.2003; Генеральное соглашение об открытии кредитной линии N 7300-031/00034 от 16.06.2005; справка за подписью начальника финансового отдела ОАО "Коршуновский ГОК" Мельник М.Н., свидетельствующая о том, что общая задолженность общества по договорам займа составляет 1225055381 руб. 50 коп.; письмо за подписью заместителя мэра г. Железногорска-Илимского, свидетельствующее о том, что в соответствии с ФЗ N 127-ФЗ от 26.10.2002 ОАО "Коршуновский ГОК" относится к градообразующим предприятиям, поскольку численность работников предприятия составляет более 25% численности работающего населения города Железногорска-Илимского. Кроме того, обществом было представлено мировое соглашение, заключенное в рамках дела N А19-5947/98-3-29-37 о несостоятельности (банкротстве) ОАО "Коршуновский ГОК".
К смягчающим ответственность общества обстоятельствам суд относит тяжелое финансовое положение предприятия, то, что ОАО "Коршуновский ГОК" является градообразующим предприятиям и ухудшение его финансового положения может негативно сказаться на работниках предприятия, составляющих более 25% работающего населения г. Железногорска-Илимского.
Наряду с этим при решении вопроса об уменьшении размера налоговых санкций судом также было учтено, что общество ранее неоднократно привлекалось к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Суд считает, что ответственность за совершенное налогоплательщиком правонарушение должна быть соразмерной его вине и наступившим в его результате негативным последствиям, в связи с чем суд счел возможным уменьшить размер налоговых санкций за неуплату налога на добычу полезных ископаемых, оценив в совокупности отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (г. Москва, ул. Краснопресненская набережная, д. 12, почтовый адрес: 665651, Иркутская область, г. Железногорск-Илимский):
23334 руб. 40 коп. - налоговых санкций с зачислением в соответствующие бюджеты, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 933 руб. 38 коп.
В остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.
Судья
О.В.ГАВРИЛОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)