Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Государственное учреждение Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - пенсионный фонд) обратилось с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция) от 29.09.03 N 4497 и требований от 13.08.03 N 11724 и от 27.10.03 N 30645 в части уплаты налога на землю.
Решением суда от 17.02.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.06.04, требования пенсионного фонда удовлетворены. Решение мотивировано тем, что государственное учреждение пенсионного обеспечения освобождено от уплаты налога на землю.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы ссылается на то, что органы пенсионного фонда не являются государственными органами законодательной, исполнительной или судебной власти, в связи с чем право на льготу по земельному налогу у них отсутствует.
Отзыв на жалобу пенсионным фондом в суд не представлен. Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и проверив законность и обоснованность обжалованных судебных актов, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Отделение Пенсионного фонда по Кабардино-Балкарской Республике на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком площадью 2 243 кв. м, расположенным по адресу: г. Нальчик, ул. Пачева, 19.
24 июня 2003 года пенсионный фонд обратился в налоговую инспекцию с заявлением об освобождении от уплаты земельного налога с момента вступления в силу Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", то есть с 17.12.01
13 августа 2003 года налоговым органом выставлено требование N 11724 об уплате земельного налога в размере 19 290 рублей и пени в размере 6 985 рублей 77 копеек.
В связи с неисполнением требования 29 сентября 2003 года принято решение N 4497 об обращении взыскания на счета пенсионного фонда в банках в размере 29 661 рубля 27 копеек, пени в размере 6 985 рублей 77 копеек в счет погашения недоимки по налогам.
Требованием от 27.10.03 N 30645 налогоплательщику предложено уплатить земельный налог в общей сумме 9 645 рублей.
Письмом от 28.10.03 N 12-26/8086 Управление Министерства по налогам и сборам по Кабардино-Балкарской Республике отказало заявителю в предоставлении льготы по уплате земельного налога, сославшись на письмо МНС Российской Федерации от 02.04.03 N 21-3-04/07. Указанным письмом разъяснено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения не отнесены к органам государственной власти, в связи с чем не имеют права на льготу и обязаны уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке.
Полагая, что начисление недоимки по земельному налогу произведено не обоснованно, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд.
Принимая судебные акты, суд обоснованно сослался на пункт 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", которым предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога земель, предоставляемых для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25 июня 2001 года N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" разъяснено, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. По смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации такие полномочия от носятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Согласно статье 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации. Статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации к числу таких фондов отнесен Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, из пункта 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года N 2122-1 следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда о том, что ГУ УПФР является государственным учреждением пенсионного обеспечения, фактически выполняет функции органа государственного управления и, следовательно, имеет право на получение льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", является правильным и обоснованным.
Обстоятельства дела, имеющие существенное значение для принятия правильного решения исследованы судом полностью и получили соответствующую правовую оценку. Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалованных судебных актов, по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 17.02.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.06.04 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-5083/2003 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 14.09.2004 N Ф08-4202/04-1605А ПО ДЕЛУ N А20-5083/2003
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2004 г. N Ф08-4202/04-1605А
Дело N А20-5083/2003
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бака Л.И., судей Мацко Ю.В. и Паймаковой Л.В., без участия в судебном заседании заявителя - государственного учреждения Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике и заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику на решение от 17.02.04 (судья Пшихопов М.Х.) и постановление апелляционной инстанции от 15.06.04 (судьи Браева Э.Х., Байзулаев Р.И., Кустова С.В.) Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-5083/2003, установил следующее.Государственное учреждение Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - пенсионный фонд) обратилось с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция) от 29.09.03 N 4497 и требований от 13.08.03 N 11724 и от 27.10.03 N 30645 в части уплаты налога на землю.
Решением суда от 17.02.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.06.04, требования пенсионного фонда удовлетворены. Решение мотивировано тем, что государственное учреждение пенсионного обеспечения освобождено от уплаты налога на землю.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы ссылается на то, что органы пенсионного фонда не являются государственными органами законодательной, исполнительной или судебной власти, в связи с чем право на льготу по земельному налогу у них отсутствует.
Отзыв на жалобу пенсионным фондом в суд не представлен. Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и проверив законность и обоснованность обжалованных судебных актов, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Отделение Пенсионного фонда по Кабардино-Балкарской Республике на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком площадью 2 243 кв. м, расположенным по адресу: г. Нальчик, ул. Пачева, 19.
24 июня 2003 года пенсионный фонд обратился в налоговую инспекцию с заявлением об освобождении от уплаты земельного налога с момента вступления в силу Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", то есть с 17.12.01
13 августа 2003 года налоговым органом выставлено требование N 11724 об уплате земельного налога в размере 19 290 рублей и пени в размере 6 985 рублей 77 копеек.
В связи с неисполнением требования 29 сентября 2003 года принято решение N 4497 об обращении взыскания на счета пенсионного фонда в банках в размере 29 661 рубля 27 копеек, пени в размере 6 985 рублей 77 копеек в счет погашения недоимки по налогам.
Требованием от 27.10.03 N 30645 налогоплательщику предложено уплатить земельный налог в общей сумме 9 645 рублей.
Письмом от 28.10.03 N 12-26/8086 Управление Министерства по налогам и сборам по Кабардино-Балкарской Республике отказало заявителю в предоставлении льготы по уплате земельного налога, сославшись на письмо МНС Российской Федерации от 02.04.03 N 21-3-04/07. Указанным письмом разъяснено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения не отнесены к органам государственной власти, в связи с чем не имеют права на льготу и обязаны уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке.
Полагая, что начисление недоимки по земельному налогу произведено не обоснованно, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд.
Принимая судебные акты, суд обоснованно сослался на пункт 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", которым предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога земель, предоставляемых для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25 июня 2001 года N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" разъяснено, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. По смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации такие полномочия от носятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Согласно статье 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации. Статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации к числу таких фондов отнесен Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, из пункта 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года N 2122-1 следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда о том, что ГУ УПФР является государственным учреждением пенсионного обеспечения, фактически выполняет функции органа государственного управления и, следовательно, имеет право на получение льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", является правильным и обоснованным.
Обстоятельства дела, имеющие существенное значение для принятия правильного решения исследованы судом полностью и получили соответствующую правовую оценку. Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалованных судебных актов, по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение от 17.02.04 и постановление апелляционной инстанции от 15.06.04 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-5083/2003 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.И.БАКА
Судьи
Ю.В.МАЦКО
Л.В.ПАЙМАКОВА
Л.И.БАКА
Судьи
Ю.В.МАЦКО
Л.В.ПАЙМАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)