Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 08.12.2003 N А56-3791/03

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 8 декабря 2003 года Дело N А56-3791/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Никитушкиной Л.Л., Шевченко А.В., при участии от открытого акционерного общества "Гостиница Спортивная" Манида Н.Л. (доверенность от 06.05.03), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Тян Н.И. (доверенность от 19.09.03 N 14-05/20817), рассмотрев 03.12.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Гостиница Спортивная" на решение от 13.05.03 (судья Малышева Н.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 01.09.03 (судьи Градусов А.Е., Спецакова Т.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3791/03,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Гостиница Спортивная" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 27.12.02 N 09-06/26107 и об обязании инспекции возвратить из бюджета 512330 руб. излишне уплаченного земельного налога за период с 01.01.99 по 31.12.02 (с учетом дополнений и изменений заявленных требований), из которых 388310,65 руб. зачесть в счет задолженности по налогам и пеням в местный и территориальный бюджеты, а 124019,35 руб. - возвратить на расчетный счет.
Решением суда от 13.05.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.09.03, требования общества удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение инспекции, оформленное письмом от 27.12.02 N 09-06/26107, обязал налоговый орган зачесть 236460,08 руб. в счет погашения недоимок по налогам в тот же бюджет. В остальной части заявление общества судом отклонено. В решении суд указал, что общество не имеет переплаты по земельному налогу за 1999 год, так как уплачивало его, правомерно применяя коэффициент 2. За 2000 и 2001 годы земельный налог следовало уплачивать с коэффициентом 1,2. Поскольку общество при расчете земельного налога за указанные периоды применило коэффициент 2,4, оно излишне уплатило в бюджет 236460,08 руб. названного налога. При расчете земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2002 год, общество должно было применять коэффициент 2,688, следовательно, за 2002 год подлежало уплате в бюджет 264835,31 руб. земельного налога, а фактически уплачено обществом 236460 руб., то есть имеется недоплата по этому налогу.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции сделал необоснованный и незаконный вывод о необходимости применения коэффициентов, принятых федеральным законодательством к ставке земельного налога на 1999 - 2001 годы, установленной Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21. Общество считает, что коэффициент "2,688" не подлежит применению в 2002 году, поскольку Закон "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" вступил в силу с 01.01.03. Кроме того, по мнению заявителя, суд апелляционной инстанции неправомерно не принял во внимание измененный расчет недоимки по налогам в местный бюджет.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество является плательщиком земельного налога в соответствии с временным свидетельством от 13.02.95 N 07762571 на земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, улица Депутатская, дом 34, площадью 9947 кв.м. Расчеты и платежи по земельному налогу за 1999 - 2002 годы производились заявителем по ставкам, установленным Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21, с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете Российской Федерации на 1999 - 2002 годы. Считая применение повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами, неправомерным, общество сделало перерасчет налога и 26.12.02 представило в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации за 1999, 2000, 2001 и 2002 годы. В уточненных декларациях за 1999 - 2001 годы общество рассчитало суммы земельного налога исходя из ставки 9,905 за 1 кв.м, установленной Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 129-21), без применения повышающих коэффициентов. В декларации за 2002 год сумма налога обществом рассчитана исходя из ставки земельного налога 47,54, умноженной на коэффициент "4,8" в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 13.12.01 N 818-109 (далее - Закон N 818-109). В сопроводительном письме от 26.12.02 N 58 общество просило инспекцию вернуть 346065 руб. 90 коп. излишне уплаченного земельного налога.
Письмом от 27.12.02 N 09-06/26107 налоговый орган пояснил, что уточненный расчет налога является неправильным. Ставка земельного налога в размере 9,905 за 1 кв.м на 1998 год, установленная Законом N 129-21, увеличена в 2 раза статьей 15 Закона Российской Федерации от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (далее - Закон N 36-ФЗ) и стала равной 19,81. В 2000 году, согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 31.12 99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (далее - Закон N 227-ФЗ), применялась ставка земельного налога, действовавшая в 1999 году с коэффициентом "1,2" (23,772 руб.). В 2001 году применялась ставка земельного налога, действовавшая в 2000 году (23,772) в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 27.12.00 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (далее - Закон N 150-ФЗ). В 2002 году применялась ставка 47,544 в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (далее - Закон N 194-ФЗ). По мнению налоговой инспекции, федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты к средней ставке земельного налога, в силу пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия и не требуют подтверждения законодательными актами Санкт-Петербурга. Следовательно, суммы исчисленного и уплаченного налогоплательщиком налога за 1999 - 2002 годы по первоначально представленным декларациям являются правильными и пересмотру не подлежат.
Общество, расценив указанное письмо инспекции как ненормативный правовой акт, нарушающий его права и интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не учли следующее.
Статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1) земельный налог отнесен к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 154-ФЗ) местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Вместе с тем согласно Федеральному закону от 17.03.97 N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения, находящиеся на территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно статье 8 Закона N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
Законом N 129-21 утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Эти ставки применяются налогоплательщиками с 01.01.99 и законодательными актами Санкт-Петербурга в 2000 и 2001 годах не менялись.
В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим кодексом.
Поэтому введение федеральным законодательством коэффициента, повышающего среднюю ставку земельного налога, не может повлечь повышение дифференцированных ставок земельного налога, утвержденных законодательством субъектов Российской Федерации, в частности Законом Санкт-Петербурга N 129-21.
Таким образом, для общества ставка земельного налога в 1999, 2000 и 2001 годах составила 9,905 руб. за квадратный метр. Следовательно, за указанные налоговые периоды у общества имеется переплата по земельному налогу.
Статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 21.11.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (далее - Закон N 818-109) установлено, что с 01.01.02 ставки земельного налога применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом "2,688".
После принятия Закона N 818-109 федеральным законодателем произведена корректировка размера индексации ставок земельного налога на 2002 год с "1,12" до "2". В соответствии со статьей 1 Закона N 163-ФЗ ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2", а не "1,12". Аналогичная норма предусмотрена и в статье 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Законом Санкт-Петербурга от 11.07.02 N 314-27 внесены изменения в статью 27 Закона N 818-109: вместо коэффициента "2,688" установлен коэффициент "4,8".
Однако в силу статьи 3 Закона N 1738-1 налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Коэффициент "4,8" повышает размер земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками за 2002 год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
При таких обстоятельствах статья 27 Закона N 314-27, устанавливающая на 2002 год повышенный коэффициент "4,8" к ставкам земельного налога, не подлежит применению в 2002 году. Уплата земельного налога в Санкт-Петербурге в 2002 году должна производиться с учетом коэффициента "2,688", предусмотренного статьей 27 Закона N 818-109, вступившего в действие с 01.01.02 в соответствии со статьей 40 названного закона. Увеличение ставок земельного налога произведено субъектом Российской Федерации - Санкт-Петербургом - в пределах полномочий, предоставленных ему пунктом 2 статьи 53 НК РФ.
Таким образом, судебные инстанции правомерно признали недействительным решение налоговой инспекции, оформленное письмом от 27.12.02 N 09-06/26107, поскольку оно противоречит вышеприведенному законодательству, однако сделали необоснованный вывод о том, что общество должно было уплачивать земельный налог за 1999, 2000, 2001 годы с применением повышающих коэффициентов 2, 1.2, 1.2, установленных статьями 15, 18, 12 Федеральных законов "О федеральном бюджета на 1999 год", "О федеральном бюджете на 2000 год", "О федеральном бюджете на 2001 год" соответственно, и учитывать эти коэффициенты при расчете суммы излишне уплаченного земельного налога по настоящему делу.
В связи с изложенным решение и постановление суда следует отменить с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию для уточнения и проверки расчета суммы земельного налога, подлежащей возврату налогоплательщику.
При проверке расчета суду первой инстанции необходимо выяснить, подавалась ли обществом в налоговый орган уточненная декларация по земельному налогу за 2002 год (в материалах дела отсутствует), и если такая декларация подавалась, то какие ставки налога были указаны обществом в этой декларации. Кроме того, суду следует проверить соблюдение обществом положений статьи 78 НК РФ в отношении той суммы земельного налога, которая заявлена к возврату по настоящему делу (с учетом увеличения размера требований). В соответствии с пунктами 4, 5 и 7 статьи 78 НК РФ зачет или возврат сумм излишне уплаченного налога производится на основании письменного заявления налогоплательщика. В материалах дела имеется только одно заявление налогоплательщика в налоговый орган от 26.12.02 N 58. Согласно этому заявлению общество просило налоговый орган вернуть на расчетный счет заявителя 346065 руб. 90 коп. земельного налога, в то время как в суде (после уточнения требований) просит возвратить из бюджета 512330 руб. излишне уплаченного земельного налога, из которых 388310,65 руб. зачесть в счет задолженности по налогам и пеням в местный и территориальный бюджеты, а 124019,35 руб. - возвратить на расчетный счет.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.05.03 и постановление апелляционной инстанции от 01.09.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3791/03 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи
НИКИТУШКИНА Л.Л.
ШЕВЧЕНКО А.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)