Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 мая 2005 года Дело N А42-8486/04-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Клириковой Т.В., Корпусовой О.А., рассмотрев 25.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.01.2005 по делу N А42-8486/04-11 (судья Сачкова Н.В.),
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Мурманской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области; далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Ловозерская горно-обогатительная компания" (далее - общество) 189942 руб. 20 коп. налоговых санкций по налогу на добычу полезных ископаемых.
Определением от 30.08.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Мурманской области.
Решением суда от 21.01.2005 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что, поскольку нормативы содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства в установленном порядке не утверждены, налогоплательщик не вправе использовать льготу по налогу на добычу полезных ископаемых. Налоговая инспекция не оспаривает наличие у общества права пользоваться льготой по налогообложению, предусмотренной статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), однако, поскольку пределы ее применения не установлены, использование произвольных нормативов недопустимо.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция по результатам камеральной проверки налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за октябрь и декабрь 2003 года приняла решение от 20.04.2004 N 341 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 189942 руб. 20 коп. Кроме того, решением предложено уплатить доначисленный налог на добычу полезных ископаемых в сумме 429545 руб. за октябрь 2003 года и 520166 руб. за декабрь 2003 года.
Основанием доначисления налога и привлечения к налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о занижении налоговой базы в связи с неправомерным применением налоговой ставки 0 процентов, установленной пунктом 1 статьи 342 НК РФ, при налогообложении добычи полезных ископаемых, остающихся в разубоживающих породах, поскольку нормативы разубоживания не утверждены Министерством природных ресурсов РФ. Заявитель указал, что обществом не соблюден порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, установленный Правилами отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, в соответствии с которыми право отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным предоставлено только Министерству природных ресурсов РФ, а не его территориальным органам. Поэтому применение обществом нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является неправомерным. По этим причинам налоговым органом были отклонены представленные обществом лицензии на право добычи лопаритовых руд на участках "Карнасурт" и "Кедыквырпахк" - серия МУР N 11548 ТЭ и на Умбозерском участке - серия МУР N 11549 ТЭ, а также плановые показатели потерь и разубоживания на 2003 год, принятые протоколом заседания технического Совета Мурманского управления Госгоргтехнадзора России.
На основании принятого решения налоговая инспекция направила налогоплательщику требование от 21.04.2004 N 165 об уплате налоговой санкции в размере 189942 руб. 20 коп. в срок до 30.04.2004.
Поскольку в установленный срок общество требование не исполнило, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества указанной суммы штрафа.
Суд, отказывая налоговой инспекции в удовлетворении заявленных требований, указал на то, что законодатель нормативами ограничивает только пределы применения налоговой ставки, не само право на ее применение.
Суд кассационной инстанции считает судебный акт законным и обоснованным.
Согласно положениям подпункта 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение полезных ископаемых производится по ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах и отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, вступившим в силу с 1 января 2002 года, утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства. В соответствии с пунктом 1 Правил определение нормативов осуществляется Министерством природных ресурсов России по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Во Временных методических рекомендациях по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с определением содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных распоряжением МПР РФ от 15.09.2003 N 408-р (далее - Временные методические рекомендации), указано на то, что данные разработаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899 и предназначены для методической помощи территориальным и подведомственным МПР России организациям при подготовке к рассмотрению материалов, связанных с определением содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства. Временные методические рекомендации содержат рекомендуемые способы определения содержания твердых полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах.
Изложенное свидетельствует о том, что постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899 к компетенции Минприроды России отнесено определение соответствующих нормативов (что и сделано МПР РФ путем издания распоряжения от 15.09.2003 N 408-р).
В данном случае общество не может быть лишено права на применение ставки 0 процентов, предусмотренной положениями статьи 342 НК РФ, при наличии нормативов потерь, утвержденных в прежнем порядке, поскольку законодатель ограничивает нормативами лишь пределы применения этой ставки, а не само право на ее применение. Согласно доводам кассационной жалобы заявитель не оспаривает наличие у ответчика права пользования льготой по налогообложению, предусмотренной названной статьей, однако указывает на невозможность воспользоваться данным правом в связи с отсутствием надлежащим образом установленных нормативов.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что налогоплательщиком представлены технико-экономические обоснования эксплуатационных кондиций для Ловозерского месторождения, утвержденные протоколами Государственной комиссии по запасам СССР от 13.11.1959 N 2861, от 17.02.1959 N 90, от 24.07.1981 N 1606-к. Нормативы утверждены в установленном на момент принятия порядке на весь период эксплуатации месторождения.
Более того, ответчик представил протокол заседания технического совета Мурманского управления Госгортехнадзора России от 19.12.2002 о согласовании плановых показателей потерь и разубоживания на 2003 год, а также письмо Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.04.2004 N 03/2778, согласно которому представленный в Управление расчет количества полезных компонентов, извлеченных из разубоживающих пород в 2003 году, полностью соответствует Временным методическим рекомендациям.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что обществом предпринимались меры для определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся в разубоживающих породах, в порядке, установленном Правилами и Временными методическими рекомендациями.
Как следует из материалов настоящего дела, 23.03.2004 общество направило в Министерство природы Российской Федерации необходимые материалы для согласования нормативов. Соответствие представленного расчета подтверждено письмом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.04.2004 N 03/2778.
Управление 27.05.2004 направило полученные от общества материалы с сопроводительным письмом N 12-728 в Министерство природы Российской Федерации. Федеральное агентство по недропользованию Министерства природы Российской Федерации письмом от 03.08.2004 предложило обществу произвести геолого-экономическую переоценку запасов Ловозерского месторождения для рассмотрения вопроса об освобождении от налоговых платежей на добычу полезных ископаемых и представить материалы на государственную экспертизу.
Вместе с тем Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, вступившее в силу с 01.01.2002, и утвержденные им Правила не предусматривают необходимость пересмотра ранее принятых решений, которыми нормативы потерь уже были утверждены для соответствующих недропользователей.
Из изложенного следует, что выводы суда о том, что нормативы содержания полезных ископаемых, остающихся во вмещающих породах, утвержденные названными выше протоколами Государственной комиссии по запасам СССР, приняты в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент его принятия, и не подлежали пересмотру с введением нового, а также о наличии у общества права на применение нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, являются правомерными.
Согласно пункту 6 статьи 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Судом сделан правильный вывод, что при указанных обстоятельствах у налоговой инспекции отсутствовали основания для привлечения общества к налоговой ответственности.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.01.2005 по делу N А42-8486/04-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.05.2005 N А42-8486/04-11
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2005 года Дело N А42-8486/04-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Клириковой Т.В., Корпусовой О.А., рассмотрев 25.05.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.01.2005 по делу N А42-8486/04-11 (судья Сачкова Н.В.),
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Мурманской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области; далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Ловозерская горно-обогатительная компания" (далее - общество) 189942 руб. 20 коп. налоговых санкций по налогу на добычу полезных ископаемых.
Определением от 30.08.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Мурманской области.
Решением суда от 21.01.2005 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что, поскольку нормативы содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства в установленном порядке не утверждены, налогоплательщик не вправе использовать льготу по налогу на добычу полезных ископаемых. Налоговая инспекция не оспаривает наличие у общества права пользоваться льготой по налогообложению, предусмотренной статьей 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), однако, поскольку пределы ее применения не установлены, использование произвольных нормативов недопустимо.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция по результатам камеральной проверки налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за октябрь и декабрь 2003 года приняла решение от 20.04.2004 N 341 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 189942 руб. 20 коп. Кроме того, решением предложено уплатить доначисленный налог на добычу полезных ископаемых в сумме 429545 руб. за октябрь 2003 года и 520166 руб. за декабрь 2003 года.
Основанием доначисления налога и привлечения к налоговой ответственности послужили выводы налогового органа о занижении налоговой базы в связи с неправомерным применением налоговой ставки 0 процентов, установленной пунктом 1 статьи 342 НК РФ, при налогообложении добычи полезных ископаемых, остающихся в разубоживающих породах, поскольку нормативы разубоживания не утверждены Министерством природных ресурсов РФ. Заявитель указал, что обществом не соблюден порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, установленный Правилами отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, в соответствии с которыми право отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным предоставлено только Министерству природных ресурсов РФ, а не его территориальным органам. Поэтому применение обществом нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых является неправомерным. По этим причинам налоговым органом были отклонены представленные обществом лицензии на право добычи лопаритовых руд на участках "Карнасурт" и "Кедыквырпахк" - серия МУР N 11548 ТЭ и на Умбозерском участке - серия МУР N 11549 ТЭ, а также плановые показатели потерь и разубоживания на 2003 год, принятые протоколом заседания технического Совета Мурманского управления Госгоргтехнадзора России.
На основании принятого решения налоговая инспекция направила налогоплательщику требование от 21.04.2004 N 165 об уплате налоговой санкции в размере 189942 руб. 20 коп. в срок до 30.04.2004.
Поскольку в установленный срок общество требование не исполнило, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества указанной суммы штрафа.
Суд, отказывая налоговой инспекции в удовлетворении заявленных требований, указал на то, что законодатель нормативами ограничивает только пределы применения налоговой ставки, не само право на ее применение.
Суд кассационной инстанции считает судебный акт законным и обоснованным.
Согласно положениям подпункта 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение полезных ископаемых производится по ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах и отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, вступившим в силу с 1 января 2002 года, утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства. В соответствии с пунктом 1 Правил определение нормативов осуществляется Министерством природных ресурсов России по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Во Временных методических рекомендациях по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с определением содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных распоряжением МПР РФ от 15.09.2003 N 408-р (далее - Временные методические рекомендации), указано на то, что данные разработаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899 и предназначены для методической помощи территориальным и подведомственным МПР России организациям при подготовке к рассмотрению материалов, связанных с определением содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства. Временные методические рекомендации содержат рекомендуемые способы определения содержания твердых полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах.
Изложенное свидетельствует о том, что постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899 к компетенции Минприроды России отнесено определение соответствующих нормативов (что и сделано МПР РФ путем издания распоряжения от 15.09.2003 N 408-р).
В данном случае общество не может быть лишено права на применение ставки 0 процентов, предусмотренной положениями статьи 342 НК РФ, при наличии нормативов потерь, утвержденных в прежнем порядке, поскольку законодатель ограничивает нормативами лишь пределы применения этой ставки, а не само право на ее применение. Согласно доводам кассационной жалобы заявитель не оспаривает наличие у ответчика права пользования льготой по налогообложению, предусмотренной названной статьей, однако указывает на невозможность воспользоваться данным правом в связи с отсутствием надлежащим образом установленных нормативов.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что налогоплательщиком представлены технико-экономические обоснования эксплуатационных кондиций для Ловозерского месторождения, утвержденные протоколами Государственной комиссии по запасам СССР от 13.11.1959 N 2861, от 17.02.1959 N 90, от 24.07.1981 N 1606-к. Нормативы утверждены в установленном на момент принятия порядке на весь период эксплуатации месторождения.
Более того, ответчик представил протокол заседания технического совета Мурманского управления Госгортехнадзора России от 19.12.2002 о согласовании плановых показателей потерь и разубоживания на 2003 год, а также письмо Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.04.2004 N 03/2778, согласно которому представленный в Управление расчет количества полезных компонентов, извлеченных из разубоживающих пород в 2003 году, полностью соответствует Временным методическим рекомендациям.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что обществом предпринимались меры для определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся в разубоживающих породах, в порядке, установленном Правилами и Временными методическими рекомендациями.
Как следует из материалов настоящего дела, 23.03.2004 общество направило в Министерство природы Российской Федерации необходимые материалы для согласования нормативов. Соответствие представленного расчета подтверждено письмом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.04.2004 N 03/2778.
Управление 27.05.2004 направило полученные от общества материалы с сопроводительным письмом N 12-728 в Министерство природы Российской Федерации. Федеральное агентство по недропользованию Министерства природы Российской Федерации письмом от 03.08.2004 предложило обществу произвести геолого-экономическую переоценку запасов Ловозерского месторождения для рассмотрения вопроса об освобождении от налоговых платежей на добычу полезных ископаемых и представить материалы на государственную экспертизу.
Вместе с тем Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 N 899, вступившее в силу с 01.01.2002, и утвержденные им Правила не предусматривают необходимость пересмотра ранее принятых решений, которыми нормативы потерь уже были утверждены для соответствующих недропользователей.
Из изложенного следует, что выводы суда о том, что нормативы содержания полезных ископаемых, остающихся во вмещающих породах, утвержденные названными выше протоколами Государственной комиссии по запасам СССР, приняты в соответствии с правовым регулированием, действовавшим на момент его принятия, и не подлежали пересмотру с введением нового, а также о наличии у общества права на применение нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, являются правомерными.
Согласно пункту 6 статьи 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Судом сделан правильный вывод, что при указанных обстоятельствах у налоговой инспекции отсутствовали основания для привлечения общества к налоговой ответственности.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.01.2005 по делу N А42-8486/04-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
АБАКУМОВА И.Д.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
КОРПУСОВА О.А.
АБАКУМОВА И.Д.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)