Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2009 ПО ДЕЛУ N А12-5078/2009

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2009 г. по делу N А12-5078/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей: Акимовой М.А., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Александровой Л.Б.,
при участии в судебном заседании представителей организации: Кумейко Е.А., директора; Данец И.А., действующей на основании доверенности от 22 июня 2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 24 апреля 2009 года по делу N А12-5078/2009 (судья Кострова Л.В.)
по заявлению автономной некоммерческой организации "Центр профессионального обучения и современных технологий" (г. Волгоград)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (г. Волгоград)
об оспаривании отказа налогового органа в применении упрощенной системы налогообложения от 03 марта 2009 г.

установил:

В арбитражный суд Волгоградской области обратилась автономная некоммерческая организация "Центр профессионального обучения и современных технологий" с заявлением о признании незаконным отказа ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда в применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, содержащегося в уведомлении N 6 от 03 марта 2009 г.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 24 апреля 2009 г. по настоящему делу заявленные организацией требования удовлетворены.
ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленного требования.
АНО "Центр профессионального обучения и современных технологий" с доводами апелляционной жалобы не согласна, представила отзыв на апелляционную жалобу. В судебном заседании представители организации дали устные пояснения.
ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела инспекция извещена надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового отправления N 90124. Почтовое отправление вручено адресату 08 июня 2009 г. Указанное лицо имело реальную возможность обеспечить явку своего представителя в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителя налогового органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
Заслушав представителей АНО "Центр профессионального обучения и современных технологий", обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением собрания учредителей от 25 августа 2008 г. создана автономная некоммерческая организация "Центр профессионального обучения и современных технологий", утвержден Устав автономной некоммерческой организации.
17 октября 2008 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица - автономной некоммерческой организации "Центр профессионального обучения и современных технологий" за основным государственным регистрационным номером 1083400029481, о чем выдано свидетельство серии 34 N 00335039.
17 октября 2008 г. автономная некоммерческая организация "Центр профессионального обучения и современных технологий" поставлена на налоговый учет в инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе серии 34 N 003307204.
Налогоплательщик обратился в налоговый орган по месту учета с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения с 17 октября 2008 г. с объектом налогообложения "доходы". Заявление поступило в налоговый орган 12 февраля 2009 г.
03 марта 2009 г. инспекция направила в адрес организации-налогоплательщика уведомление N 6 о невозможности применения ей упрощенной системы налогообложения с 17 октября 2008 г. в связи с подачей заявления в неустановленные законом сроки (не в периоде с 01.10 по 30.11), ст. 346.13 п. 1 НК РФ.
Налогоплательщик, не согласившись с отказом налогового органа, полагая, что данный отказ затрагивает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. По мнению налогоплательщика, налоговое законодательство не связывает возможность применения вновь созданной организацией упрощенной системы налогообложения со своевременной подачей соответствующего заявления в налоговый орган. В подтверждение доводов о том, что им изначально при создании планировалось применение упрощенной системы налогообложения, истец представил суду направленную им в ИФНС декларацию по единому налогу за 2008 год, а также доказательства уплаты исчисленного на основании указанной декларации единого налога.
Арбитражный суд Волгоградской области рассмотрел данное дело по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган, который принял акт, решение.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, обоснованно пришел к выводу о том, что несвоевременная подача налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения не может являться основанием для отказа в применении организацией упрощенной системы налогообложения с момента ее государственной регистрации.
Суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, которые налоговым органом не оспариваются.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права. Согласно п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном названной главой Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки ее на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Абзацем 2 п. 2 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации, обязан выдать ей свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Факт подачи налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения по истечении пяти дней с момента регистрации и постановки на учет в налоговом органе, последний не оспаривает. Нарушение налогоплательщиком пятидневного срока на подачу соответствующего заявления не может служить основанием для отказа заявителю в выборе специального режима налогообложения.
Из анализа указанных выше норм следует, что вновь созданные организации заявляют не о переходе на упрощенную систему налогообложения, а о ее первоначальном выборе. Вопрос о правомерности использования упрощенной системы налогообложения вновь созданной организацией связан именно с этим выбором, то есть с реализацией права на применение упрощенной системы. При этом применение упрощенной системы налогообложения носит заявительный характер, то есть не зависит от решения налогового органа и не связано с ним. В подтверждение того, что организация изначально избрала упрощенную системы налогообложения, свидетельствуют представленная ей в налоговый орган декларация по единому налогу за 2008 год, а также платежные документы, подтверждающее уплату в бюджет исчисленной суммы единого налога.
Глава 26.2 НК РФ не устанавливает право налогового органа на запрет применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, кроме случаев, указанных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Установленный ст. 346.13 НК РФ срок подачи заявления не является пресекательным. Статья 346.13 НК РФ не содержит указания на последствия несоблюдения вновь созданной организацией срока подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения. Законодательством о налогах и сборах не предусмотрены основания отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, в том числе и в связи с нарушением им сроков подачи заявления в налоговый орган, в связи с чем данное обстоятельство не может являться основанием для отказа вновь созданной организации в применении упрощенной системы налогообложения.
При этом вновь созданная организация не вправе применять упрощенную систему налогообложения в случае, если она относится к организациям, перечисленным в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Заявитель не относится к организациям, перечисленным в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Доказательств обратного инспекцией не представлено.
Придя к выводу, что порядок применения упрощенной системы налогообложения вновь созданными организациями является уведомительным, а нарушение срока подачи соответствующего заявления вновь созданной организацией не является препятствием для применения упрощенной системы налогообложения, суд первой инстанции правильно разрешил спор и удовлетворил требование АНО "Центр профессионального обучения и современных технологий".
В соответствии с ч. 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обоснованно принял решение о признании их незаконными и обязал администрацию совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции надлежащим образом оценил все доводы налогоплательщика о незаконности оспариваемого отказа инспекции в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ.
При разрешении дела судом учтена сложившаяся судебная практика по аналогичным делам. Принята во внимание позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в определениях от 17.07.2008 N 9104/08, от 28.03.2008 N 4016/08.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства судом первой инстанции выяснены.
Апелляционная жалоба слово в слово повторяет отзыв налогового органа от 15 апреля 2009 г. N 04-16/1/13688 (л.д. 59, 60) и не направлена на оценку выводов суда первой инстанции, что является нарушением ст. 260 АПК РФ. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, идентичны доводам, изложенным в отзыве, поступившем в суд первой инстанции, основаны на неправильном толковании законодательства и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, что нашло отражение в решении суда. В жалобе инспекция не приводит иных доказательств, свидетельствующих о законности принятого ею отказа в применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, содержащегося в уведомлении N 6 от 03 марта 2009 г.
С учетом изложенного апелляционная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции по настоящему делу. Выводы суда первой инстанции основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено. Апелляционная жалоба налогового органа подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 24 апреля 2009 года по делу N А12-5078/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи
М.А.АКИМОВА
Н.Н.ПРИГАРОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)