Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 13 апреля 2007 г. Дело N А41-К2-23320/06
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи С., при ведении протокола судебного заседания судьей С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Открытого акционерного общества "Серпуховский инструментальный завод "Твинтос" (ОАО "СИЗ "Твинтос") к МРИ ФНС России N 11 по Московской области о признании недействительными ненормативных правовых актов, при участии в заседании от истца - Г., по доверенности от 20.10.2006; от ответчика - В., по доверенности от 30.08.2005, К., по доверенности от 11.04.2007,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Серпуховский инструментальный завод "Твинтос" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнения размера исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (т. 2 л.д. 21 - 22) к МРИ ФНС России N 11 по Московской области о признании недействительными решений от 01.12.2006 N 2158 (977/10) п. 2 и п. 3, N 2155 (978/10) пп. 2.1 и пп. 3.1, б/н (976/10) п. п. 2 и 3 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (в части доначисления налога и предложения внести необходимые исправления в бухгалтерский учет).
Определением Арбитражного суда Московской области от 28.03.2007 по данному делу рассмотрение требования заявителя об обязании МРИ ФНС России N 11 по Московской области возместить сумму излишне уплаченного земельного налога за 2003 - 2005 гг. выделено в отдельное производство в порядке ст. 130 АПК РФ (т. 2 л.д. 19).
Представитель истца в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик с исковыми требованиями заявителя не согласен по основаниям, указанным в отзыве.
Из материалов дела следует.
ОАО "СИЗ "Твинтос" состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России N 11 по Московской области, ИНН 503600403898 (т. 1 л.д. 41).
Истец является плательщиком земельного налога за земельный участок площадью 88600 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Сольца, д. 1, и предоставленный ОАО "СИЗ "Твинтос" в постоянное (бессрочное) пользование для производственной территории (т. 1 л.д. 42).
ОАО "СИЗ "Твинтос" представило в налоговый орган:
- - 30.06.2003 - налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, в которой с земельного участка площадью 88600 кв. м исчислило к уплате налог по налоговой ставке 18,65 руб./кв. м, в сумме 1652390 руб. (т. 1 л.д. 10 - 13);
- - 01.07.2004 - налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 год, в которой с земельного участка площадью 88600 кв. м исчислило к уплате налог по налоговой ставке 20,52 руб./кв. м, в сумме 1818072 руб. (т. 1 л.д. 14 - 17);
- - 28.06.2005 - налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 год, в которой с земельного участка площадью 88600 кв. м исчислило к уплате налог, применив налоговую ставку 22,57 руб./кв. м, в сумме 1999702 руб. (т. 1 л.д. 18 - 22).
04 сентября 2006 года ОАО "СИЗ "Твинтос" представило в МРИ ФНС России N 11 по Московской области уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 - 2005 гг.:
- - за 2003 год и сумма налога к уплате исчислена по налоговой ставке 7,46 руб./кв. м и составила 660956 руб. (т. 1 л.д. 23 - 28);
- - за 2004 год и сумма налога к уплате исчислена по налоговой ставке 8,2 руб./кв. м и составила 726520 руб. (т. 1 л.д. 29 - 32);
- - за 2005 год и сумма налога к уплате исчислена по налоговой ставке 9,03 руб./кв. м и составила 800058 руб. (т. 1 л.д. 33 - 36).
Одновременно с представлением уточненных налоговых деклараций - 04 сентября 2006 года ОАО "СИЗ "Твинтос" на основании ст. 78 НК РФ направило в МРИ ФНС России N 11 по Московской области заявление о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2003 - 2005 гг. в сумме 3390255,40 руб. (т. 1 л.д. 37 - 38).
По данному факту МРИ ФНС России N 11 по Московской области на основании ст. 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка представленных Обществом уточненных налоговых деклараций, в результате которой было установлено, что в указанных налоговых декларациях ставка земельного налога применена истцом без учета коэффициентов 2,5 и 1,6, установленных ст. ст. 2, 9 Закона Московской области от 16.06.95 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
По результатам рассмотрения материалов проверки МРИ ФНС России N 11 по Московской области вынесены решения от 01 декабря 2006 года N 2158 (977/10), N 2155 (978/10), б/н (976/10) о доначислении истцу земельного налога (т. 1 л.д. 103 - 108).
Не согласившись с решением Инспекции, ОАО "СИЗ "Твинтос" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела в полном объеме, выслушав доводы истца и ответчика, арбитражный суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. ст. 3, 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом (ст. 1 указанного Закона).
Из материалов дела усматривается и налоговым органом не оспаривается, что у истца имеется в пользовании земельный участок площадью 88600 кв. м (т. 1 л.д. 42 - 43).
В силу ст. 2 Закона Московской области от 16.06.95 N 18/95-ОЗ средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области. Согласно Приложению 2 (таблица 2) к Закону Московской области от 16 июня 1995 г. N 18/95-ОЗ коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в курортных зонах (курортные районы, зоны отдыха) для Московской области установлен повышающий коэффициент 2,5.
При этом нормы Закона РФ "О плате за землю" и нормы Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" должны применяться в совокупности.
Поскольку в налоговом законодательстве и в Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район", "зона отдыха", "земли рекреационного назначения", поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.
Земельное законодательство четко разграничивает категории и зоны земель по видам и целям их использования.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий.
В силу п. 1 ст. 96 Земельного кодекса РФ от 25.10.01 N 136-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.
В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Земли поселений в состав земель рекреационного назначения не входят, а также не входят в состав земель пригородных зеленых зон, поскольку не выполняют назначения и функций таких земель.
В соответствии с пп. "ж" п. 1 ст. 2 и ст. 4 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" лечебно-оздоровительные местности и курорты являются особо охраняемыми природными территориями и должны быть включены в государственный кадастр.
У ОАО "СИЗ "Твинтос" документы, свидетельствующие о принадлежности выделенных ему в бессрочное пользование земель к курортным районам и зонам, отсутствуют.
В силу п. 1 ст. 7 Земельного кодекса земли промышленности и земли поселений являются самостоятельной категорией земель и не могут являться землями особо охраняемых территорий (курортов).
Кроме того, Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ предусмотрено, что курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1 Закона N 26-ФЗ).
Границы и режим курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, а для курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ст. 16 Закона N 26-ФЗ).
Налоговый орган не представил суду доказательств того, что выделенные заявителю земельные участки относятся к зонам отдыха Москвы, курортным районам, что они включены в установленном порядке в государственный кадастр.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11.09.91 N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.11.1992 N МО-58-000179 право на землю постоянного (бессрочного) пользования землей, выданному ОАО "СИЗ "Твинтос" в г. Серпухове, заявителю предоставлен земельный участок для промышленной территории, площадью 88600 кв. м в 2003 - 2005 гг. (л.д. 42).
Спорный земельный участок находится по ул. Сольца, д. 1 г. Серпухова Московской области и не отнесен в установленном порядке к курортной зоне или зоне отдыха ни федеральным законодательством, ни законодательством Московской области.
Ссылка налогового органа на то, что заявителю следовало применить ставки земельного налога: за 2003 г. - 18,65 руб./кв. м, за 2004 г. - 20,52 руб./кв. м, за 2005 г. - 22,57 руб./кв. м на основании ст. 2, ст. 9 Закона от 16.06.95 N 18/95-ОЗ "О плате за землю", отклоняется.
В статье 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога за городские земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона Московской области, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение.
Применение коэффициента, учитывающего статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение, к средним ставкам земельного налога, предусмотрено абзацем 2 ст. 8 Закона РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в соответствии с которым, органы местного самоуправления наделяются правом определять размеры данных коэффициентов в зависимости от местоположения и градостроительной ценности территорий (городов).
Для земельных участков на территории Московской области коэффициенты к ставке земельного налога, учитывающие статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение, предусмотрены вышеуказанным Приложением N 7 к Закону Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
В указанном Приложении установлен коэффициент - 1,6.
Коэффициенты, установленные в таблице N 3 "Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, социально-культурного потенциала" Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю", применяются в отношении земель городов с численностью населения от 100 тысяч человек. Согласно представленной в материалы дела справке (т. 1 л.д. 149) Отдела государственной статистики в Серпуховском районе от 19.02.2007 N 36 численность постоянного населения по г. Серпухову в 2003 - 2005 гг. превышала 100 тысяч человек, следовательно, применение коэффициента увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, социально-культурного потенциала правомерно.
Однако, заявитель ссылается на то, что ст. 9 Закона Московской области N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" была отменена, и, следовательно, применение налогоплательщиком повышающего коэффициента 1,6 за 2003 - 2005 гг. необоснованно. Однако, суд не принимает данный довод заявителя, поскольку Решением Московского областного суда от 04.11.2004, оставленным в силе Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2005 года N 4-Г04-57 статья 9 и Приложение N 7 Закона Московской области N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" признаны противоречащими федеральному законодательству и признаны недействующими в полном объеме.
На основании вышеизложенного суд считает неправомерным применение повышающего коэффициента 1,6 к ставке земельного налога, учитывающие статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение с марта месяца 2005 года.
При этом необходимо отметить, что при исчислении земельного налога в уточненных налоговых декларациях за 2003 - 2005 гг. заявитель рассчитывал ставку земельного налога с учетом повышающего коэффициента 1,6, хотя ст. 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" на дату представления в налоговый орган (04.09.2006) уточненных налоговых деклараций уже была отменена.
Ответчик с данным доводом истца не согласен, поскольку ст. 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что для городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек, налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 3), которым определен коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала - 2,2. Таким образом, налогоплательщику, по мнению налогового органа, с 16.02.2005 земельный налог за 2005 год следовало исчислить с применением коэффициента 2,2.
Данный довод налогового органа судом отклоняется, поскольку ст. 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" предусматривается, что средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением Совета депутатов г. Серпухов Московской области от 15.01.2005 N 490/72 утверждена ставка земельного налога на 2005 год с повышающим коэффициентом 1,6.
После отмены ст. 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" ставки земельного налога Советом депутатов г. Серпухов не пересматривались и самостоятельное применение налоговым органом повышающего коэффициента 2,2 необоснованно.
Согласно ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 42 Постановления от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что при применении статьи 122 НК РФ необходимо иметь в виду, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). При этом, в тексте оспариваемых решений указано о наличии переплаты на лицевом счете налогоплательщика (т. 1 л.д. 104, 106, 108).
Кроме того, налогоплательщик уплатил сумму налога за 2003 - 2005 гг. в полном объеме и в доказательство оплаты представил в материалы дела платежные поручения (т. 1 л.д. 46 - 90) с учетом повышающих коэффициентов 2,5 и 1,6 и налоговым органом данный факт не оспаривается.
Согласно правилам доказывания, установленным ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 215 АПК РФ, п. 6 ст. 108 НК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Однако ответчик не представил суду доказательств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения в виде неполной уплаты заявителем налога.
Учитывая положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд на основании представленных заявителем документов считает решения МРИ ФНС России N 11 по Московской области от 01.12.2006 N 2158 (977/10), N 2155 (978/10), б/н (976/10) незаконными и необоснованными в оспариваемой части.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ уплаченная истцом государственная пошлина в сумме 6000 руб. (за требования о признании недействительными ненормативных правовых актов) (т. 1 л.д. 109 - 111) взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу. Соответствующая правовая позиция содержится в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171, 176, 201, 319 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Исковое заявление Открытого акционерного общества "Серпуховский инструментальный завод "Твинтос" удовлетворить.
2. Признать недействительными решения МРИ ФНС России N 11 по Московской области от 01.12.2006 N 2158 (977/10) п. 2 и п. 3, N 2155 (978/10) пп. 2.1 и пп. 3.1, б/н (976/10) п. 2 и п. 3 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
3. Взыскать с МРИ ФНС России N 11 по Московской области в пользу ОАО "СИЗ "Твинтос" государственную пошлину в сумме 6000 руб.
4. Выдать исполнительный лист в порядке ст. 319 АПК РФ.
5. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные ст. ст. 259, 260, 275 - 277 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.04.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-23320/06
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 апреля 2007 г. Дело N А41-К2-23320/06
Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего судьи С., при ведении протокола судебного заседания судьей С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Открытого акционерного общества "Серпуховский инструментальный завод "Твинтос" (ОАО "СИЗ "Твинтос") к МРИ ФНС России N 11 по Московской области о признании недействительными ненормативных правовых актов, при участии в заседании от истца - Г., по доверенности от 20.10.2006; от ответчика - В., по доверенности от 30.08.2005, К., по доверенности от 11.04.2007,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Серпуховский инструментальный завод "Твинтос" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнения размера исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (т. 2 л.д. 21 - 22) к МРИ ФНС России N 11 по Московской области о признании недействительными решений от 01.12.2006 N 2158 (977/10) п. 2 и п. 3, N 2155 (978/10) пп. 2.1 и пп. 3.1, б/н (976/10) п. п. 2 и 3 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (в части доначисления налога и предложения внести необходимые исправления в бухгалтерский учет).
Определением Арбитражного суда Московской области от 28.03.2007 по данному делу рассмотрение требования заявителя об обязании МРИ ФНС России N 11 по Московской области возместить сумму излишне уплаченного земельного налога за 2003 - 2005 гг. выделено в отдельное производство в порядке ст. 130 АПК РФ (т. 2 л.д. 19).
Представитель истца в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик с исковыми требованиями заявителя не согласен по основаниям, указанным в отзыве.
Из материалов дела следует.
ОАО "СИЗ "Твинтос" состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России N 11 по Московской области, ИНН 503600403898 (т. 1 л.д. 41).
Истец является плательщиком земельного налога за земельный участок площадью 88600 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Сольца, д. 1, и предоставленный ОАО "СИЗ "Твинтос" в постоянное (бессрочное) пользование для производственной территории (т. 1 л.д. 42).
ОАО "СИЗ "Твинтос" представило в налоговый орган:
- - 30.06.2003 - налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, в которой с земельного участка площадью 88600 кв. м исчислило к уплате налог по налоговой ставке 18,65 руб./кв. м, в сумме 1652390 руб. (т. 1 л.д. 10 - 13);
- - 01.07.2004 - налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 год, в которой с земельного участка площадью 88600 кв. м исчислило к уплате налог по налоговой ставке 20,52 руб./кв. м, в сумме 1818072 руб. (т. 1 л.д. 14 - 17);
- - 28.06.2005 - налоговую декларацию по земельному налогу за 2005 год, в которой с земельного участка площадью 88600 кв. м исчислило к уплате налог, применив налоговую ставку 22,57 руб./кв. м, в сумме 1999702 руб. (т. 1 л.д. 18 - 22).
04 сентября 2006 года ОАО "СИЗ "Твинтос" представило в МРИ ФНС России N 11 по Московской области уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2003 - 2005 гг.:
- - за 2003 год и сумма налога к уплате исчислена по налоговой ставке 7,46 руб./кв. м и составила 660956 руб. (т. 1 л.д. 23 - 28);
- - за 2004 год и сумма налога к уплате исчислена по налоговой ставке 8,2 руб./кв. м и составила 726520 руб. (т. 1 л.д. 29 - 32);
- - за 2005 год и сумма налога к уплате исчислена по налоговой ставке 9,03 руб./кв. м и составила 800058 руб. (т. 1 л.д. 33 - 36).
Одновременно с представлением уточненных налоговых деклараций - 04 сентября 2006 года ОАО "СИЗ "Твинтос" на основании ст. 78 НК РФ направило в МРИ ФНС России N 11 по Московской области заявление о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2003 - 2005 гг. в сумме 3390255,40 руб. (т. 1 л.д. 37 - 38).
По данному факту МРИ ФНС России N 11 по Московской области на основании ст. 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка представленных Обществом уточненных налоговых деклараций, в результате которой было установлено, что в указанных налоговых декларациях ставка земельного налога применена истцом без учета коэффициентов 2,5 и 1,6, установленных ст. ст. 2, 9 Закона Московской области от 16.06.95 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
По результатам рассмотрения материалов проверки МРИ ФНС России N 11 по Московской области вынесены решения от 01 декабря 2006 года N 2158 (977/10), N 2155 (978/10), б/н (976/10) о доначислении истцу земельного налога (т. 1 л.д. 103 - 108).
Не согласившись с решением Инспекции, ОАО "СИЗ "Твинтос" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела в полном объеме, выслушав доводы истца и ответчика, арбитражный суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. ст. 3, 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом (ст. 1 указанного Закона).
Из материалов дела усматривается и налоговым органом не оспаривается, что у истца имеется в пользовании земельный участок площадью 88600 кв. м (т. 1 л.д. 42 - 43).
В силу ст. 2 Закона Московской области от 16.06.95 N 18/95-ОЗ средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расположенных вне населенного пункта земель промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области. Согласно Приложению 2 (таблица 2) к Закону Московской области от 16 июня 1995 г. N 18/95-ОЗ коэффициент увеличения средних ставок земельного налога в курортных зонах (курортные районы, зоны отдыха) для Московской области установлен повышающий коэффициент 2,5.
При этом нормы Закона РФ "О плате за землю" и нормы Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" должны применяться в совокупности.
Поскольку в налоговом законодательстве и в Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район", "зона отдыха", "земли рекреационного назначения", поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.
Земельное законодательство четко разграничивает категории и зоны земель по видам и целям их использования.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ курортные зоны - зоны отдыха и курортные районы являются землями рекреационного значения и относятся к землям особо охраняемых территорий.
В силу п. 1 ст. 96 Земельного кодекса РФ от 25.10.01 N 136-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.
В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Земли поселений в состав земель рекреационного назначения не входят, а также не входят в состав земель пригородных зеленых зон, поскольку не выполняют назначения и функций таких земель.
В соответствии с пп. "ж" п. 1 ст. 2 и ст. 4 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" лечебно-оздоровительные местности и курорты являются особо охраняемыми природными территориями и должны быть включены в государственный кадастр.
У ОАО "СИЗ "Твинтос" документы, свидетельствующие о принадлежности выделенных ему в бессрочное пользование земель к курортным районам и зонам, отсутствуют.
В силу п. 1 ст. 7 Земельного кодекса земли промышленности и земли поселений являются самостоятельной категорией земель и не могут являться землями особо охраняемых территорий (курортов).
Кроме того, Законом РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.1995 N 26-ФЗ предусмотрено, что курорт - это освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1 Закона N 26-ФЗ).
Границы и режим курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ, а для курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (ст. 16 Закона N 26-ФЗ).
Налоговый орган не представил суду доказательств того, что выделенные заявителю земельные участки относятся к зонам отдыха Москвы, курортным районам, что они включены в установленном порядке в государственный кадастр.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11.09.91 N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.11.1992 N МО-58-000179 право на землю постоянного (бессрочного) пользования землей, выданному ОАО "СИЗ "Твинтос" в г. Серпухове, заявителю предоставлен земельный участок для промышленной территории, площадью 88600 кв. м в 2003 - 2005 гг. (л.д. 42).
Спорный земельный участок находится по ул. Сольца, д. 1 г. Серпухова Московской области и не отнесен в установленном порядке к курортной зоне или зоне отдыха ни федеральным законодательством, ни законодательством Московской области.
Ссылка налогового органа на то, что заявителю следовало применить ставки земельного налога: за 2003 г. - 18,65 руб./кв. м, за 2004 г. - 20,52 руб./кв. м, за 2005 г. - 22,57 руб./кв. м на основании ст. 2, ст. 9 Закона от 16.06.95 N 18/95-ОЗ "О плате за землю", отклоняется.
В статье 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога за городские земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона Московской области, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение.
Применение коэффициента, учитывающего статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение, к средним ставкам земельного налога, предусмотрено абзацем 2 ст. 8 Закона РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в соответствии с которым, органы местного самоуправления наделяются правом определять размеры данных коэффициентов в зависимости от местоположения и градостроительной ценности территорий (городов).
Для земельных участков на территории Московской области коэффициенты к ставке земельного налога, учитывающие статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение, предусмотрены вышеуказанным Приложением N 7 к Закону Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
В указанном Приложении установлен коэффициент - 1,6.
Коэффициенты, установленные в таблице N 3 "Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, социально-культурного потенциала" Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю", применяются в отношении земель городов с численностью населения от 100 тысяч человек. Согласно представленной в материалы дела справке (т. 1 л.д. 149) Отдела государственной статистики в Серпуховском районе от 19.02.2007 N 36 численность постоянного населения по г. Серпухову в 2003 - 2005 гг. превышала 100 тысяч человек, следовательно, применение коэффициента увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, социально-культурного потенциала правомерно.
Однако, заявитель ссылается на то, что ст. 9 Закона Московской области N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" была отменена, и, следовательно, применение налогоплательщиком повышающего коэффициента 1,6 за 2003 - 2005 гг. необоснованно. Однако, суд не принимает данный довод заявителя, поскольку Решением Московского областного суда от 04.11.2004, оставленным в силе Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2005 года N 4-Г04-57 статья 9 и Приложение N 7 Закона Московской области N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" признаны противоречащими федеральному законодательству и признаны недействующими в полном объеме.
На основании вышеизложенного суд считает неправомерным применение повышающего коэффициента 1,6 к ставке земельного налога, учитывающие статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение с марта месяца 2005 года.
При этом необходимо отметить, что при исчислении земельного налога в уточненных налоговых декларациях за 2003 - 2005 гг. заявитель рассчитывал ставку земельного налога с учетом повышающего коэффициента 1,6, хотя ст. 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" на дату представления в налоговый орган (04.09.2006) уточненных налоговых деклараций уже была отменена.
Ответчик с данным доводом истца не согласен, поскольку ст. 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что для городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек, налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 3), которым определен коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала - 2,2. Таким образом, налогоплательщику, по мнению налогового органа, с 16.02.2005 земельный налог за 2005 год следовало исчислить с применением коэффициента 2,2.
Данный довод налогового органа судом отклоняется, поскольку ст. 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" предусматривается, что средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением Совета депутатов г. Серпухов Московской области от 15.01.2005 N 490/72 утверждена ставка земельного налога на 2005 год с повышающим коэффициентом 1,6.
После отмены ст. 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" ставки земельного налога Советом депутатов г. Серпухов не пересматривались и самостоятельное применение налоговым органом повышающего коэффициента 2,2 необоснованно.
Согласно ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 42 Постановления от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что при применении статьи 122 НК РФ необходимо иметь в виду, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). При этом, в тексте оспариваемых решений указано о наличии переплаты на лицевом счете налогоплательщика (т. 1 л.д. 104, 106, 108).
Кроме того, налогоплательщик уплатил сумму налога за 2003 - 2005 гг. в полном объеме и в доказательство оплаты представил в материалы дела платежные поручения (т. 1 л.д. 46 - 90) с учетом повышающих коэффициентов 2,5 и 1,6 и налоговым органом данный факт не оспаривается.
Согласно правилам доказывания, установленным ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 215 АПК РФ, п. 6 ст. 108 НК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Однако ответчик не представил суду доказательств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения в виде неполной уплаты заявителем налога.
Учитывая положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд на основании представленных заявителем документов считает решения МРИ ФНС России N 11 по Московской области от 01.12.2006 N 2158 (977/10), N 2155 (978/10), б/н (976/10) незаконными и необоснованными в оспариваемой части.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ уплаченная истцом государственная пошлина в сумме 6000 руб. (за требования о признании недействительными ненормативных правовых актов) (т. 1 л.д. 109 - 111) взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу. Соответствующая правовая позиция содержится в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171, 176, 201, 319 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Исковое заявление Открытого акционерного общества "Серпуховский инструментальный завод "Твинтос" удовлетворить.
2. Признать недействительными решения МРИ ФНС России N 11 по Московской области от 01.12.2006 N 2158 (977/10) п. 2 и п. 3, N 2155 (978/10) пп. 2.1 и пп. 3.1, б/н (976/10) п. 2 и п. 3 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
3. Взыскать с МРИ ФНС России N 11 по Московской области в пользу ОАО "СИЗ "Твинтос" государственную пошлину в сумме 6000 руб.
4. Выдать исполнительный лист в порядке ст. 319 АПК РФ.
5. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные ст. ст. 259, 260, 275 - 277 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)