Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.06.2004 ПО ДЕЛУ N А49-8624/03-102А/7

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 17 июня 2004 года Дело N А49-8624/03-102А/7


Открытое акционерное общество "Мелайн", г. Пенза, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Инспекции МНС Российской Федерации по Ленинскому району г. Пензы (далее - Инспекция) о признании недействительным решения Инспекции от 05.12.2003 N ВЧ-09-07/10899 и требований N ВЧ-09-07/10899 от 05.12.2003 об уплате налога и налоговой санкции.
Решением суда от 12.02.2004 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, исчисление налога с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в бюджет и не образует излишней уплаты.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения, указывая на несостоятельность доводов Инспекции.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, 08.09.2003 Обществом были представлены в Инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на землю за 2001, 2002, 2003 гг. В данных уточненных декларациях Общество уменьшило суммы налога на землю по сравнению с суммами, указанными в первоначально поданных декларациях. Налог на землю в уточненных декларациях был исчислен без поправочного коэффициента 1,2.
Камеральной налоговой проверкой уточненных деклараций Инспекцией было установлено неприменение налогоплательщиком при исчислении налога на землю поправочного коэффициента 1,2, что, по мнению Инспекции, привело к занижению налога на землю за 2001 г. на 23481 руб., за 2002 г. - на 46963 руб., за 2003 г. - на 296053 руб.
5 декабря 2003 г. Инспекцией вынесено решение о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу предложено уплатить налог на землю в размере 366497 руб., пени в сумме 37224 руб. и налоговые санкции за неуплату налога в сумме 73299 руб.
Признавая решение Инспекции и требование об уплате соответствующих сумм налога, пени и штрафных санкций недействительным, арбитражный суд исходил из того, что применение коэффициента на коэффициент, действующий в предыдущем периоде, является неправомерным, поскольку противоречит законодательству, устанавливающему коэффициенты к ставкам налога, а не к ранее примененным коэффициентам, как было сделано налогоплательщиком. Законы о федеральном бюджете на конкретный год устанавливали применение коэффициента к ставкам земельного налога на конкретный год и не предусматривали установление коэффициента к ранее установленным коэффициентам, а лишь к ставкам налога. Являясь непостоянной величиной, коэффициент влияет на размер налога, но не изменяет ставку земельного налога.
По мнению кассационной инстанции, суд не учел следующего.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и так далее.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1995 г. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
В 2002 г. согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1,8.
По смыслу указанных законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. При чем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 г., была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 г.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что доначисление налогов за 2001 - 2003 гг. Инспекцией произведено обоснованно.
В силу вышеизложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на Открытое акционерное общество "Мелайн".
Руководствуясь ст. 286, п. 2 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.02.2004 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-8624/03-102А/7 отменить. В удовлетворении заявленных требований Открытому акционерному обществу "Мелайн" отказать.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскать с Открытого акционерного общества "Мелайн" в доход федерального бюджета госпошлину за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанциях в размере 1500 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поручить Арбитражному суду Пензенской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)