Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 28.04.2004 N Ф04/2243-468/А46-2004 ПО ДЕЛУ N 3-320/03

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 28 апреля 2004 года Дело N Ф04/2243-468/А46-2004

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска на решение от 20.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.02.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 3-320/03 (А-1289/03) по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия Западно-Сибирская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации в лице Омского отделения - филиала дороги к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска,
УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие Западно-Сибирская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации в лице Омского отделения - филиала дороги (далее по тексту ФГУП Западно-Сибирская железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска (далее - Инспекция МНС РФ) N 16.2-10/4375 от 29.04.2003.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что у Инспекции МНС РФ отсутствовали основания для доначисления земельного налога, поскольку в соответствии с п. 15 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 санаторно-курортные учреждения, состоящие на балансе государственного предприятия, освобождаются от уплаты земельного налога.
Решением арбитражного суда от 20.10.2003 требования ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога" удовлетворены в полном объеме, решение налогового органа признано недействительным.
Арбитражный суд исходил из обоснованности доводов заявителя, а также из того, что филиал не может быть субъектом налогового правонарушения, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 107 Налогового кодекса Российской Федерации ответственность за совершение налогового правонарушения несет организация, а не филиал.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.02.2004 решение от 20.10.2003 изменено и изложено в другой редакции. Решение налогового органа признано не соответствующим налоговому законодательству в части:
1) привлечения Омского отделения железной дороги филиала ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога МПС" к ответственности, предусмотренной ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 27244 рублей;
2) доначисления Омскому отделению железной дороги филиала ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога МПС РФ":
а) земельного налога в сумме 126215,39 рублей, в том числе за 2000 год - 57060,37 рублей, за 2001 год - 69155,02 рублей;
б) пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 67383,19 рублей;
3) предложения Омскому отделению железной дороги филиала ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога МПС РФ" уплатить указанные штрафную санкцию, земельный налог за 2000 - 2001 годы, пени.
В удовлетворении остальной части требования отказано.
Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в соответствии с ч. 1 ст. 107 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Требования заявителя подлежат удовлетворению только в части признания недействительным решения Инспекции о взыскании недоимки по земельному налогу в размере 126215,39 рублей и начисленных на нее пеней - 67383,19 рублей, которая установлена путем включения в налогооблагаемую базу при исчислении налога площади земельного участка, занимаемого санаторием-профилакторием "Железнодорожник".
Инспекция в кассационной жалобе просит отменить вынесенные по делу судебные акты. Законом Российской Федерации "О плате на землю" предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога санаторно-курортных учреждений, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Поскольку санаторий-профилакторий "Железнодорожник" не является самостоятельным учреждением, а является структурным подразделением юридического лица, то площадь, занимаемая им, обоснованно включена в налогооблагаемую базу при исчислении налога.
ФГУП Западно-Сибирская дорога отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная инстанция, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанции при принятии решения норм материального и процессуального права, не находит оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, проведена выездная налоговая проверка Омского отделения железной дороги - филиала федерального государственного унитарного предприятия Западно-Сибирской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации по вопросу правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на землю за период с 01.01.2000 по 31.12.2001, результаты которой отражены в акте N 59 от 07.04.2003.
По результатам рассмотрения результатов проверки Инспекцией вынесено решение N 16.2-10/4375 от 29.04.2003 о привлечении его к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 27244 рублей.
Также предложено уплатить установленную недоимку по налогу в размере 136218 рублей, в том числе за 2000 год 61075 рублей, за 2001 год - 75143 рубля, и начисленные на нее пени 73128 рублей.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что Инспекция необоснованно включила в налогооблагаемую базу при исчислении земельного налога за 2000, 2001 годы площадь, на которой располагается санаторий-профилакторий "Железнодорожник".
Законом Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 (в редакции Федеральных законов от 31.12.1999 N 227-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ) (далее по тексту Закон) закреплено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливаются в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности, согласно п. 15 ст. 12 Закона полностью освобождаются от уплаты земельного налога.
Материалами дела подтверждается, что санаторий-профилакторий "Железнодорожник" состоит на балансе государственного предприятия и ему, согласно информационному письму Омского областного комитета государственной статистики от 31.05.2001 N 13-08-14531, присвоен код ОКОНХ - 91517 (классификатор отраслей народного хозяйства), который означает "санаторно-курортные учреждения".
Исходя из вышеизложенного, у налогового органа отсутствовали законные основания для исчисления налога с данной площади.
Арбитражный суд кассационной инстанции не принимает доводы налогового органа о том, что санаторий-профилакторий "Железнодорожник" не является учреждением, поскольку не обладает признаками, закрепленными в статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также то, что в акте и в решении допущена опечатка постольку, поскольку они были предметом исследования арбитражного суда апелляционной инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 05.02.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 3-320/03 (А-1289/03) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)