Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 30.03.2004 N А65-9623/03-СА2-11

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 30 марта 2004 года Дело N 65-9623/03-СА2-11





Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району г. Казани Республики Татарстан
на решение от 18.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N 65-9623/03-СА2-11
по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району г. Казани Республики Татарстан к Обществу с ограниченной ответственностью "Фон", г. Казань, о взыскании штрафа в размере 2187 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району г. Казани Республики Татарстан обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Фон", г. Казань, 2197 руб. налоговых санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату земельного налога за период 1999 - 2000 гг.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18 ноября 2003 г., оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 9 февраля 2004 г., в удовлетворении заявления отказано.
При этом судебные инстанции исходили из того, что в проверяемый период ответчик обоснованно применил в отношении земельного участка площадью 0,242 га по ул. Серова г. Казани, на котором он осуществлял строительство индивидуальных гаражей, пониженную налоговую ставку, предусмотренную ч. 5 ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" для отдельных категорий земель, включая земли, занятые жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на необоснованное применение ответчиком ставок налога на землю, предусмотренных для объектов жилищного фонда, до момента окончания строительства гаражей, т.е. до февраля 2000 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Фон" считает судебные акты законными и просит оставить их без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, УМНС РФ по Республике Татарстан проведена повторная выездная налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью "Фон" по вопросам правильности исчисления и уплаты земельного налога по объектам, расположенным в районах г. Казани, за период с 01.01.99 по 31.12.2000.
По результатам проверки составлен акт от 06.12.2002, и принято решение N 13 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в общей сумме 17208 руб. за неполную уплату земельного налога, из которой 2197 руб. - по объекту налогообложения, расположенному в Московском районе г. Казани, - земельному участку площадью 0,242 га по ул. Серова, на котором ответчик осуществлял строительство индивидуальных гаражей.
Вывод налогового органа о неполной уплате ответчиком земельного налога основан на том, что в период строительства гаражей, которое велось в проверяемом периоде, включающем 1999 г. и январь 2000 г., у ответчика отсутствовало право на применение налоговой ставки, установленной для земель, занятых жилищным фондом. Такое право возникло у него лишь с февраля 2000 г., поскольку гаражи были сданы в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии только 14.02.2000. До февраля 2000 г. следовало применять ставки земельного налога по 15 зоне градостроительной ценности по г. Казани.
Суды правомерно признали данный вывод налогового органа необоснованным.
Согласно ч. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11 октября 1991 г. (с соответствующими изменениями) налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за квадратный метр.
Названной правовой нормой предусмотрены пониженные налоговые ставки для отдельных категорий земель исходя лишь из их целевого назначения, включая земли, занятые жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой черты).
Действующее в проверяемый период земельное законодательство при определении состава земель населенных пунктов также не проводило какого-либо разграничения между землями, застроенными жилыми, культурно-бытовыми, промышленными и иными строениями, и землями, подлежащими такой застройке (ст. 75 Земельного кодекса РСФСР, ст. 20 Земельного кодекса РФ).
Судом установлено, что земельный участок площадью 0,242 га по ул. Серова г. Казани предоставлен ответчику под строительство индивидуальных гаражей и фактически использовался им по целевому назначению.
Поэтому ответчик обоснованно применял налоговую ставку, установленную ч. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю".
Аналогичную правовую позицию высказал Верховный суд Российской Федерации в отношении земель, занятых жилищным фондом, указав в своем определении N 78-Впр03-3 от 13.02.2003, что применение налоговой ставки, предусмотренной ч. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", не ставится Законом в зависимость от сроков сдачи жилого дома в эксплуатацию и регистрации его в качестве жилого фонда.
Правомерность такой позиции подтверждена и определением Конституционного Суда РФ от 5 июня 2003 г. N 276-О.
Учитывая, что земельные участки, занятые жилищным фондом, и участки, занятые индивидуальными гаражами, Законом "О плате за землю" отнесены к одной категории земель, указанные положения в полной мере применимы и к землям, занятым индивидуальными гаражами, включая строящиеся.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. При этом в силу ст. 15 этого же Закона основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для доначисления ответчику земельного налога и привлечения его к налоговой ответственности являются правильными.
Правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.11.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-9623/03-СА2-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)