Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.09.2006 ПО ДЕЛУ N А13-2370/2006-08

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 21 сентября 2006 года Дело N А13-2370/2006-08
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кочеровой Л.И., Хохлова Д.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области Химаныч В.П. (доверенность от 14.09.2006 N 60), Удаловой Н.Н. (доверенность от 07.09.2006 N 57), рассмотрев 19.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.05.2006 по делу N А13-2370/2006-08 (судья Чельцова Н.С.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания города Вологды" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 03.03.2006 N 13/4 в части привлечения Учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 123 и 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 223030 руб. и 8500 руб. штрафов соответственно, а также в части предложения заявителю удержать и перечислить 1180057 руб. налога на доходы физических лиц.
Решением суда от 06.05.2006 заявление Учреждения удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение пунктов 1 и 3 статьи 217 НК РФ, просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы жалобы.
Учреждение извещено надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления Учреждением в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 по 01.12.2005, а также своевременности и полноты представления заявителем в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных физическим лицам за 2002 - 2004 годы.
В ходе налоговой проверки установлено, что Учреждение в нарушение пунктов 1 и 3 статьи 217 НК РФ не исчислило и не удержало налог на доходы физических лиц с сумм выплат, которые осуществлялись за счет средств городского бюджета в виде ежемесячных доплат к пенсиям лицам, ранее замещавшим должности в органах представительной и исполнительной власти города Вологды, с сумм единовременной материальной помощи, оказанной ветеранам органов самоуправления города Вологда, не являющимся работниками (бывшим работникам) данного Учреждения, ко Дню защитников Отечества и Международному женскому дню, а также с сумм выходных пособий муниципальным служащим, увольняемым из органов самоуправления города Вологда в связи с достижением предельного возраста для нахождения на муниципальной службе.
По результатам выездной проверки составлен акт от 06.02.2006 N 4 и с учетом представленных Учреждением возражений принято решение от 03.03.2006 N 13/4 о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 123 и 126 НК РФ в виде взыскания 223697 руб. 60 коп. и 8500 руб. штрафов. Указанным решением Учреждению также предложено уплатить 788 руб. 70 коп. пеней за несвоевременную уплату НДФЛ, удержать и перечислить в бюджет 1184532 руб. НДФЛ.
Учреждение, частично не согласившись с принятым Инспекцией решением, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Суд удовлетворил заявленные требования Общества. Кассационная инстанция, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
Пунктом 3 статьи 217 НК РФ установлено, что освобождаются от обложения НДФЛ все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Согласно пункту 28 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ полученные за налоговый период суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, которые не превышают 2000 руб.
Из буквального толкования пункта 1 статьи 217 НК РФ следует, что не облагаются НДФЛ государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. В данной норме не указано, что не облагаются НДФЛ государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые только в соответствии с федеральным законодательством.
Как следует из статьи 4 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 119-ФЗ), законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 119-ФЗ федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии.
Статьей 18 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", статьей 23 Закона Вологодской области от 12.11.1997 N 208-ОЗ (в редакции от 25.04.2003) "О муниципальной службе в Вологодской области" установлено, что на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 23 Закона Вологодской области от 12.11.1997 N 208-ОЗ определено, что выплата пенсии муниципальному служащему производится с учетом получаемой им пенсии в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 (в редакции от 13.12.2000) "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности Федеральной государственной службы" в целях обеспечения социальных гарантий лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности Федеральной государственной службы, впредь до принятия соответствующих федеральных законов предписано Правительству Российской Федерации принять необходимые нормативные правовые акты, а также меры по реализации предусмотренных настоящим Указом социальных гарантий. Пунктом 10 названного Указа рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений Указа за счет собственных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.1999 N 1233 (с изменениями и дополнениями) "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.06.1999 N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16.08.1995 N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации и должности Федеральных государственных служащих" утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности Федеральной государственной службы, согласно которому лица, замещавшие государственные должности федеральных государственных служащих, предусмотренные Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, и лица, замещавшие государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Законом Вологодской области от 05.07.1996 (с изменениями и дополнениями) "О доплате к пенсии лицам, замещающим государственные должности и должности государственных служащих области" установлены условия и порядок выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" лицам, замещавшим должности, предусмотренные реестром государственных должностей областных государственных служащих, и не получающих доплату к пенсии или иные постоянные социальные выплаты, установленные федеральным, областным законодательством, а также актами органов местного самоуправления.
Положением об установлении, выплате и перерасчете ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах самоуправления города Вологды, утвержденным Решением Вологодской городской думы от 22.02.2001 N 278, и Положением о порядке установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, ранее замещавшим должности в органах представительной и исполнительной власти города Вологды, утвержденным решением Вологодской городской думы от 22.02.2001 N 279, определены порядок установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в органах самоуправления города Вологды и лицам, ранее замещавшим должности в органах представительной и исполнительной власти города Вологды, которая выплачивается за счет средств городского бюджета.
Кассационная инстанция поддерживает вывод суда о том, что доплаты к пенсиям лицам, ранее замещавшим должности в органах представительной и исполнительной власти города Вологда, установленные законодательством субъекта Российской Федерации и представительным органом местного самоуправления в соответствии с положениями федерального законодательства, относятся к иным выплатам, предусмотренным пунктом 1 статьи 217 НК РФ, а потому не подлежат обложению НДФЛ.
Кассационная инстанция считает правомерным вывод суда о том, что в силу пункта 3 статьи 217 НК РФ не подлежит обложению НДФЛ выходное пособие, выплачиваемое муниципальным служащим, увольняемым из органов самоуправления города Вологда в связи с достижением предельного возраста для нахождения на муниципальной службе.
Из материалов дела следует, что в честь Дня защитников Отечества и Международного женского Дня Учреждение произвело выплаты материальной помощи, не превышающей 2000 рублей за проверяемый налоговый период, ветеранам органов самоуправления города Вологда за счет средств городского бюджета. Вывод суда о том, что указанные выплаты в силу пункта 28 статьи 217 НК РФ не являются объектами обложения налогом на доходы физических лиц, является правомерным.
Кассационная инстанция считает правомерным вывод суда об отсутствии у Учреждения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога со спорных выплат, а следовательно, обязанности по представлению налоговому органу сведений о выплаченных физическим лицам суммах доходов.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал не соответствующим НК РФ и недействительным решение Инспекции от 03.03.2006 N 13/4 в части привлечения Учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной статьей 123 НК РФ в размере 223030 руб.; статьей 126 НК РФ в сумме 8500 руб., предложения удержать и перечислить суммы не удержанного и неуплаченного НДФЛ в размере 1180057 руб.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.05.2006 по делу N А13-2370/2006-08 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий
МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.

Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
ХОХЛОВ Д.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)