Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 28 июля 2011 года.
Арбитражный суд в составе судьи Шудашовой Я.Е.
при ведении протокола помощником судьи Бабаевой И. - Е.Т.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Сода" (ОГРН 10202022078270; 453122, Республика Башкортостан, Стерлитамакский р-н, г. Стерлитамак, ул. Бабушкина, д. 7)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (ОГРН 1047702057732; 129110, г. Москва, ул. Б. Переяславская, д. 66, стр. 1)
о признании недействительным решения N 261 от 26.10.2010 г. в части,
в судебное заседание явились:
от заявителя - Антошко О.В., доверенность от 24.12.2009 г. N 09-437д
от ответчика - Рябинин С.В., доверенность от 08.11.2010 г.
установил:
Открытое акционерное общество "Сода" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (далее - Налоговый орган, Инспекция) от 26.10.2010 г. N 261 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части пунктов 2, 3, 4.
Заявитель в судебном заседании просил требования удовлетворить в полном объеме, пояснил, что решение Налогового органа не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы Общества.
Налоговый орган требования не признал по доводам, изложенным в отзыве (т. 2 л.д. 65 - 69), указал, что при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого применение налоговой ставки 0 процентов (0 руб.) по нормативным потерям является неправомерным.
Суд, рассмотрев материалы дела, исследовав обстоятельства дела, выслушав представителей сторон, считает заявленные требования ОАО "Сода" подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за март 2010 года (т. 1 л.д. 45 - 48), представленную Открытым акционерным обществом "Сода", по итогам проведения которой был оформлен акт камеральной налоговой проверки N 698 от 9 сентября 2010 г. (т. 1 л.д. 26 - 32). Обществом в налоговую инспекцию были представлены письменные возражения (т. 1 л.д. 36 - 40). По результатам рассмотрения акта камеральной проверки и письменных возражений налоговым органом было принято решение от 26 октября 2010 г. N 261 (т. 1 л.д. 14 - 21) об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением N 261 от 26.10.2010 г. Обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых в размере 148 424, 00 руб. Основанием для доначисления послужило то обстоятельство, что, по мнению налогового органа, при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого применение налоговой ставки 0 процентов (0 руб.) по нормативным потерям является неправомерным.
Общество, не согласившись с указанным решением налогового органа, Общество обратилось в ФНС России с апелляционной жалобой от 23.11.2010 г. (т. 1 л.д. 22 - 25), рассмотрев которую вышестоящий налоговый орган вынес решение от 08.02.2011 г. N АС-4-9/1916@ (т. 1 л.д. 33 - 35) об оставлении решения Инспекции без изменения, жалобы налогоплательщика - без удовлетворения.
Суд считает решение Инспекции N 261 от 26.10.2010 г. незаконным и необоснованным по следующим причинам:
В ходе налоговой проверки Инспекция пришла к выводу, что при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в результате уменьшения количества добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по ставке 5.5%, обществом занижена налогооблагаемая база на сумму фактических потерь в количестве 21 900, 00 тонн (рассола - 70,645 тыс. м 3).
На возражения общества о том, что им применена налоговая ставка 0% в части нормативных потерь, утвержденных в установленном порядке Роснедрами по каждому лицензионному участку, налоговый орган в своем решении указал, что при косвенном методе фактические потери полезного ископаемого включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого на утвержденные нормативные потери при определении налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых и применении налоговой ставки 0% по нормативным потерям является неправомерным.
Налоговый орган утверждает, что при применении косвенного метода количество добытого полезного ископаемого определяется на основании расчета количества минерального сырья (горной породы), на которое уменьшаются (погашаются) запасы полезного ископаемого в недрах, что следует из требований идентичности результата определения количества добытого полезного ископаемого как прямым, так и косвенным методом.
Между тем, количество погашаемых запасов полезных ископаемых определяется как сумма добытых (извлеченных из недр) полезных ископаемых и потерянных в недрах полезных ископаемых.
Кроме того, по мнению инспекции, заявитель неправомерно применил к нормативным потерям нулевую ставку налога, так как при косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье.
Суд не согласен с данным утверждением, поскольку при косвенном методе фактические потери не могут быть включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье в связи с тем, что расчет фактических потерь производится от количества добытого полезного ископаемого.
В соответствии с пунктом 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезного ископаемого признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия). Часть 2 указанной нормы определяет виды полезных ископаемых, а именно: п. 14 ст. 337 НК РФ - соль природная и чистый хлористый натрий.
Таким образом, добытым полезным ископаемым признается не минеральное сырье, извлекаемое из недр, а содержащиеся в минеральном сырье минералы, полученные после первичной обработки минерального сырья. При этом налоговым законодательством учитываются операции по добыче, которые предусмотрены техническим проектом разработки месторождения.
По принятой технологической схеме разработки Яр-Бишкадакского месторождения каменной соли добыча минерального сырья ведется методом подземного растворения пластов соли и извлечением из недр хлористо-натриевых рассолов. В этом случае рассол является продуктом данной переработки, т.е. минеральным сырьем для предприятия, осуществляющего разработку месторождений солей растворением через скважины с поверхности (Производственный отчет - т. 1 л.д. 51), полезное ископаемое - каменная, так называемая сырая соль (Протокол заседания секции твердых полезных ископаемых, стр. 3 - т. 1 л.д. 127), содержащийся чистый NaCl в которой идет для налогообложения.
На выходе из скважин минерального сырья установлен прибор учета "Расходомер-счетчик УРСВ "Взлет MP", который определяет количество минерального сырья. Общество определяет объем добытого полезного ископаемого в соответствии с пунктом 2 статьи 339 НК РФ, используя косвенный метод, то есть расчетный способ: по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье.
Для определения объема добытого полезного ископаемого используется расчетная формула, которая предусмотрена Методикой определения объемов добычи каменной соли и составления отчетности Яр-Бишкадакского рассолопромысла (стр. 5 - т. 1 л.д. 75): объем рассола (минерального сырья) умножается на коэффициент содержания в нем полезного ископаемого (NaCl) 0,310. кг/м3. Данный коэффициент отражает содержание полезного ископаемого в минеральном сырье, то есть то, что в одном кубическом метре минерального сырья содержится 0,310 кг чистой соли NaCl.
Так, в рассматриваемый период (март 2010 года) количество добытого полезного ископаемого рассчитывалось следующим образом: количество сырого рассола (производственный отчет цеха "Рассолопромысел" - т. 1 л.д. 51) 751 927,0 м 3 умножается на концентрацию NaCl 0,310, в результате чего получаем количество добытого полезного ископаемого 233 097,37 тонн (Акт добычи полезных ископаемых за март 2010 г. - т. 1 л.д. 49).
После того, как определено количество добытого полезного ископаемого, в соответствии с утвержденной методикой подсчета потерь, от суммы добытого полезного ископаемого рассчитываются фактические и нормативные потери. Все расчеты ведутся по формулам, которые утверждены для предприятий, занимающихся разработкой месторождений солей растворением через скважины с поверхности (Инструкция по безопасному ведению работ и охране недр при разработке месторождений солей растворением через скважины с поверхности РД - 03 - 243 - 98 - т. 1 л.д. 52).
Факт подсчета фактических потерь от суммы добытого полезного ископаемого подтверждается формулами и первичными документами расчетов. В силу п. 3 ст. 339 НК РФ, где сказано о том, что фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
В соответствии с вышеизложенным, довод налогового органа о том, что при косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье, является несостоятельным.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются протоколом Роснедра по согласованию с органами Ростехнадзора по каждому лицензионному участку и ежегодно уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. N 921.
В случае, если фактические потери при добыче превышают нормативные, то нулевая ставка НДПИ применяется к фактическим потерям в пределах утвержденных нормативов. Оставшийся объем потерь подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. (Письмо Минфина РФ от 30.01.2007 г. N 03-06-06-01/3). При отсутствии утвержденных на 2010 г. нормативов потерь налогоплательщик вправе до их утверждения при исчислении НДПИ применять последние из утвержденных в установленном порядке нормативы потерь. Так, при расчете налога на добычу каменной соли за март 2010 г. Общество применяло утвержденные нормативы потерь на 2009 г., так как нормативы потерь на 2010 г. утверждены не были.
Дальнейшие расчеты налоговой инспекции, которые приводятся в решении, также построены на неверном понимании понятия фактических потерь, минерального сырья и добытого полезного ископаемого.
В соответствии с проектной документацией ОАО "Сода" на каждый отчетный месяц составляет Акты добычи полезных ископаемых. В этих актах отражается количество добытого полезного ископаемого (100% содержание NaCl) и количество сырой соли. Данная информация о количестве добытого полезного ископаемого ежемесячно поступает в бухгалтерию для расчета НДПИ, а количество сырой соли поступает для составления статистической отчетности по форме N 5-гр.
Для заполнения справки по форме N 5-гр существует Инструкция по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам N 5-гр, утв. Мингео СССР 04.11.1971. Параграф 23 Инструкции гласит: "запасы минерального сырья, ценность в которых представляет заключенный в них полезный компонент, учитываются по сухому весу руды". В графе 8 (добыча) формы 5-гр указывается годовой объем добычи (извлеченной) руды (каменной соли). В справках маркшейдера по добычи данная руда обозначается как сырая соль. В сумме это количество за 2010 год составило 3047 тыс. тн сырой соли (руды).
Таким образом, согласно инструкции по заполнению статистической отчетности, в форме 5-гр количество полезного компонента, как 100% NaCl не указывается.
Исходя из того, что разница в показываемых потерях получается из-за того, что в форму 5-гр идут потери от сырой соли, а в налоговую декларацию от чистого NaCl. Т.к. количество NaCl в сырой соли не 100%, а имеет по каждой скважине свои показатели от 80-96%, следует, что сырая соль и чистый, т.е. 100% NaCl не могут быть равны не только по физическому состоянию, но и по химическим
Соответственно ссылка налогового органа на справку по форме N 5-гр является ошибочной.
В силу ст. 108 НК РФ, налогоплательщик не должен доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, бремя доказывания лежит на налоговом органе, вменяющем налогоплательщику ответственность за совершение налогового правонарушения.
ОАО "Сода" оспаривает решение налогового органа о доначислении НДПИ в связи с применением Обществом ставки 0%. Данную ставку регулирует пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, в соответствии с которым налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при ДПИ в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В соответствии с Постановлением Правительства от 29 декабря 2001 г. N 921, Постановлением Правительства от 7 ноября 2008 г. N 833 данные нормативы потерь утверждает Федеральное агентство по недропользованию (далее - Роснедра). Сведения об утвержденных нормативах потерь направляются Роснедрами в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС) в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Таким образом, факт утверждения уполномоченными государственными органами в области контроля за добычей полезных ископаемых (Роснедра) и уплаты налогов и сборов (ФНС) во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации, вынесенного в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, свидетельствует о правомерности применения Заявителем этих нормативов при исчислении НДПИ.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.12.2008 г. N 158н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и Порядка ее заполнения" в Перечне оснований налогообложения добытых полезных ископаемых по налоговой ставке 0 процентов (рублей) названо полезное ископаемое в части нормативных потерь. То есть законодатель подчеркивает, что условием (основанием) для налогообложения по ставке 0% является лишь соответствие нормативам потерь. При этом не имеет значения как налогоплательщик определяет количество ДПИ (согласно п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно).
Кроме того, в лицензии на право пользования недрами N 01878 ТЭ от 22.11.2002 г. разделе 8 говорится о том, что налогоплательщиком в части нормативных потерь применяется ставка 0%.
Следовательно, Обществом соблюдены условия для применения ставки 0% процентов.
На основании изложенного, суд считает, что требование Общества является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Уплаченная Обществом при обращении в арбитражный суд платежным поручением N 884 от 07.04.2011 г. государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с Инспекции в качестве возмещения понесенных ей судебных расходов по уплате государственной пошлины на основании части 1 статьи 110 АПК РФ в полном объеме, поскольку законодательством не предусмотрен возврат заявителю по делу, в котором ответчиком является государственный орган, уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов, отношения по распределению которых возникают между сторонами судебного разбирательства после уплаты заявителем государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ, данные отношения не регулируются главой 25.3 НК РФ (пункт 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 г. N 139).
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 137 - 139 НК РФ, ст. ст. 102, 110, 167 - 171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействительным решение Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 от 26 октября 2010 г. N 261 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части пунктов 2, 3, 4.
Взыскать с Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 в пользу Открытого акционерного общества "Сода" расходы на оплату госпошлины в размере 2.000 (Две тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
Я.Е.ШУДАШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 28.07.2011 ПО ДЕЛУ N А40-47789/11-91-205
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2011 г. по делу N А40-47789/11-91-205
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 28 июля 2011 года.
Арбитражный суд в составе судьи Шудашовой Я.Е.
при ведении протокола помощником судьи Бабаевой И. - Е.Т.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Сода" (ОГРН 10202022078270; 453122, Республика Башкортостан, Стерлитамакский р-н, г. Стерлитамак, ул. Бабушкина, д. 7)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (ОГРН 1047702057732; 129110, г. Москва, ул. Б. Переяславская, д. 66, стр. 1)
о признании недействительным решения N 261 от 26.10.2010 г. в части,
в судебное заседание явились:
от заявителя - Антошко О.В., доверенность от 24.12.2009 г. N 09-437д
от ответчика - Рябинин С.В., доверенность от 08.11.2010 г.
установил:
Открытое акционерное общество "Сода" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (далее - Налоговый орган, Инспекция) от 26.10.2010 г. N 261 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части пунктов 2, 3, 4.
Заявитель в судебном заседании просил требования удовлетворить в полном объеме, пояснил, что решение Налогового органа не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы Общества.
Налоговый орган требования не признал по доводам, изложенным в отзыве (т. 2 л.д. 65 - 69), указал, что при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого применение налоговой ставки 0 процентов (0 руб.) по нормативным потерям является неправомерным.
Суд, рассмотрев материалы дела, исследовав обстоятельства дела, выслушав представителей сторон, считает заявленные требования ОАО "Сода" подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за март 2010 года (т. 1 л.д. 45 - 48), представленную Открытым акционерным обществом "Сода", по итогам проведения которой был оформлен акт камеральной налоговой проверки N 698 от 9 сентября 2010 г. (т. 1 л.д. 26 - 32). Обществом в налоговую инспекцию были представлены письменные возражения (т. 1 л.д. 36 - 40). По результатам рассмотрения акта камеральной проверки и письменных возражений налоговым органом было принято решение от 26 октября 2010 г. N 261 (т. 1 л.д. 14 - 21) об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением N 261 от 26.10.2010 г. Обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых в размере 148 424, 00 руб. Основанием для доначисления послужило то обстоятельство, что, по мнению налогового органа, при косвенном методе определения количества добытого полезного ископаемого применение налоговой ставки 0 процентов (0 руб.) по нормативным потерям является неправомерным.
Общество, не согласившись с указанным решением налогового органа, Общество обратилось в ФНС России с апелляционной жалобой от 23.11.2010 г. (т. 1 л.д. 22 - 25), рассмотрев которую вышестоящий налоговый орган вынес решение от 08.02.2011 г. N АС-4-9/1916@ (т. 1 л.д. 33 - 35) об оставлении решения Инспекции без изменения, жалобы налогоплательщика - без удовлетворения.
Суд считает решение Инспекции N 261 от 26.10.2010 г. незаконным и необоснованным по следующим причинам:
В ходе налоговой проверки Инспекция пришла к выводу, что при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в результате уменьшения количества добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению по ставке 5.5%, обществом занижена налогооблагаемая база на сумму фактических потерь в количестве 21 900, 00 тонн (рассола - 70,645 тыс. м 3).
На возражения общества о том, что им применена налоговая ставка 0% в части нормативных потерь, утвержденных в установленном порядке Роснедрами по каждому лицензионному участку, налоговый орган в своем решении указал, что при косвенном методе фактические потери полезного ископаемого включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого на утвержденные нормативные потери при определении налогооблагаемой базы по налогу на добычу полезных ископаемых и применении налоговой ставки 0% по нормативным потерям является неправомерным.
Налоговый орган утверждает, что при применении косвенного метода количество добытого полезного ископаемого определяется на основании расчета количества минерального сырья (горной породы), на которое уменьшаются (погашаются) запасы полезного ископаемого в недрах, что следует из требований идентичности результата определения количества добытого полезного ископаемого как прямым, так и косвенным методом.
Между тем, количество погашаемых запасов полезных ископаемых определяется как сумма добытых (извлеченных из недр) полезных ископаемых и потерянных в недрах полезных ископаемых.
Кроме того, по мнению инспекции, заявитель неправомерно применил к нормативным потерям нулевую ставку налога, так как при косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье.
Суд не согласен с данным утверждением, поскольку при косвенном методе фактические потери не могут быть включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье в связи с тем, что расчет фактических потерь производится от количества добытого полезного ископаемого.
В соответствии с пунктом 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезного ископаемого признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье, (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия). Часть 2 указанной нормы определяет виды полезных ископаемых, а именно: п. 14 ст. 337 НК РФ - соль природная и чистый хлористый натрий.
Таким образом, добытым полезным ископаемым признается не минеральное сырье, извлекаемое из недр, а содержащиеся в минеральном сырье минералы, полученные после первичной обработки минерального сырья. При этом налоговым законодательством учитываются операции по добыче, которые предусмотрены техническим проектом разработки месторождения.
По принятой технологической схеме разработки Яр-Бишкадакского месторождения каменной соли добыча минерального сырья ведется методом подземного растворения пластов соли и извлечением из недр хлористо-натриевых рассолов. В этом случае рассол является продуктом данной переработки, т.е. минеральным сырьем для предприятия, осуществляющего разработку месторождений солей растворением через скважины с поверхности (Производственный отчет - т. 1 л.д. 51), полезное ископаемое - каменная, так называемая сырая соль (Протокол заседания секции твердых полезных ископаемых, стр. 3 - т. 1 л.д. 127), содержащийся чистый NaCl в которой идет для налогообложения.
На выходе из скважин минерального сырья установлен прибор учета "Расходомер-счетчик УРСВ "Взлет MP", который определяет количество минерального сырья. Общество определяет объем добытого полезного ископаемого в соответствии с пунктом 2 статьи 339 НК РФ, используя косвенный метод, то есть расчетный способ: по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье.
Для определения объема добытого полезного ископаемого используется расчетная формула, которая предусмотрена Методикой определения объемов добычи каменной соли и составления отчетности Яр-Бишкадакского рассолопромысла (стр. 5 - т. 1 л.д. 75): объем рассола (минерального сырья) умножается на коэффициент содержания в нем полезного ископаемого (NaCl) 0,310. кг/м3. Данный коэффициент отражает содержание полезного ископаемого в минеральном сырье, то есть то, что в одном кубическом метре минерального сырья содержится 0,310 кг чистой соли NaCl.
Так, в рассматриваемый период (март 2010 года) количество добытого полезного ископаемого рассчитывалось следующим образом: количество сырого рассола (производственный отчет цеха "Рассолопромысел" - т. 1 л.д. 51) 751 927,0 м 3 умножается на концентрацию NaCl 0,310, в результате чего получаем количество добытого полезного ископаемого 233 097,37 тонн (Акт добычи полезных ископаемых за март 2010 г. - т. 1 л.д. 49).
После того, как определено количество добытого полезного ископаемого, в соответствии с утвержденной методикой подсчета потерь, от суммы добытого полезного ископаемого рассчитываются фактические и нормативные потери. Все расчеты ведутся по формулам, которые утверждены для предприятий, занимающихся разработкой месторождений солей растворением через скважины с поверхности (Инструкция по безопасному ведению работ и охране недр при разработке месторождений солей растворением через скважины с поверхности РД - 03 - 243 - 98 - т. 1 л.д. 52).
Факт подсчета фактических потерь от суммы добытого полезного ископаемого подтверждается формулами и первичными документами расчетов. В силу п. 3 ст. 339 НК РФ, где сказано о том, что фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
В соответствии с вышеизложенным, довод налогового органа о том, что при косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье, является несостоятельным.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются протоколом Роснедра по согласованию с органами Ростехнадзора по каждому лицензионному участку и ежегодно уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. N 921.
В случае, если фактические потери при добыче превышают нормативные, то нулевая ставка НДПИ применяется к фактическим потерям в пределах утвержденных нормативов. Оставшийся объем потерь подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. (Письмо Минфина РФ от 30.01.2007 г. N 03-06-06-01/3). При отсутствии утвержденных на 2010 г. нормативов потерь налогоплательщик вправе до их утверждения при исчислении НДПИ применять последние из утвержденных в установленном порядке нормативы потерь. Так, при расчете налога на добычу каменной соли за март 2010 г. Общество применяло утвержденные нормативы потерь на 2009 г., так как нормативы потерь на 2010 г. утверждены не были.
Дальнейшие расчеты налоговой инспекции, которые приводятся в решении, также построены на неверном понимании понятия фактических потерь, минерального сырья и добытого полезного ископаемого.
В соответствии с проектной документацией ОАО "Сода" на каждый отчетный месяц составляет Акты добычи полезных ископаемых. В этих актах отражается количество добытого полезного ископаемого (100% содержание NaCl) и количество сырой соли. Данная информация о количестве добытого полезного ископаемого ежемесячно поступает в бухгалтерию для расчета НДПИ, а количество сырой соли поступает для составления статистической отчетности по форме N 5-гр.
Для заполнения справки по форме N 5-гр существует Инструкция по учету запасов полезных ископаемых и по составлению отчетных балансов по формам N 5-гр, утв. Мингео СССР 04.11.1971. Параграф 23 Инструкции гласит: "запасы минерального сырья, ценность в которых представляет заключенный в них полезный компонент, учитываются по сухому весу руды". В графе 8 (добыча) формы 5-гр указывается годовой объем добычи (извлеченной) руды (каменной соли). В справках маркшейдера по добычи данная руда обозначается как сырая соль. В сумме это количество за 2010 год составило 3047 тыс. тн сырой соли (руды).
Таким образом, согласно инструкции по заполнению статистической отчетности, в форме 5-гр количество полезного компонента, как 100% NaCl не указывается.
Исходя из того, что разница в показываемых потерях получается из-за того, что в форму 5-гр идут потери от сырой соли, а в налоговую декларацию от чистого NaCl. Т.к. количество NaCl в сырой соли не 100%, а имеет по каждой скважине свои показатели от 80-96%, следует, что сырая соль и чистый, т.е. 100% NaCl не могут быть равны не только по физическому состоянию, но и по химическим
Соответственно ссылка налогового органа на справку по форме N 5-гр является ошибочной.
В силу ст. 108 НК РФ, налогоплательщик не должен доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, бремя доказывания лежит на налоговом органе, вменяющем налогоплательщику ответственность за совершение налогового правонарушения.
ОАО "Сода" оспаривает решение налогового органа о доначислении НДПИ в связи с применением Обществом ставки 0%. Данную ставку регулирует пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, в соответствии с которым налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при ДПИ в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В соответствии с Постановлением Правительства от 29 декабря 2001 г. N 921, Постановлением Правительства от 7 ноября 2008 г. N 833 данные нормативы потерь утверждает Федеральное агентство по недропользованию (далее - Роснедра). Сведения об утвержденных нормативах потерь направляются Роснедрами в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС) в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Таким образом, факт утверждения уполномоченными государственными органами в области контроля за добычей полезных ископаемых (Роснедра) и уплаты налогов и сборов (ФНС) во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации, вынесенного в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, свидетельствует о правомерности применения Заявителем этих нормативов при исчислении НДПИ.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.12.2008 г. N 158н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и Порядка ее заполнения" в Перечне оснований налогообложения добытых полезных ископаемых по налоговой ставке 0 процентов (рублей) названо полезное ископаемое в части нормативных потерь. То есть законодатель подчеркивает, что условием (основанием) для налогообложения по ставке 0% является лишь соответствие нормативам потерь. При этом не имеет значения как налогоплательщик определяет количество ДПИ (согласно п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно).
Кроме того, в лицензии на право пользования недрами N 01878 ТЭ от 22.11.2002 г. разделе 8 говорится о том, что налогоплательщиком в части нормативных потерь применяется ставка 0%.
Следовательно, Обществом соблюдены условия для применения ставки 0% процентов.
На основании изложенного, суд считает, что требование Общества является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Уплаченная Обществом при обращении в арбитражный суд платежным поручением N 884 от 07.04.2011 г. государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с Инспекции в качестве возмещения понесенных ей судебных расходов по уплате государственной пошлины на основании части 1 статьи 110 АПК РФ в полном объеме, поскольку законодательством не предусмотрен возврат заявителю по делу, в котором ответчиком является государственный орган, уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов, отношения по распределению которых возникают между сторонами судебного разбирательства после уплаты заявителем государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ, данные отношения не регулируются главой 25.3 НК РФ (пункт 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 г. N 139).
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 137 - 139 НК РФ, ст. ст. 102, 110, 167 - 171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействительным решение Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 от 26 октября 2010 г. N 261 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части пунктов 2, 3, 4.
Взыскать с Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 в пользу Открытого акционерного общества "Сода" расходы на оплату госпошлины в размере 2.000 (Две тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
Я.Е.ШУДАШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)