Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 30 января 2003 г.
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Елизовой Н.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному административному округу города Читы на решение от 3 октября 2002 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-6857/02-С2-2/211 (суд первой инстанции: Желтоухов Е.В.),
Федеральное государственное унитарное предприятие "Забайкальская железная дорога" (ФГУП ЗабЖД) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному административному округу города Читы (налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 3 от 09.08.2002 "О внесении изменений в решение N 23 от 05.02.2002 "О реструктуризации задолженности ФГУП ЗабЖД по федеральным налогам".
Решением суда от 3 октября 2002 года иск удовлетворен, признано недействительным решение налоговой инспекции N 3 от 09.08.2002 "О внесении изменений в решение N 23 от 05.02.2002 "О реструктуризации задолженности ФГУП ЗабЖД по федеральным налогам".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в иске ФГУП ЗабЖД отказать.
Из кассационной жалобы следует, что дополнительные платежи по налогу на прибыль с учетом Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О не являются налогом, пеней или налоговой санкцией, поэтому налоговая инспекция правомерно исключила их из реструктуризированной ФГУП ЗабЖД задолженности по федеральным налогам, сборам, пеням и штрафам.
ФГУП ЗабЖД в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, указывая, что начисляемые в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" проценты на сумму разницы между суммой уплаченных авансовых взносов и суммой налога, исчисленного от фактически полученной прибыли, являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово - хозяйственной деятельности предприятия за определенный налоговый (отчетный) период, то есть платежами налогового характера, поэтому должны включаться в суммы реструктуризируемой задолженности.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 21.01.2003).
Проверив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, решением налоговой инспекции от 05.02.2002 N 23 ФГУП ЗабЖД предоставлена отсрочка по погашению задолженности по федеральным налогам и сборам, образовавшейся по состоянию на 01.12.2001, в размере 97935308 рублей сроком на 6 лет, а также по начисленным пеням и штрафным санкциям по федеральным налогам и сборам по состоянию на 25.12.2001 в размере 427751022 рублей сроком на 4 года. Были утверждены графики погашения задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафным санкциям.
Решением налоговой инспекции от 09.08.2002 N 3 "О внесении изменений в решение N 23 от 05.02.2002 "О реструктуризации задолженности ФГУП ЗабЖД по федеральным налогам" из реструктуризированной суммы задолженности по налогу на прибыль исключено 87989333 рубля 71 копейка дополнительных платежей.
Арбитражный суд первой инстанции, проверив решение налоговой инспекции от 09.08.2002 N 3 на соответствие Постановлениям Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и от 25.12.2001 N 890 "О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", правильно признал его недействительным в связи со следующим.
Названными Постановлениями Правительства Российской Федерации предусмотрено право юридических лиц при соблюдении определенных условий на реструктуризацию задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафным санкциям перед федеральным бюджетом.
В соответствии с указанными Постановлениями Правительства Российской Федерации ФГУП ЗабЖД была предоставлена отсрочка уплаты задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафным санкциям, в том числе, и по дополнительным платежам по налогу на прибыль в сумме 87989333 рубля 71 копеек по состоянию на 01.12.2001.
Исключая сумму дополнительных платежей из реструктуризируемой суммы задолженности по налогам перед федеральным бюджетом, налоговый орган исходил из того, что указанные платежи не подлежат реструктуризации, поскольку не являются налогом, сбором, пеней или налоговой санкцией.
Однако данный вывод налоговой инспекции не соответствует порядку исчисления и уплаты налога на прибыль, установленному статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 4 и 5 Закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" порядок исчисления и уплаты федеральных налогов, к которым относится налог на прибыль, устанавливается законодательством об отдельных видах налогов.
Такой порядок исчисления и уплаты налога на прибыль до 01.01.2002 был установлен пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога. Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в истекшем квартале.
В Определении от 13.11.2001 N 225-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установленные Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядок доначисления налога (расчета его фактических сумм по указанным периодам) и распоряжение налогоплательщиком по своему усмотрению разницей между авансовыми взносами налога и его суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли (пункты 2 и 4 статьи 8 во взаимосвязи), представляют собой возмещение бюджету либо налогоплательщику положительной разницы между авансовыми платежами и фактически подлежащей уплате в бюджет суммой налога.
Применение ставки рефинансирования Банка России (ставки банковского кредита), действовавшей на 15 число второго месяца истекшего квартала, при установлении разницы суммы налога придает такому порядку исчисления и уплаты налога на прибыль признаки, присущие кредиту. Проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика за определенный период (отчетный, налоговый). Выявленная разница между суммой авансовых платежей и фактической подлежащей уплате суммой не является дополнительным платежом по налогу на прибыль, поскольку отражает суммы, недополученные государством либо переполученные им в результате периодического уточнения налогооблагаемой базы.
Следовательно, уплата разницы между суммой авансовых платежей и суммой налога, исчисленного от фактически полученной прибыли за налоговый (отчетный) период, уточненной на ставку рефинансирования Банка России, является обязанностью налогоплательщика, предусмотренной порядком исчисления и уплаты налога на прибыль.
Неисполнение налогоплательщиком данной обязанности влечет возникновение у него задолженности перед соответствующими бюджетами по налогу на прибыль, уплата которой может быть отсрочена в порядке, установленном вышеназванными Постановлениями Правительства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
Решение от 3 октября 2002 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-6857/02-С2-2/211 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 30.01.2003 N А78-6857/02-С2-2/211-Ф02-16/03-С1
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 30 января 2003 г.
Дело N А78-6857/02-С2-2/211-Ф02-16/03-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Елизовой Н.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному административному округу города Читы на решение от 3 октября 2002 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-6857/02-С2-2/211 (суд первой инстанции: Желтоухов Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Забайкальская железная дорога" (ФГУП ЗабЖД) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному административному округу города Читы (налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 3 от 09.08.2002 "О внесении изменений в решение N 23 от 05.02.2002 "О реструктуризации задолженности ФГУП ЗабЖД по федеральным налогам".
Решением суда от 3 октября 2002 года иск удовлетворен, признано недействительным решение налоговой инспекции N 3 от 09.08.2002 "О внесении изменений в решение N 23 от 05.02.2002 "О реструктуризации задолженности ФГУП ЗабЖД по федеральным налогам".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в иске ФГУП ЗабЖД отказать.
Из кассационной жалобы следует, что дополнительные платежи по налогу на прибыль с учетом Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О не являются налогом, пеней или налоговой санкцией, поэтому налоговая инспекция правомерно исключила их из реструктуризированной ФГУП ЗабЖД задолженности по федеральным налогам, сборам, пеням и штрафам.
ФГУП ЗабЖД в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, указывая, что начисляемые в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" проценты на сумму разницы между суммой уплаченных авансовых взносов и суммой налога, исчисленного от фактически полученной прибыли, являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово - хозяйственной деятельности предприятия за определенный налоговый (отчетный) период, то есть платежами налогового характера, поэтому должны включаться в суммы реструктуризируемой задолженности.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 21.01.2003).
Проверив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, решением налоговой инспекции от 05.02.2002 N 23 ФГУП ЗабЖД предоставлена отсрочка по погашению задолженности по федеральным налогам и сборам, образовавшейся по состоянию на 01.12.2001, в размере 97935308 рублей сроком на 6 лет, а также по начисленным пеням и штрафным санкциям по федеральным налогам и сборам по состоянию на 25.12.2001 в размере 427751022 рублей сроком на 4 года. Были утверждены графики погашения задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафным санкциям.
Решением налоговой инспекции от 09.08.2002 N 3 "О внесении изменений в решение N 23 от 05.02.2002 "О реструктуризации задолженности ФГУП ЗабЖД по федеральным налогам" из реструктуризированной суммы задолженности по налогу на прибыль исключено 87989333 рубля 71 копейка дополнительных платежей.
Арбитражный суд первой инстанции, проверив решение налоговой инспекции от 09.08.2002 N 3 на соответствие Постановлениям Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и от 25.12.2001 N 890 "О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", правильно признал его недействительным в связи со следующим.
Названными Постановлениями Правительства Российской Федерации предусмотрено право юридических лиц при соблюдении определенных условий на реструктуризацию задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафным санкциям перед федеральным бюджетом.
В соответствии с указанными Постановлениями Правительства Российской Федерации ФГУП ЗабЖД была предоставлена отсрочка уплаты задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафным санкциям, в том числе, и по дополнительным платежам по налогу на прибыль в сумме 87989333 рубля 71 копеек по состоянию на 01.12.2001.
Исключая сумму дополнительных платежей из реструктуризируемой суммы задолженности по налогам перед федеральным бюджетом, налоговый орган исходил из того, что указанные платежи не подлежат реструктуризации, поскольку не являются налогом, сбором, пеней или налоговой санкцией.
Однако данный вывод налоговой инспекции не соответствует порядку исчисления и уплаты налога на прибыль, установленному статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 4 и 5 Закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" порядок исчисления и уплаты федеральных налогов, к которым относится налог на прибыль, устанавливается законодательством об отдельных видах налогов.
Такой порядок исчисления и уплаты налога на прибыль до 01.01.2002 был установлен пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога. Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в истекшем квартале.
В Определении от 13.11.2001 N 225-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что установленные Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядок доначисления налога (расчета его фактических сумм по указанным периодам) и распоряжение налогоплательщиком по своему усмотрению разницей между авансовыми взносами налога и его суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли (пункты 2 и 4 статьи 8 во взаимосвязи), представляют собой возмещение бюджету либо налогоплательщику положительной разницы между авансовыми платежами и фактически подлежащей уплате в бюджет суммой налога.
Применение ставки рефинансирования Банка России (ставки банковского кредита), действовавшей на 15 число второго месяца истекшего квартала, при установлении разницы суммы налога придает такому порядку исчисления и уплаты налога на прибыль признаки, присущие кредиту. Проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика за определенный период (отчетный, налоговый). Выявленная разница между суммой авансовых платежей и фактической подлежащей уплате суммой не является дополнительным платежом по налогу на прибыль, поскольку отражает суммы, недополученные государством либо переполученные им в результате периодического уточнения налогооблагаемой базы.
Следовательно, уплата разницы между суммой авансовых платежей и суммой налога, исчисленного от фактически полученной прибыли за налоговый (отчетный) период, уточненной на ставку рефинансирования Банка России, является обязанностью налогоплательщика, предусмотренной порядком исчисления и уплаты налога на прибыль.
Неисполнение налогоплательщиком данной обязанности влечет возникновение у него задолженности перед соответствующими бюджетами по налогу на прибыль, уплата которой может быть отсрочена в порядке, установленном вышеназванными Постановлениями Правительства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 3 октября 2002 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-6857/02-С2-2/211 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЕЛИЗОВА
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЕЛИЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)