Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 февраля 2003 года Дело N Ф08-274/2003-112А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителей от ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Северскому району Краснодарского края, в отсутствие представителей истца - открытого акционерного общества "Роснефть - Краснодарнефтегаз", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Северскому району Краснодарского края на решение от 10.11.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-15877/2002-5/460, установил следующее.
ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Северскому району Краснодарского края (далее - ИМНС России по Северскому району) о признании недействительным решения ИМНС России по Северскому району от 01.06.2002 N 62 и зачете 4029118 рублей в счет будущих налоговых платежей, подлежащих зачислению в районный бюджет (исковые требования уточнены в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 10.11.2002 решение ИМНС России по Северскому району от 01.06.2001 N 62 признано недействительным, как не соответствующее статье 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего корреспондентского) счета". На ИМНС России по Северскому району возложена обязанность по зачету 4029118 рублей в счет будущих платежей ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" по налогу на прибыль, в части, подлежащей зачислению в районный бюджет.
Решение мотивировано тем, что в 2000 году порядок уплаты налога на прибыль структурными подразделениями, не имеющими отдельного баланса и расчетного счета и находящимися с головной организацией на территории одного субъекта Российской Федерации, законодательно не был урегулирован, в связи с чем ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" правомерно перечислило налог на прибыль в первом полугодии 2000 года в полном объеме в составе расчета по налогу на прибыль по месту нахождения головного предприятия в г. Краснодаре.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
ИМНС России по Северскому району обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и в связи с неполным выяснением обстоятельств по делу передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. По мнению подателя жалобы, налогоплательщиком занижена сумма прибыли, приходящаяся на долю структурного подразделения, определяемая пропорционально его среднесписочной численности и стоимости основных производственных фондов.
В судебном заседании представитель ИМНС России по Северскому району поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя налоговой инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" на территории Северского района Краснодарского края имеет обособленное подразделение - участок филиала "Нефтемашсервис". ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" представило сводный расчет (налоговую декларацию) по налогу на прибыль, в том числе и по участку филиала "Нефтемашсервис", в налоговый орган по месту учета - ИМНС России N 3 по г. Краснодару.
В отношении ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" ИМНС России по Северскому району проведена камеральная проверка за 2000 год, по результатам которой налоговым органом принято решение от 01.06.2001 N 62 о привлечении ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" к ответственности за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 597980 рублей 80 копеек. Пунктом 1 оспариваемого решения налогоплательщику предложено уплатить 4029118 рублей недоимки по налогу на прибыль и пени 310908 рублей 97 копеек.
Как следует из оспариваемого решения, основанием доначисления сумм налога на прибыль, пени и штрафа явилось занижение налогоплательщиком суммы прибыли, приходящейся на долю структурного подразделения, определяемое в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660. На основании данного решения налоговым органом в счет переплаты зачтено 1066234 рубля 66 копеек. Платежным поручением от 27.07.2001 N 3687 налогоплательщик в добровольном порядке перечислил в районный бюджет 2978318 рублей.
Поскольку письмо от 29.08.2002 N 15-38/2274 ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" о возврате 4029118 рублей налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в районный бюджет, оставлено налоговым органом без ответа, ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" обратилось в суд с данным иском.
Всесторонне и полно исследовав фактические обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам и доводам сторон, суд сделал правильный вывод о неправомерном доначислении истцу за 2000 год налога на прибыль в сумме 4029118 рублей, пени - 310908 рублей 97 копеек и штрафа - 597980 рублей 80 копеек и обоснованно признал недействительным решение ИМНС РФ по Северскому району от 01.06.2001 N 62.
Во исполнение указанного Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориальные обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского счета)". Письмом ГНС России от 4 августа 1995 года N НП-4-01/46Н разъяснено, что порядок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 660, не распространяется на организации и их структурные подразделения, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Закона Краснодарского края "О краевом бюджете на 2000 год" порядок расчета с краевым бюджетом и бюджетами муниципальных образований по налогу на прибыль организаций, чьи структурные подразделения не имеют отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета и находятся на территории края, осуществлять в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета".
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что в 2000 году порядок уплаты налога на прибыль структурными подразделениями, не имеющими отдельного баланса и расчетного счета, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации с головными организациями, законодательно не установлен.
Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-21860/2001-48/548-40/139 отказано ИМНС России по Северскому району в иске о взыскании 597980 рублей 80 копеек штрафа, начисленного по решению налогового органа от 01.06.2001 N 62, в связи с отсутствием оснований для привлечения истца к налоговой ответственности.
В соответствии со статьей 65 и пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, ненормативного правового акта требованиям действующего законодательства, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, ненормативного правового акта возлагается на орган, принявший решение. Налоговым органом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения от 01.06.2001 N 62.
При изложенных обстоятельствах оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 10.11.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-15877/2002-5/460 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 20.02.2003 N Ф08-274/2003-112А
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 20 февраля 2003 года Дело N Ф08-274/2003-112А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителей от ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Северскому району Краснодарского края, в отсутствие представителей истца - открытого акционерного общества "Роснефть - Краснодарнефтегаз", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Северскому району Краснодарского края на решение от 10.11.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-15877/2002-5/460, установил следующее.
ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Северскому району Краснодарского края (далее - ИМНС России по Северскому району) о признании недействительным решения ИМНС России по Северскому району от 01.06.2002 N 62 и зачете 4029118 рублей в счет будущих налоговых платежей, подлежащих зачислению в районный бюджет (исковые требования уточнены в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 10.11.2002 решение ИМНС России по Северскому району от 01.06.2001 N 62 признано недействительным, как не соответствующее статье 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего корреспондентского) счета". На ИМНС России по Северскому району возложена обязанность по зачету 4029118 рублей в счет будущих платежей ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" по налогу на прибыль, в части, подлежащей зачислению в районный бюджет.
Решение мотивировано тем, что в 2000 году порядок уплаты налога на прибыль структурными подразделениями, не имеющими отдельного баланса и расчетного счета и находящимися с головной организацией на территории одного субъекта Российской Федерации, законодательно не был урегулирован, в связи с чем ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" правомерно перечислило налог на прибыль в первом полугодии 2000 года в полном объеме в составе расчета по налогу на прибыль по месту нахождения головного предприятия в г. Краснодаре.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.
ИМНС России по Северскому району обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и в связи с неполным выяснением обстоятельств по делу передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. По мнению подателя жалобы, налогоплательщиком занижена сумма прибыли, приходящаяся на долю структурного подразделения, определяемая пропорционально его среднесписочной численности и стоимости основных производственных фондов.
В судебном заседании представитель ИМНС России по Северскому району поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя налоговой инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" на территории Северского района Краснодарского края имеет обособленное подразделение - участок филиала "Нефтемашсервис". ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" представило сводный расчет (налоговую декларацию) по налогу на прибыль, в том числе и по участку филиала "Нефтемашсервис", в налоговый орган по месту учета - ИМНС России N 3 по г. Краснодару.
В отношении ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" ИМНС России по Северскому району проведена камеральная проверка за 2000 год, по результатам которой налоговым органом принято решение от 01.06.2001 N 62 о привлечении ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" к ответственности за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 597980 рублей 80 копеек. Пунктом 1 оспариваемого решения налогоплательщику предложено уплатить 4029118 рублей недоимки по налогу на прибыль и пени 310908 рублей 97 копеек.
Как следует из оспариваемого решения, основанием доначисления сумм налога на прибыль, пени и штрафа явилось занижение налогоплательщиком суммы прибыли, приходящейся на долю структурного подразделения, определяемое в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 660. На основании данного решения налоговым органом в счет переплаты зачтено 1066234 рубля 66 копеек. Платежным поручением от 27.07.2001 N 3687 налогоплательщик в добровольном порядке перечислил в районный бюджет 2978318 рублей.
Поскольку письмо от 29.08.2002 N 15-38/2274 ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" о возврате 4029118 рублей налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в районный бюджет, оставлено налоговым органом без ответа, ОАО "Роснефть - Краснодарнефтегаз" обратилось в суд с данным иском.
Всесторонне и полно исследовав фактические обстоятельства по делу, дав оценку представленным доказательствам и доводам сторон, суд сделал правильный вывод о неправомерном доначислении истцу за 2000 год налога на прибыль в сумме 4029118 рублей, пени - 310908 рублей 97 копеек и штрафа - 597980 рублей 80 копеек и обоснованно признал недействительным решение ИМНС РФ по Северскому району от 01.06.2001 N 62.
Во исполнение указанного Закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориальные обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского счета)". Письмом ГНС России от 4 августа 1995 года N НП-4-01/46Н разъяснено, что порядок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 660, не распространяется на организации и их структурные подразделения, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Закона Краснодарского края "О краевом бюджете на 2000 год" порядок расчета с краевым бюджетом и бюджетами муниципальных образований по налогу на прибыль организаций, чьи структурные подразделения не имеют отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета и находятся на территории края, осуществлять в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета".
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что в 2000 году порядок уплаты налога на прибыль структурными подразделениями, не имеющими отдельного баланса и расчетного счета, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации с головными организациями, законодательно не установлен.
Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-21860/2001-48/548-40/139 отказано ИМНС России по Северскому району в иске о взыскании 597980 рублей 80 копеек штрафа, начисленного по решению налогового органа от 01.06.2001 N 62, в связи с отсутствием оснований для привлечения истца к налоговой ответственности.
В соответствии со статьей 65 и пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, ненормативного правового акта требованиям действующего законодательства, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, ненормативного правового акта возлагается на орган, принявший решение. Налоговым органом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения от 01.06.2001 N 62.
При изложенных обстоятельствах оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.11.2002 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-15877/2002-5/460 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)