Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 18.01.2006 N Ф08-6089/2005-2399А ПО ДЕЛУ N А01-1826/1856-2004-5

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 18 января 2006 года Дело N Ф08-6089/2005-2399А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Фермер", представителя от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Фермер" на решение от 01.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.09.2005 Арбитражного суда Республики Адыгея по делу N А01-1826/1856-2004-5, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Фермер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании незаконным решения от 30.06.2004 N 1292 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Дело принято к производству, ему присвоен номер А01-1826-2004-5.
Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества 110625 рублей налоговых санкций.
Дело принято к производству, ему присвоен номер А01-1856-2004-5.
Определением от 30.08.2005 суд объединил в одно производство дела NN А01-1826-2004-5 и А01-1856-2004-5 с присвоением номера А01-1826/1856-2004-5.
Решением суда от 01.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.09.2005, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. По заявлению налоговой инспекции с общества взыскано 10 тыс. рублей штрафа.
Судебные акты мотивированы тем, что уплата налога на игорный бизнес при наличии у организации обособленного подразделения должна производиться по месту нахождения обособленного подразделения организации по ставке, установленной в соответствии со статьей 369 Налогового кодекса Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации по месту осуществления организацией деятельности в сфере игорного бизнеса, через обособленное подразделение.
На основании статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации размер штрафа уменьшен до 10 тыс. рублей.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает, что уплата налога за апрель 2004 года произведена в установленном порядке по месту регистрации ООО "Торговый дом "Фермер" в качестве налогоплательщика - в г. Черкесске.
Снятие с учета в налоговом органе г. Майкопа и постановка на учет в налоговый орган г. Черкесска произведена согласно пункту 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30.06.2004 N 60-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Во исполнение данного Закона общество зарегистрировало объекты игорного бизнеса в г. Майкопе с 01.01.2005.
Письмом от 02.03.2004 N НВ-08-32/6674 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по N 4 по Карачаево-Черкесской Республике разъяснила, что регистрация объектов игорного бизнеса должна производиться по месту регистрации налогоплательщика, то есть по месту регистрации ООО "Торговый дом "Фермер".
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества и налоговой инспекции поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку филиала N 1 ООО "Торговый дом "Фермер", расположенного по адресу: г. Майкоп, ул. Пирогова, 2-а, по вопросам соблюдения налогового законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 06.05.2004.
По результатам проверки составлен акт от 04.06.2004 N 10 ДСП и принято решение от 30.06.2004 N 1292, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 7 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 88500 рублей штрафа, пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде 17700 рублей штрафа, пункту 1 статьи 119 Кодекса в виде 4425 рублей штрафа; обществу доначислено 88500 рублей налога на игорный бизнес, 623 рубля 93 копейки пени.
Решение мотивировано тем, что общество не сообщило об изменении количества объектов налогообложения за апрель 2004 года (не поставлен на учет один игровой стол и не сообщено о выбытии трех игровых автоматов; не уплачен налог на игорный бизнес за апрель 2004 года, не представлена налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за апрель 2004 года).
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
В связи с неисполнением обществом требования от 30.06.2004 N 1995 об уплате налога, пени и штрафа налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.
Судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам дела. Согласно статье 83 Налогового кодекса Российской Федерации филиал N 1 ООО "Торговый дом "Фермер" поставлен на учет 27.02.2001 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея.
Пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (пункт 2 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В силу положений статьи 83 Кодекса и статьи 3 действовавшего в тот период Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" общество зарегистрировало 12 игровых автоматов и 2 игровых стола в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея по месту их нахождения - в г. Майкопе.
31 марта 2004 года общество сняло с учета в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея объекты игорного бизнеса и поставило их на учет в налоговом органе г. Черкесска с изменениями в количестве объектов налогообложения (9 игровых автоматов и 3 игровых стола). Фактически игровые автоматы продолжали находиться и эксплуатироваться в филиале общества (г. Майкоп).
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан поставить на учет (зарегистрировать) в налоговом органе по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика каждый объект налогообложения.
Поскольку налог на игорный бизнес отнесен к региональным налогам, его уплата должна производиться по ставке, установленной законами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 369 Кодекса, по месту осуществления организацией деятельности в сфере игорного бизнеса, а в случае осуществления такой деятельности через обособленное подразделение на территории иного субъекта Российской Федерации налог подлежит уплате в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения организации.
Целью регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес является определение размера налоговых обязательств, подлежащих исполнению на территории деятельности в сфере игорного бизнеса, и обеспечение контроля за правильностью исчисления и уплаты соответствующего налога, следовательно, объект налогообложения по налогу на игорный бизнес подлежит постановке на учет (должен быть зарегистрирован) в налоговом органе по месту нахождения организации (при использовании объекта налогообложения по месту нахождения организации) или месту нахождения обособленного подразделения организации (при использовании объекта налогообложения по месту нахождения обособленного подразделения организации).
Аналогичное толкование содержится в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.03.2004 N 22-0-10/425@ "О постановке на учет в налоговом органе объектов налогообложения налогом на игорный бизнес", а также следует из позиции законодателя, принявшего соответствующие изменения в пункте 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.06.2004 N 60-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" вступил в силу с 01.01.2005).
Данное разъяснение и внесение изменений в статью 366 Кодекса подтверждают обязанность налогоплательщика зарегистрировать в налоговом органе каждый объект налогообложения по месту его установки.
Согласно пункту 7 статьи 366 Кодекса нарушение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктом 2 либо пунктом 3 статьи 366 Кодекса, влечет взыскание с него штрафа в трехкратном размере ставки налога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
Налоговым правонарушением в соответствии со статьей 106 Кодекса признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
Суд не учел, что изъятие части имущества в виде уплаты налога у общества уже произошло, но вместе с тем уменьшил размер штрафа, сославшись на тяжелое финансовое положение общества, хотя материалами дела это обстоятельство не подтверждено.
В материалы дела представлены платежные поручения от 26.07.2004 N 1 на сумму 78 тыс. рублей и от 20.08.2004 N 2 на сумму 10500 рублей, подтверждающие уплату обществом налога на игорный бизнес за апрель 2004 года. Эти доказательства суд не оценил в совокупности с другими материалами дела, не проверил законность применения статьи 122 Кодекса, а также правильность начисления пени по статье 75 Кодекса.
Суд не истребовал и не дал оценку акту встречной проверки ООО "Торговый дом "Фермер", указание на который имеется в пункте 1.8 акта выездной налоговой проверки филиала N 1 общества.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу того, что судебные акты по делу приняты на основе неполно выясненных обстоятельств дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду необходимо оценить все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, устранить допущенные нарушения и с учетом указаний суда кассационной инстанции принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 28.09.2005 Арбитражного суда Республики Адыгея по делу N А01-1826/1856-2004-5 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)