Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
19 апреля 2005 г. Дело N А40-63628/04-109-631
Резолютивная часть решения объявлена 19.04.2005.
Решение в полном объеме изготовлено 06.05.2005.
Арбитражный суд в составе: председательствующего Г., единолично, с участием от заявителя: К. - дов. от 11.01.05; от ответчика: Г. - дов. от 21.01.05, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "Машиностроительный завод ЗИО-ПОДОЛЬСК" к МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области о признании незаконными решений N 3 от 01.02.05, N 5 от 02.02.05, N 6 от 02.02.05, признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении зачета излишне уплаченных сумм земельного налога, обязании провести возврат налога на землю в сумме 4222694,22 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Машиностроительный завод ЗИО-ПОДОЛЬСК" (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением с учетом уточнения к МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (далее - ответчик) о признании незаконными решений об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения N 3 от 01.02.05, N 5 от 02.02.05, N 6 от 02.02.05, признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в непроведении зачета излишне уплаченных сумм земельного налога, обязании провести возврат налога на землю в сумме 4222694,22 руб.
Требования заявителя обоснованы тем, что им были поданы в Инспекцию уточненные декларации по земельному налогу за 2001, 2003 и 2004 гг. и заявление о зачете сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, в связи с переплатой земельного налога из-за ошибочного применения Обществом ставок налога. Ответчиком были вынесены незаконные, по мнению заявителя, решения, в которых Инспекция доначислила земельный налог в размере 16466390 руб. за неполную уплату земельного налога за 2004 г.; в размере 15091206,48 руб. за неполную уплату земельного налога в 2003 г.; в сумме 2111346,54 руб. за неполную уплату земельного налога за 2003 г.
Представитель ответчика требования заявителя не признал, ссылаясь на доводы представленного на заявление отзыва и оспариваемых решений.
Суд считает, что следует произвести замену МИМИС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области на МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области в связи с реорганизацией МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области и во исполнение п. 15 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Приказа ФНС от 18.11.2004 N САЭ-3-15/88 "О структуре управления ФНС России по г. Москве".
Суд, исследовав письменные доказательства, выслушав выступления представителей сторон, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Машиностроительный завод ЗИО-ПОДОЛЬСК" 01 ноября 2004 года представило в Инспекцию заявление N 161/М-96 об уточнении деклараций по земельному налогу за период 2001, 2003 и 2004 годы и зачете сумм излишне уплаченного земельного налога, вследствие ошибочного применения незаконной ставки земельного налога, рассчитанной с учетом коэффициента увеличения ставки в курортных зонах - "2,5" (т. 1, л. д. 13 - 18, 83 - 145).
Инспекция вынесла решения N 3 от 01.02.05, N 5 от 02.02.05, N 6 от 02.02.05, в которых установила неправомерность предъявления к зачету суммы излишне уплаченного земельного налога за 2001, 2003, 2004 гг. и предложила уплатить сумму неуплаченного налога в размере 16466390 руб. за неполную уплату земельного налога за 2004 г.; в размере 15091206,48 руб. за неполную уплату земельного налога в 2003 г.; в сумме 2111346,54 руб. за неполную уплату земельного налога за 2003 г.
Расчет суммы земельного налога, произведенный Инспекцией в указанных решениях, был сделан на основании ставки земельного налога с коэффициентом 2,5, который является коэффициентом для увеличения ставки налога для курортных зон, установленный Законом Московской области от 16.06.95 N 18/95-ОЗ "Об оплате за землю в Московской области".
В обоснование своей позиции Инспекция указала следующее.
В первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2001 г., представленной заявителем в Инспекцию, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по ставке 8,11 руб. за 1 кв. м, составила 7032043 руб.
Налогооблагаемая площадь земельного участка составляет 867083 кв. м. Сумма налога, представленная в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2001 год, в связи с перерасчетом ставки налога за городские (поселковые) земли составляет 2809348,92 руб., в том числе по сроку уплаты 15.11.01 - 1404674 руб.
В заявлении о зачете излишне уплаченной суммы налога от 01.11.2004 сумма к возмещению из бюджета составляет 4222694,22 руб.
Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога или арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Согласно решению Совета депутатов города Подольска Московской области от 07.02.2000 N 36/3 в п. 3 установлена средняя ставка земельного налога по г. Подольску и составляет 8,11 руб. за кв. м.
В нарушение вышеизложенного заявитель использовал ставку земельного налога: за земли городов и поселков - 3,24 руб. за кв. м.
Первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2003 год представлена заявителем в Инспекцию 30.06.2003.
Налогооблагаемая площадь земельного участка составила 647449 кв. м. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации, составляет 18905511 руб. (647449 кв. м х 29,20 руб. = 18905511 руб.)
Налогооблагаемая площадь земельного участка составляет 857570 кв. м. Сумма налога, представленная в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год в связи с перерасчетом ставки налога за городские (поселковые) земли, составляет 9949837,52 руб.
В соответствии с п. 1 решения Подольского городского Совета депутатов N 7/2 от 27.02.2002 установлена средняя ставка земельного налога в г. Подольске и составляет 16,22 руб. за 1 кв. м.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ установлено, что ставки земельного налога или арендной платы, действовавшие в 2002 году применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Ставка земельного налога с учетом коэффициента 1,8 в 2003 году составляет в г. Подольске 29,2 руб.
По данным камеральной проверки сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составляет 25041044 руб.
В том числе неполная уплата земельного налога в результате неправомерного уменьшения налогооблагаемой площади земельного участка в размере 6119444 руб. (25041044 руб. - 18905511 руб. - 6119444 руб.). В нарушение вышеизложенного заявитель применил заниженную ставку земельного налога - 11,66 руб. за кв. м.
Первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2004 год представлена заявителем в Инспекцию 30.06.2004. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации, составляет 27866814 руб.
01.11.04 заявителем в Инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2004 г. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по уточненной декларации за 2004 год, составляет 10951985,2 руб.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и п. 2 ст. 21 Закона РФ 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" налог на землю устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов, районов и иных административно-территориальных образований.
В соответствии с п. 1 решения Подольского городского Совета депутатов N 22/2 от 26.12.2003 установлена средняя ставка земельного налога в г. Подольске и составляет 32,12 руб. за 1 кв. м.
В нарушение вышеизложенного заявитель применил заниженную ставку земельного налога в размере 12,83 руб.
По данным предприятия сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2004 год, составляет 10951985,2 руб. Налогооблагаемая площадь земельного участка составляет 853623 кв. м. По данным камеральной проверки сумма земельного налога составляет 27418376 руб. (853623 кв. м х 32,12 руб. = 27418376 руб.)
Законом Российской Федерации "О плате за землю" разделены понятия "зона отдыха" и "курорт", поскольку в приложении N 2 (таб. 2) названного Закона определены территории, относящиеся к курортным районам (курорты Приморского края, курорты Кавминвод, другие курортные зоны), и территории, являющиеся зонами отдыха (зона отдыха г. Москвы, зона отдыха Санкт-Петербурга).
Таким образом, федеральный законодатель в Законе РФ "О плате за землю" установил, что Московская область является зоной отдыха г. Москвы (таб. N 2), при этом размер взимаемого земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей (ст. 3 Закона "О плате за землю").
В соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к настоящему Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Таким образом, Законом РФ "О плате за землю" установлены средние ставки, Законом же Московской области "О плате за землю в Московской области" в пределах предоставленных полномочий установлены конкретные ставки земельного налога.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога на земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Суд не согласен с доводами Инспекции относительно применения повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога, исходя из следующего.
Согласно нормам Налогового кодекса РФ, а также в соответствии со статьей 21 Закона РФ N 2118-1 от 27 декабря 1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (пп. "б" п. 1) земельный налог относится к местным налогам.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ от 28 августа 1995 года в пункте 1 статьи 39 определяет, что местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
В решениях Подольского городского Совета депутатов Московской области о плате за землю на соответствующий год (N 11/2 от 16.05.2000, N 7/2 от 27.02.2002, N 22/2 от 26.12.2003) при установлении ставки земельного налога на соответствующий год применяется коэффициент 2,5, установленный в соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 16 июня 1995 года N 18/95-03 "О плате за землю в Московской области", в которой предусмотрено, что "средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации "О плате за землю": за земли городов - 2,5".
Из пункта 5 статьи 1, пункта 4 статьи 12, пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что представительные органы местного самоуправления имеют ограниченную компетенцию при установлении ставок по местным налогам.
Пределы полномочий представительных органов местного самоуправления в области местных налогов ограничены общими принципами налогообложения, установленными федеральными законами. В числе последних - принцип, установленный пунктом 2 статьи 18 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" N 2118-1 от 27.12.1991 (в редакции ФЗ от 11.11.2003 N 148-ФЗ), запрещающий органам государственной власти всех уровней повышать ставки местных налогов, предельный размер которых предусмотрен на федеральном уровне.
Ставки для земельного налога и порядок их определения в свою очередь установлен Законом Российской Федерации "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 (в редакции ФЗ от 23.12.2003 N 186-ФЗ) (далее - Закон РФ "О плате за землю"), статьей 8 которого предусмотрено, что "налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону".
Таблицей N 2 Приложения N 2 к Закону "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога для курортных зон. В перечне курортных зон данной таблицы указана и зона отдыха города Москвы, для которой установлены повышающие среднюю ставку коэффициенты от "2,5" до "4" в зависимости от рекреационной ценности градостроительной зоны. Между тем, Законом РФ "О плате за землю" не установлено, что вся территория Московской области относится к зоне отдыха г. Москвы для целей налогообложения.
В соответствии с Законом РФ N 1738-1 от 11.10.91 РФ "О плате за землю" ставки налога, установленные данным Законом, уточняются субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления лишь в случаях, оговоренных данным Законом (ст. ст. 3, 5, 6, 8 Закона). В остальных случаях плата за землю устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3).
Статья 2 Закона Московской области от 16 июня 1995 года N 18/95-ОЗ, устанавливая коэффициент "2,5" для всех земель городов Московской области, входит в противоречие с федеральным законом - Законом "О плате за землю", устанавливающим данный коэффициент только для зон отдыха г. Москвы.
Установление ставок земельного налога, превышающих размер средней ставки земельного налога, установленных на федеральном уровне, противоречит статье 8 Закона РФ "О плате за землю", что в силу п. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пункта 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации недопустимо.
Земельные участки, занимаемые Обществом, не отнесены к курортным зонам или зонам отдыха, а относятся к землям промышленного использования, что следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности, а также выписки из государственного земельного кадастра (т. 2, л. д. 1 - 7).
Таким образом, вследствие применения при расчете сумм земельного налога за 2001, 2003 и 2004 годы коэффициента увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах, заявитель излишне уплатил земельный налог за период 2001, 2003 и 2004 гг. в сумме 35766884,47 руб.
Факт уплаты заявителем земельного налога подтверждается представленными платежными поручениями, решением Инспекции о проведении зачета переплаты в счет уплаты по земельному налогу в 2001 году (т. 1, л. д. 146 - 154).
Инспекция ссылается на нарушение заявителем статьи 78 НК РФ, регламентирующей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, которая предусматривает, что сумма излишне уплаченной суммы налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено НК РФ.
Учитывая, что Налоговым кодексом РФ право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее применения), к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об из возврате должен применяться единый правовой режим.
В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указной суммы. Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.06.2004; 2046.
Суд не согласен с данным доводом Инспекции, поскольку из смысла статьи 78 НК РФ, в ее взаимосвязи с нормами Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, предусмотренное п. 8 ст. 78 НК РФ ограничение распространяется только на подачу налогоплательщиком заявления в налоговый орган, в соответствии с которым налоговый орган в безусловном (и внесудебном) порядке осуществляет зачет или возврат излишне уплаченного налога.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении 173-О от 21 июня 2001 года, предусмотренное в ст. 78 НК РФ ограничение не препятствует налогоплательщику обратиться в судебном порядке с требованием о возврате из бюджета излишне уплаченного налога.
Данная норма не препятствует, в случае пропуска указанного срока, обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
Таким образом, из системного толкования статьи 78 НК РФ следует, что данная норма позволяет налогоплательщику в течение 3 лет со дня уплаты налога представить налоговому органу соответствующее требование о возврате налога и не препятствует лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с требованиями о возврате из бюджета переплаченной суммы в пределах срока исковой давности.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года. Течение срока исковой давности в соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как следует из материалов дела, 05 августа 2003 года заявитель в рамках договора N 003/03-ИК на абонентское обслуживание, связанное с оказанием информационно-консультационных услуг в области права и бухучета (т. 2, л. д. 118 - 121), получил правовое заключение ООО Аудиторско-Консалтинговая Компания "Финансы Право Бухучет". В данном заключении указывается на излишнюю уплату Обществом земельного налога вследствие ошибочного применения незаконной ставки земельного налога, рассчитанной с учетом коэффициента увеличения ставки в курортных зонах - "2,5".
Необходимость обращения к внешним консультантам была обусловлена объективными причинами, изложенными свидетелем Н. при даче показаний, а также в пояснительной записке (т. 2, л. д. 149 - 150).
Исследовав материалы дела (т. 2, л. д. 83 - 89, 115, 117 - 126), показания свидетелей (т. 2, л. д. 147, 149 - 150), выслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к выводу, что моментом, когда заявитель узнал о нарушении своих прав, является дата получения правового заключения, вследствие чего трехлетний срок, в рамках которого заявитель вправе, в порядке арбитражного судопроизводства, обратиться с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы земельного налога за 2001 год, следует исчислять с 05 августа 2004 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 168, 170, 176, 181, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконными (недействительными) решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения N 6 от 02.02.05, N 5 от 02.02.05, N 3 от 01.02.05, вынесенные Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Московской области в отношении ОАО "Машиностроительный завод ЗИО-ПОДОЛЬСК".
Обязать Межрайонную ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Московской области произвести возмещение земельного налога ОАО "Машиностроительный завод ЗИО-ПОДОЛЬСК" путем зачета в сумме 15077800,48 руб. и в сумме 16466389,77 руб., а также путем возврата в сумме 4222694,22 руб.
Признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Московской области в непроведении зачета ОАО "Машиностроительный завод ЗИО-ПОДОЛЬСК" по земельному налогу за 2003 и 2004 гг.
Возвратить ОАО "Машиностроительный завод ЗИО-ПОДОЛЬСК" из бюджета госпошлину в сумме 40713,5 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционной инстанции и в течение двух месяцев в кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 19.04.2005, 06.05.2005 ПО ДЕЛУ N А40-63628/04-109-631
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
19 апреля 2005 г. Дело N А40-63628/04-109-631
Резолютивная часть решения объявлена 19.04.2005.
Решение в полном объеме изготовлено 06.05.2005.
Арбитражный суд в составе: председательствующего Г., единолично, с участием от заявителя: К. - дов. от 11.01.05; от ответчика: Г. - дов. от 21.01.05, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "Машиностроительный завод ЗИО-ПОДОЛЬСК" к МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области о признании незаконными решений N 3 от 01.02.05, N 5 от 02.02.05, N 6 от 02.02.05, признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении зачета излишне уплаченных сумм земельного налога, обязании провести возврат налога на землю в сумме 4222694,22 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Машиностроительный завод ЗИО-ПОДОЛЬСК" (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением с учетом уточнения к МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (далее - ответчик) о признании незаконными решений об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения N 3 от 01.02.05, N 5 от 02.02.05, N 6 от 02.02.05, признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в непроведении зачета излишне уплаченных сумм земельного налога, обязании провести возврат налога на землю в сумме 4222694,22 руб.
Требования заявителя обоснованы тем, что им были поданы в Инспекцию уточненные декларации по земельному налогу за 2001, 2003 и 2004 гг. и заявление о зачете сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей, в связи с переплатой земельного налога из-за ошибочного применения Обществом ставок налога. Ответчиком были вынесены незаконные, по мнению заявителя, решения, в которых Инспекция доначислила земельный налог в размере 16466390 руб. за неполную уплату земельного налога за 2004 г.; в размере 15091206,48 руб. за неполную уплату земельного налога в 2003 г.; в сумме 2111346,54 руб. за неполную уплату земельного налога за 2003 г.
Представитель ответчика требования заявителя не признал, ссылаясь на доводы представленного на заявление отзыва и оспариваемых решений.
Суд считает, что следует произвести замену МИМИС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области на МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области в связи с реорганизацией МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области и во исполнение п. 15 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Приказа ФНС от 18.11.2004 N САЭ-3-15/88 "О структуре управления ФНС России по г. Москве".
Суд, исследовав письменные доказательства, выслушав выступления представителей сторон, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Машиностроительный завод ЗИО-ПОДОЛЬСК" 01 ноября 2004 года представило в Инспекцию заявление N 161/М-96 об уточнении деклараций по земельному налогу за период 2001, 2003 и 2004 годы и зачете сумм излишне уплаченного земельного налога, вследствие ошибочного применения незаконной ставки земельного налога, рассчитанной с учетом коэффициента увеличения ставки в курортных зонах - "2,5" (т. 1, л. д. 13 - 18, 83 - 145).
Инспекция вынесла решения N 3 от 01.02.05, N 5 от 02.02.05, N 6 от 02.02.05, в которых установила неправомерность предъявления к зачету суммы излишне уплаченного земельного налога за 2001, 2003, 2004 гг. и предложила уплатить сумму неуплаченного налога в размере 16466390 руб. за неполную уплату земельного налога за 2004 г.; в размере 15091206,48 руб. за неполную уплату земельного налога в 2003 г.; в сумме 2111346,54 руб. за неполную уплату земельного налога за 2003 г.
Расчет суммы земельного налога, произведенный Инспекцией в указанных решениях, был сделан на основании ставки земельного налога с коэффициентом 2,5, который является коэффициентом для увеличения ставки налога для курортных зон, установленный Законом Московской области от 16.06.95 N 18/95-ОЗ "Об оплате за землю в Московской области".
В обоснование своей позиции Инспекция указала следующее.
В первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2001 г., представленной заявителем в Инспекцию, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по ставке 8,11 руб. за 1 кв. м, составила 7032043 руб.
Налогооблагаемая площадь земельного участка составляет 867083 кв. м. Сумма налога, представленная в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2001 год, в связи с перерасчетом ставки налога за городские (поселковые) земли составляет 2809348,92 руб., в том числе по сроку уплаты 15.11.01 - 1404674 руб.
В заявлении о зачете излишне уплаченной суммы налога от 01.11.2004 сумма к возмещению из бюджета составляет 4222694,22 руб.
Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога или арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Согласно решению Совета депутатов города Подольска Московской области от 07.02.2000 N 36/3 в п. 3 установлена средняя ставка земельного налога по г. Подольску и составляет 8,11 руб. за кв. м.
В нарушение вышеизложенного заявитель использовал ставку земельного налога: за земли городов и поселков - 3,24 руб. за кв. м.
Первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2003 год представлена заявителем в Инспекцию 30.06.2003.
Налогооблагаемая площадь земельного участка составила 647449 кв. м. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации, составляет 18905511 руб. (647449 кв. м х 29,20 руб. = 18905511 руб.)
Налогооблагаемая площадь земельного участка составляет 857570 кв. м. Сумма налога, представленная в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год в связи с перерасчетом ставки налога за городские (поселковые) земли, составляет 9949837,52 руб.
В соответствии с п. 1 решения Подольского городского Совета депутатов N 7/2 от 27.02.2002 установлена средняя ставка земельного налога в г. Подольске и составляет 16,22 руб. за 1 кв. м.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ установлено, что ставки земельного налога или арендной платы, действовавшие в 2002 году применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Ставка земельного налога с учетом коэффициента 1,8 в 2003 году составляет в г. Подольске 29,2 руб.
По данным камеральной проверки сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составляет 25041044 руб.
В том числе неполная уплата земельного налога в результате неправомерного уменьшения налогооблагаемой площади земельного участка в размере 6119444 руб. (25041044 руб. - 18905511 руб. - 6119444 руб.). В нарушение вышеизложенного заявитель применил заниженную ставку земельного налога - 11,66 руб. за кв. м.
Первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2004 год представлена заявителем в Инспекцию 30.06.2004. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации, составляет 27866814 руб.
01.11.04 заявителем в Инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2004 г. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по уточненной декларации за 2004 год, составляет 10951985,2 руб.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и п. 2 ст. 21 Закона РФ 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" налог на землю устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов, районов и иных административно-территориальных образований.
В соответствии с п. 1 решения Подольского городского Совета депутатов N 22/2 от 26.12.2003 установлена средняя ставка земельного налога в г. Подольске и составляет 32,12 руб. за 1 кв. м.
В нарушение вышеизложенного заявитель применил заниженную ставку земельного налога в размере 12,83 руб.
По данным предприятия сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2004 год, составляет 10951985,2 руб. Налогооблагаемая площадь земельного участка составляет 853623 кв. м. По данным камеральной проверки сумма земельного налога составляет 27418376 руб. (853623 кв. м х 32,12 руб. = 27418376 руб.)
Законом Российской Федерации "О плате за землю" разделены понятия "зона отдыха" и "курорт", поскольку в приложении N 2 (таб. 2) названного Закона определены территории, относящиеся к курортным районам (курорты Приморского края, курорты Кавминвод, другие курортные зоны), и территории, являющиеся зонами отдыха (зона отдыха г. Москвы, зона отдыха Санкт-Петербурга).
Таким образом, федеральный законодатель в Законе РФ "О плате за землю" установил, что Московская область является зоной отдыха г. Москвы (таб. N 2), при этом размер взимаемого земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей (ст. 3 Закона "О плате за землю").
В соответствии со ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к настоящему Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).
Таким образом, Законом РФ "О плате за землю" установлены средние ставки, Законом же Московской области "О плате за землю в Московской области" в пределах предоставленных полномочий установлены конкретные ставки земельного налога.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога на земли всех категорий на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации "О плате за землю": за земли городов - 2,5; за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
Суд не согласен с доводами Инспекции относительно применения повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога, исходя из следующего.
Согласно нормам Налогового кодекса РФ, а также в соответствии со статьей 21 Закона РФ N 2118-1 от 27 декабря 1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (пп. "б" п. 1) земельный налог относится к местным налогам.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ от 28 августа 1995 года в пункте 1 статьи 39 определяет, что местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
В решениях Подольского городского Совета депутатов Московской области о плате за землю на соответствующий год (N 11/2 от 16.05.2000, N 7/2 от 27.02.2002, N 22/2 от 26.12.2003) при установлении ставки земельного налога на соответствующий год применяется коэффициент 2,5, установленный в соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 16 июня 1995 года N 18/95-03 "О плате за землю в Московской области", в которой предусмотрено, что "средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации "О плате за землю": за земли городов - 2,5".
Из пункта 5 статьи 1, пункта 4 статьи 12, пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что представительные органы местного самоуправления имеют ограниченную компетенцию при установлении ставок по местным налогам.
Пределы полномочий представительных органов местного самоуправления в области местных налогов ограничены общими принципами налогообложения, установленными федеральными законами. В числе последних - принцип, установленный пунктом 2 статьи 18 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" N 2118-1 от 27.12.1991 (в редакции ФЗ от 11.11.2003 N 148-ФЗ), запрещающий органам государственной власти всех уровней повышать ставки местных налогов, предельный размер которых предусмотрен на федеральном уровне.
Ставки для земельного налога и порядок их определения в свою очередь установлен Законом Российской Федерации "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 (в редакции ФЗ от 23.12.2003 N 186-ФЗ) (далее - Закон РФ "О плате за землю"), статьей 8 которого предусмотрено, что "налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону".
Таблицей N 2 Приложения N 2 к Закону "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога для курортных зон. В перечне курортных зон данной таблицы указана и зона отдыха города Москвы, для которой установлены повышающие среднюю ставку коэффициенты от "2,5" до "4" в зависимости от рекреационной ценности градостроительной зоны. Между тем, Законом РФ "О плате за землю" не установлено, что вся территория Московской области относится к зоне отдыха г. Москвы для целей налогообложения.
В соответствии с Законом РФ N 1738-1 от 11.10.91 РФ "О плате за землю" ставки налога, установленные данным Законом, уточняются субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления лишь в случаях, оговоренных данным Законом (ст. ст. 3, 5, 6, 8 Закона). В остальных случаях плата за землю устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3).
Статья 2 Закона Московской области от 16 июня 1995 года N 18/95-ОЗ, устанавливая коэффициент "2,5" для всех земель городов Московской области, входит в противоречие с федеральным законом - Законом "О плате за землю", устанавливающим данный коэффициент только для зон отдыха г. Москвы.
Установление ставок земельного налога, превышающих размер средней ставки земельного налога, установленных на федеральном уровне, противоречит статье 8 Закона РФ "О плате за землю", что в силу п. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пункта 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации недопустимо.
Земельные участки, занимаемые Обществом, не отнесены к курортным зонам или зонам отдыха, а относятся к землям промышленного использования, что следует из свидетельства о государственной регистрации права собственности, а также выписки из государственного земельного кадастра (т. 2, л. д. 1 - 7).
Таким образом, вследствие применения при расчете сумм земельного налога за 2001, 2003 и 2004 годы коэффициента увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах, заявитель излишне уплатил земельный налог за период 2001, 2003 и 2004 гг. в сумме 35766884,47 руб.
Факт уплаты заявителем земельного налога подтверждается представленными платежными поручениями, решением Инспекции о проведении зачета переплаты в счет уплаты по земельному налогу в 2001 году (т. 1, л. д. 146 - 154).
Инспекция ссылается на нарушение заявителем статьи 78 НК РФ, регламентирующей порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, которая предусматривает, что сумма излишне уплаченной суммы налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено НК РФ.
Учитывая, что Налоговым кодексом РФ право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее применения), к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об из возврате должен применяться единый правовой режим.
В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указной суммы. Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.06.2004; 2046.
Суд не согласен с данным доводом Инспекции, поскольку из смысла статьи 78 НК РФ, в ее взаимосвязи с нормами Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, предусмотренное п. 8 ст. 78 НК РФ ограничение распространяется только на подачу налогоплательщиком заявления в налоговый орган, в соответствии с которым налоговый орган в безусловном (и внесудебном) порядке осуществляет зачет или возврат излишне уплаченного налога.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении 173-О от 21 июня 2001 года, предусмотренное в ст. 78 НК РФ ограничение не препятствует налогоплательщику обратиться в судебном порядке с требованием о возврате из бюджета излишне уплаченного налога.
Данная норма не препятствует, в случае пропуска указанного срока, обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
Таким образом, из системного толкования статьи 78 НК РФ следует, что данная норма позволяет налогоплательщику в течение 3 лет со дня уплаты налога представить налоговому органу соответствующее требование о возврате налога и не препятствует лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с требованиями о возврате из бюджета переплаченной суммы в пределах срока исковой давности.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года. Течение срока исковой давности в соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как следует из материалов дела, 05 августа 2003 года заявитель в рамках договора N 003/03-ИК на абонентское обслуживание, связанное с оказанием информационно-консультационных услуг в области права и бухучета (т. 2, л. д. 118 - 121), получил правовое заключение ООО Аудиторско-Консалтинговая Компания "Финансы Право Бухучет". В данном заключении указывается на излишнюю уплату Обществом земельного налога вследствие ошибочного применения незаконной ставки земельного налога, рассчитанной с учетом коэффициента увеличения ставки в курортных зонах - "2,5".
Необходимость обращения к внешним консультантам была обусловлена объективными причинами, изложенными свидетелем Н. при даче показаний, а также в пояснительной записке (т. 2, л. д. 149 - 150).
Исследовав материалы дела (т. 2, л. д. 83 - 89, 115, 117 - 126), показания свидетелей (т. 2, л. д. 147, 149 - 150), выслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к выводу, что моментом, когда заявитель узнал о нарушении своих прав, является дата получения правового заключения, вследствие чего трехлетний срок, в рамках которого заявитель вправе, в порядке арбитражного судопроизводства, обратиться с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы земельного налога за 2001 год, следует исчислять с 05 августа 2004 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 168, 170, 176, 181, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконными (недействительными) решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения N 6 от 02.02.05, N 5 от 02.02.05, N 3 от 01.02.05, вынесенные Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Московской области в отношении ОАО "Машиностроительный завод ЗИО-ПОДОЛЬСК".
Обязать Межрайонную ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Московской области произвести возмещение земельного налога ОАО "Машиностроительный завод ЗИО-ПОДОЛЬСК" путем зачета в сумме 15077800,48 руб. и в сумме 16466389,77 руб., а также путем возврата в сумме 4222694,22 руб.
Признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Московской области в непроведении зачета ОАО "Машиностроительный завод ЗИО-ПОДОЛЬСК" по земельному налогу за 2003 и 2004 гг.
Возвратить ОАО "Машиностроительный завод ЗИО-ПОДОЛЬСК" из бюджета госпошлину в сумме 40713,5 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционной инстанции и в течение двух месяцев в кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)