Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.12.2008 ПО ДЕЛУ N А29-5453/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2008 г. по делу N А29-5453/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2008 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лобановой Л.Н.,
судей Черных Л.И., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Лобановой Л.Н.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Поповой С.Ю. - по доверенности от 18.09.2008;
- от ответчика: Марченко Ю.В. - по доверенности от 16.09.2008 N 04-05/202
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.10.2008 по делу N А29-5453/2008, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению закрытого акционерного общества "СЭТ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару,
о признании недействительным решения налогового органа от 30.06.2008 N 22988,

установил:

закрытое акционерное общество "СЭТ" (далее по тексту - Общество, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа N 22988 от 30.06.2008 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 17.10.2008 суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил в полном объеме, признав недействительным оспариваемое налогоплательщиком решение Инспекции.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, указав, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, данное обстоятельство является основанием для отмены решения Арбитражного суда Республики Коми.
Ссылаясь на нормы главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на игорный бизнес", в том числе на пункт 4 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель жалобы указывает, что заявление о регистрации 86 игровых автоматов представлено налогоплательщиком в налоговый орган 11.01.2008, зарегистрировано в Инспекции 14.01.2008, в связи с этим по данным автоматам следовало применить полную ставку налога.
Выводы суда о том, что фактически игровые автоматы были установлены налогоплательщиком 16.01.2008 Инспекция считает несостоятельными, поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена регистрация в налоговом органе момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения, а налоговый орган лишен в рамках своих полномочий осуществлять оперативный налоговый контроль, следовательно, проверить достоверность указанных налогоплательщиком данных, Инспекция возможности не имела.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что 86 игровых автоматов будут считаться установленными с даты представления в Инспекцию заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Инспекция просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.10.2008 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе ЗАО "СЭТ" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения налогового органа N 22988 от 30.06.2008.
ЗАО "СЭТ" в отзыве на апелляционную жалобу налогового органа возразило против его доводов, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании апелляционного суда представители Инспекции и Общества поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе, и отзыве на апелляционную жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по городу Сыктывкару была проведена камеральная налоговая проверка в отношении представленной 20.02.2007 ЗАО "СЭТ" в налоговый орган уточненной декларации по налогу на игорный бизнес за январь 2008, в результате которой выявлены нарушения налогового законодательства, зафиксированные в акте N 11294 от 28.05.2008, а именно: в налоговой декларации за январь 2008 на 86 игровых автомата налогоплательщиком произведен расчет налога, исходя из одной второй ставки налога, вместо полной ставки налога для объектов налогообложения, установленных до 15 числа текущего налогового периода.
По результатам рассмотрения результатов проверки 30.06.2008, начальник Инспекции принял решение N 22988 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на игорный бизнес в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. Указанным решением Обществу предложено уплатить сумму штрафа в размере 66 750 рублей, недоимку в сумме 333 750 рублей и пени в сумме 415 027 рублей 88 копеек за несвоевременную уплату налога на игорный бизнес.
Не согласившись с решением Инспекции от 30.06.2008, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования налогоплательщика в полном объеме, указал, что регистрация объекта налогообложения и его установка - разные события, при этом в зависимости от даты установки игрового автомата сумма налога исчисляется исходя из одной второй ставки либо из полной ставки налога. Поскольку в рассматриваемом случае 86 объектов налогообложения были установлены налогоплательщиком в игорном заведении 16.01.2008, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для доначисления налога на игорный бизнес у Инспекции не имелось. Принимая решение по делу, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 364, 366, 370 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая позицию, изложенную в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2007 N 116, а также в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2007 N 648-О-О.
На основании статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании в установленной статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределах материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей налогового органа и Общества, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, Второй арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба ИФНС России по городу Сыктывкару удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Игровой автомат, игровой стол в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации являются объектами налогообложения налогом на игорный бизнес.
Согласно пункту 2 указанной нормы права, каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей свидетельства о регистрации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 366 Кодекса, в таком же порядке производится регистрация изменения количества объектов налогообложения или выбытия каждого объекта налогообложения.
Согласно пункту 4 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации, объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
В пункте 3 статьи 370 Кодекса предусмотрено, что при установке нового объекта налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения. При установке нового объекта налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Из приведенных норм следует, что регистрация объекта налогообложения и его установка - разные события, не совпадающие по времени. При этом применение пониженной ставки налога зависит от момента установки объекта налогообложения.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 16.01.2007 года N 116 "О применении пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации в части определения момента установки игрового автомата", под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2007 N 648-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Аспект-5" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации", также указано, что факт установки объекта налогообложения (игрового автомата) до либо после 15-го числа текущего налогового периода - имеет значение и для применения различного по своим условиям порядка исчисления налога на игорный бизнес (пункт 3 статьи 370).
Таким образом, исходя из приведенных выше норм права и правовых позиций, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникла у Общества с даты установки объектов налогообложения, а не с даты подачи в Инспекцию заявления о регистрации данных объектов.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Материалы дела свидетельствуют, и Арбитражный суд Республики Коми правомерно установил, что Общество 11.01.2007 обратилось в Инспекцию с заявлением о регистрации 86 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Как следует из решения Инспекции, налоговый орган в ходе проверки, определяя сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, исходил из даты представления Обществом заявлений о регистрации объектов налогообложения.
При этом вопрос о фактической установке спорных объектов налогообложения Инспекцией не исследовался.
Однако уже в представленных возражениях по акту проверки Общество указало дату установки игровых автоматов (16.01.2008), которая не совпала с моментом регистрации объектов налогообложения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что налоговый орган не был лишен возможности в рамках своих полномочий осуществить оперативный налоговый контроль, в частности рассмотреть материалы проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений и документов, подтверждающих эти возражения.
Как правильно указал суд первой инстанции, в нарушение пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, вышеуказанные доводы налогоплательщика не проверены Инспекцией, оценка им в обжалуемом решении не дана.
Доводы Инспекции о том, что проверить факт установки объектов налогообложения не было возможности, поскольку налоговым законодательством не предусмотрена регистрация момента начала деятельности фактически установленного объекта налогообложения, не принимаются апелляционным судом.
Право налоговых органов в порядке, предусмотренном статьей 92 Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества, установлено подпунктом 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 82 Кодекса, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Проведение осмотра территорий и помещений налогоплательщика, поскольку проведение осмотра помещения вне рамок выездной налоговой проверки, осуществленное в ходе камеральной налоговой проверки, не противоречит пункту 1 статьи 88 и статье 92 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательства того, что предпринимал попытки по определению даты установки Обществом спорных объектов налогообложения, несмотря на то, что о несовпадении даты представления заявления о регистрации объектов налогообложения и даты установки объектов Инспекции было известно из возражений налогоплательщика.
В материалы дела Обществом представлены: приказ руководителя Сыктывкарского филиала ЗАО "СЭТ" от 11 января 2008 года N 3-а-к, акты передачи (ремонта игрового автомата от 16.01.2008 года (л.д. 80-165 т. 2, л.д. 25 т. 1). Указанные документы подтверждают доводы налогоплательщика, что в рассматриваемом случае регистрация объектов налогообложения и их установка явились несовпадающими по времени событиями.
Налоговый орган данное обстоятельство документально не опроверг и не представил доказательства того, что объекты налогообложения были установлены ЗАО "СЭТ" ранее указанных дат.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что начисление налоговым органом налога на игорный бизнес по 22 объектам налогообложения, установленным 16.01.2008, исходя из полной ставки налога, является неправомерным, и обоснованно признал недействительным решение налогового органа от 30.06.2008.
Ссылка налогового органа на судебную практику не может быть принята апелляционным судом, поскольку суд считает, что конкретная ситуация, рассматриваемая по настоящему делу отличается от тех, которые были рассмотрены Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Кроме того, Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2006 N 11390/05 и от 05.06.2007 N 12829/06 разъясняют момент возникновения обязанности по исчислению налога на игорный бизнес, а положения пункта 3 статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации - порядок исчисления сумм налога на игорный бизнес.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что Арбитражный суд Республики Коми обоснованно удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования в полном объеме и признал недействительным оспариваемое Обществом решение Инспекции от 30.06.2008.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ИФНС России по г. Сыктывкару у суда апелляционной инстанции не имеется.
Решение суда первой инстанции принято на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.10.2008 по делу N А29-5453/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по г. Сыктывкару без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Л.Н.ЛОБАНОВА

Судьи
Л.И.ЧЕРНЫХ
Г.Г.ПЕРМИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)