Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 04.06.2004 N А68-АП-507/11-03

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 4 июня 2004 г. Дело N А68-АП-507/11-03

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Косогорский металлургический завод" на Решение Арбитражного суда Тульской области от 31.12.2003 по делу N А68-АП-507/11-03,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Косогорский металлургический завод", г. Тула, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области, выразившихся в отказе акционерному обществу произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога за 2000 - 2002 годы в размере 38369237,46 руб., об обязании инспекции произвести зачет излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы в указанной сумме, о признании недействительными уточненного требования об уплате налогов N 346-у по состоянию на 21.10.2003 и требования об уплате налогов N 346-у по состоянию на 25.11.2003 (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 31.12.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Косогорский металлургический завод" (далее ОАО "КМЗ") просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, выслушав объяснения представителя ОАО "КМЗ", суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.09.2003 ОАО "КМЗ" обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете в счет предстоящих налоговых платежей и погашения задолженности по налогам и пеням излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы в сумме 38369237,46 руб.
По мнению налогоплательщика, сумма излишне уплаченного земельного налога была выявлена в результате пересчета налога за 2000 - 2003 годы в связи с тем, что ОАО "КМЗ" исчисляло налоговые платежи исходя из расчета ставок, применяемых для земель поселений, тогда как следовало применить ставки, установленные для земель промышленности, расположенных вне населенных пунктов. Кроме того, заявитель применял ставку налога, последовательно увеличивая на все повышающие коэффициенты, установленные соответствующими федеральными законами.
Межрайонная инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области письмом от 24.09.2003 N 11-4155 отказала в удовлетворении заявления налогоплательщика о зачете излишне уплаченного земельного налога и направила ОАО "КМЗ" уточненное требование от 21.10.2003 N 346-у и требование от 25.11.2003 N 465-у, в которых предложила заявителю уплатить земельный налог за 2003 год по сроку уплаты 15.09.2003 в сумме 15050905,11 руб. и по сроку уплаты 15.11.2003 в сумме 15050905,11 руб., а также пени в сумме 146553,72 руб. и 64970,41 руб. (соответственно).
Считая, что отказ налогового органа произвести зачет излишне уплаченного земельного налога в сумме 38369237,46 руб. нарушает права и законные интересы плательщика, а также незаконными предъявленные требования об уплате земельного налога за 2003 год, ОАО "Косогорский металлургический завод" обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8". Указанные Федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, а именно в г. Туле - Решением малого Совета Тульского городского Совета народных депутатов от 19.03.92 N 6/67 "О переходе на экономико-правовое регулирование земельных отношений в г. Туле", Решением Тульской городской Думы от 25.09.2001 N 57/1027 "Об утверждении временных ставок земельного налога на территории г. Тулы", увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Доводы налогоплательщика о том, что ОАО "КМЗ" должно уплачивать земельный налог за земельные участки, расположенные по адресу: г. Тула, п. Косая Гора, Орловское шоссе, д. 4, ул. Октябрьская, ул. Дронова, исходя из расчета налога, исчисленного за земли промышленности, а не за земли поселений, обоснованно признан арбитражным судом несостоятельным.
Материалами дела подтверждено, установлено нормативными актами местных органов представительной и исполнительной власти (паспорт социально-экономического положения г. Тулы за 2001 год, утвержденный Постановлением главы г. Тулы от 11.12.2002 N 1756; Решение Тульской городской Думы от 25.09.2001 N 57/1027 "Об утверждении временных ставок земельного налога на территории г. Тулы"; Решение Тульской городской Думы от 24.04.2002 N 7/108 "Об установлении территориальных границ деятельности комитетов территориального общественного самоуправления Привокзального района г. Тулы"; выписка из дежурно-кадастровой карты г. Тулы), что территория пос. Косая Гора входит в состав земель г. Тулы, а следовательно, указанные земельные участки, находящиеся в пользовании ОАО "КМЗ", относятся к категории "земли поселений".
Поскольку в первоначальных налоговых декларациях, представленных плательщиком, земельный налог исчислен верно с применением соответствующей ставки, установленной для земель поселений, то для признания спорных сумм налога, уплаченного за 2000 - 2002 годы, излишне уплаченными и для проведения зачета в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания.
Доводы заявителя жалобы суд кассационной инстанции не может принять во внимание, так как они являлись предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана правильная юридическая оценка и они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 31.12.2003 по делу N А68-АП-507/11-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Косогорский металлургический завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 4 июня 2004 г. Дело N А68-АП-507/11-03

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Косогорский металлургический завод" на Решение Арбитражного суда Тульской области от 31.12.2003 по делу N А68-АП-507/11-03,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Косогорский металлургический завод", г. Тула, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области, выразившихся в отказе акционерному обществу произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога за 2000 - 2002 годы в размере 38369237,46 руб., об обязании инспекции произвести зачет излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы в указанной сумме, о признании недействительными уточненного требования об уплате налогов N 346-у по состоянию на 21.10.2003 и требования об уплате налогов N 346-у по состоянию на 25.11.2003 (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 31.12.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "Косогорский металлургический завод" (далее ОАО "КМЗ") просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, выслушав объяснения представителя ОАО "КМЗ", суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.09.2003 ОАО "КМЗ" обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете в счет предстоящих налоговых платежей и погашения задолженности по налогам и пеням излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы в сумме 38369237,46 руб.
По мнению налогоплательщика, сумма излишне уплаченного земельного налога была выявлена в результате пересчета налога за 2000 - 2003 годы в связи с тем, что ОАО "КМЗ" исчисляло налоговые платежи исходя из расчета ставок, применяемых для земель поселений, тогда как следовало применить ставки, установленные для земель промышленности, расположенных вне населенных пунктов. Кроме того, заявитель применял ставку налога, последовательно увеличивая на все повышающие коэффициенты, установленные соответствующими федеральными законами.
Межрайонная инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области письмом от 24.09.2003 N 11-4155 отказала в удовлетворении заявления налогоплательщика о зачете излишне уплаченного земельного налога и направила ОАО "КМЗ" уточненное требование от 21.10.2003 N 346-у и требование от 25.11.2003 N 465-у, в которых предложила заявителю уплатить земельный налог за 2003 год по сроку уплаты 15.09.2003 в сумме 15050905,11 руб. и по сроку уплаты 15.11.2003 в сумме 15050905,11 руб., а также пени в сумме 146553,72 руб. и 64970,41 руб. (соответственно).
Считая, что отказ налогового органа произвести зачет излишне уплаченного земельного налога в сумме 38369237,46 руб. нарушает права и законные интересы плательщика, а также незаконными предъявленные требования об уплате земельного налога за 2003 год, ОАО "Косогорский металлургический завод" обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8". Указанные Федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, а именно в г. Туле - Решением малого Совета Тульского городского Совета народных депутатов от 19.03.92 N 6/67 "О переходе на экономико-правовое регулирование земельных отношений в г. Туле", Решением Тульской городской Думы от 25.09.2001 N 57/1027 "Об утверждении временных ставок земельного налога на территории г. Тулы", увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Доводы налогоплательщика о том, что ОАО "КМЗ" должно уплачивать земельный налог за земельные участки, расположенные по адресу: г. Тула, п. Косая Гора, Орловское шоссе, д. 4, ул. Октябрьская, ул. Дронова, исходя из расчета налога, исчисленного за земли промышленности, а не за земли поселений, обоснованно признан арбитражным судом несостоятельным.
Материалами дела подтверждено, установлено нормативными актами местных органов представительной и исполнительной власти (паспорт социально-экономического положения г. Тулы за 2001 год, утвержденный Постановлением главы г. Тулы от 11.12.2002 N 1756; Решение Тульской городской Думы от 25.09.2001 N 57/1027 "Об утверждении временных ставок земельного налога на территории г. Тулы"; Решение Тульской городской Думы от 24.04.2002 N 7/108 "Об установлении территориальных границ деятельности комитетов территориального общественного самоуправления Привокзального района г. Тулы"; выписка из дежурно-кадастровой карты г. Тулы), что территория пос. Косая Гора входит в состав земель г. Тулы, а следовательно, указанные земельные участки, находящиеся в пользовании ОАО "КМЗ", относятся к категории "земли поселений".
Поскольку в первоначальных налоговых декларациях, представленных плательщиком, земельный налог исчислен верно с применением соответствующей ставки, установленной для земель поселений, то для признания спорных сумм налога, уплаченного за 2000 - 2002 годы, излишне уплаченными и для проведения зачета в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания.
Доводы заявителя жалобы суд кассационной инстанции не может принять во внимание, так как они являлись предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана правильная юридическая оценка и они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 31.12.2003 по делу N А68-АП-507/11-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Косогорский металлургический завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)