Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2009 ПО ДЕЛУ N А75-4660/2009

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2009 г. по делу N А75-4660/2009


резолютивная часть объявлена: 22 октября 2009 года
постановление в полном объеме изготовлено: 23 октября 2009 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей В.И. Ильина, Е.М. Цыгановой
рассмотрев в открытом судебном заседании при участии представителей сторон:
- от закрытого акционерного общества "Нефтестройинвест": В.В. Шелестной, по доверенности от 02.04.2009;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом;
- кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, г. Нижневартовск на решение от 08.07.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа (судья Г.А. Шабанова) по делу N А75-4660/2009 по заявлению закрытого акционерного общества "Нефтьстройинвест" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, г. Нижневартовск об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа,
установил:

закрытое акционерное общество "Нефтьстройинвест" (далее по тексту - ЗАО "Нефтьстройинвест", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Межрайонная инспекция N 6 ФНС РФ, налоговый орган) о признании недействительным решения от 12.02.2009 N 11810.
Заявленные требования мотивированы тем, что выводы налогового органа, содержащиеся в оспариваемом решении от 12.02.2009 N 11810, противоречат Закону от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", поскольку Федеральное агентство по недропользованию и Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору не являются органами, на которые данным законом возложена обязанность по установлению порядка пользования недрами, а поэтому при добыче общераспространенных полезных ископаемых порядок расчета нормативов потерь, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождении" применяться не должен. На момент представления декларации по НДПИ за август 2008 года отсутствовал порядок утверждения нормативов потерь при добыче общераспространенных полезных ископаемых, что не может служить основанием для отказа в применении Обществом ставки 0% по потерям общераспространенных полезных ископаемых, утвержденных в соответствии с действующим законодательством Госгортехнадзором на 2008 год.
По мнению заявителя, выводы налогового органа, содержащиеся в оспариваемом решении, противоречат Закону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.10.2005 N 82-оз "О пользовании недрами на территории ХМАО-Югры для целей геологического изучения, разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых" и требованиям главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому они не могут быть использованы в качестве обоснования доначисления Обществу за август 2008 НДПИ в сумме 126 608 руб.
Решением от 08.07.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме. Обжалуемое решение налогового органа признано недействительным и отменено.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, применяемые Обществом нормативы потерь по общераспространенным полезным ископаемым не были утверждены в установленном законом порядке, следовательно, налогоплательщик незаконно применял для расчета налога на добычу полезных ископаемых налоговую ставку 0 процентов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения принятый по делу судебный акт, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя стороны, явившегося в судебное заседание, проверив правильность применения арбитражным судом при вынесении судебного акта норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет добычу песка в карьерах: "Стабильный" "Вахский", "Универсальный", "Универсальный" (расширение) на Самотлорском месторождении нефти. Общество имеет лицензии на право пользования недрами ТЭ 00012 ХМН от 19.05.2006, ТЭ 00013 ХМН от 19.05.2006, ТЭ 00005 ХМН от 27.03.2006, ТЭ 00115 ХМН от 04.12.2006.
Расчет норматива потерь при добыче данного вида полезных ископаемых отражен в рабочих проектах "Карьер Вахский" на Самотлорском месторождении нефти", "Карьер Стабильный" на Самотлорском месторождении нефти", "Карьер Универсальный" на Самотлорском месторождении нефти" "Карьер Универсальный" на Самотлорском месторождении нефти Расширение", которые согласованы с Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Межрайонной инспекцией ФНС N 6 проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых", представленной Обществом за август 2008.
По результатам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 29.11.2008 N 16671, на основании которого 12.02.2009 налоговым органом вынесено решение N 11810 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых (далее по тексту - НДПИ) в размере 126 608 руб. В качестве основания для принятия данного решения для налогового органа послужило необоснованное применение Обществом неутвержденных Министерством природных ресурсов Российской Федерации или Федеральным агентством по недропользованию нормативов потерь при добыче общераспространенного полезного ископаемого, в связи с чем налоговым органом при доначислении Обществу НДПИ применена ставка 5,5 процента.
Решением Управления ФНС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 03.04.2009 N 11/207 решение Межрайонной инспекции ФНС N 6 от 12.02.2009 N 11810 оставлено без изменения, поскольку, как следует из вышеуказанного решения, налогоплательщиком не представлено доказательств обращения в Министерство природных ресурсов Российской Федерации или Федеральное агентство по недропользованию для утверждения нормативов потерь при добыче полезных ископаемых, а, следовательно, отсутствуют правовые основания для применения ставки 0 процентов.
Не согласившись с решением Межрайонной инспекции ФНС N 6 от 12.02.2009 N 11810 Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным и его отмене.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные Обществом требования, исходил из того, что Межрайонной инспекцией ФНС N 6 не доказан факт наличия регламентированного установленного порядка рассмотрения и определения нормативов потерь Обществом при добыче полезных ископаемых - песка, который использовал утвержденные Госгортехнадзором рабочие проекты, которыми определены нормативы потери песка при утверждении плана развития горных работ в карьерах ЗАО "Нефтестройинвест" по добыче гидронамывного песка на 2008 год, что не противоречит действующему законодательству.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда законными и обоснованными, исходя из фактических обстоятельств дела и действующего законодательства.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогообложение по налогу на добычу полезных ископаемых производится по ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях главы 26 НК РФ нормативными потерями признаются фактические потери при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых (далее по тексту - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921.
Пункт 2 названных Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 05.02.2007 N 76) предусматривает, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Федеральное агентство по недропользованию направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Федеральную налоговую службу в 10-дневный срок со дня их утверждения.
В соответствии с пунктом 3 данных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Правилами не установлены сроки утверждения, порядок направления на согласование и другие существенные условия, определяющие процедуру утверждения нормативов потерь при добыче полезных ископаемых.
Арбитражным судом установлено и следует из материалов дела, что нормативы потерь, заявленные Обществом в уточненной налоговой декларации по НДПИ за август 2008 года, Федеральным агентством по недропользованию в проверяемый период утверждены не были, поскольку законодательством не был регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче. Это подтверждается ответом Управления по недропользованию по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15.01.2009 N 71 на запрос Общества.
Вместе с тем, до принятия Правительством Российской Федерации постановления от 29.12.2001 N 921 применялась Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 N 85 (далее по тексту - Инструкция), которая действовала на момент проведения проверки Общества по начислению НДПИ за август 2008 года.
Указанная Инструкция предусматривает утверждение нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых территориальными органами Госгортехнадзора России в составе годовых планов развития горных работ.
Материалами дела подтверждено, что Общество, определяя нормативы потерь песка, использовало рабочие проекты: "Карьер Вахский" на Самоотлорском месторождении нефти", "Карьер стабильный" на Самоотлорском месторождении нефти", "Карьер Универсальный" на Самоотлорском месторождении нефти", "Карьер Универсальный" на Самоотлорском месторождении нефти Расширение".
Данная техническая документация была представлена налоговому органу Обществом в плане развития горных работ в карьерах ЗАО "Нефтестройинвест" по добыче гидронамывного песка на 2008 год, и согласована с Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Установив при рассмотрении данного арбитражного дела все обстоятельства, и исходя из того, что нормативы потерь общераспространенного полезного ископаемого - песка, добываемого Обществом в 2008 году согласованы с уполномоченным органом, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель правомерно использовал вышеуказанные нормативы потерь, установленные Госгортехнадзором, что свидетельствует о том, что данное Общество реализовало право на льготное налогообложение, предусмотренное пунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
Межрайонной инспекция ФНС N 6 не представлено доказательств того, что законодательством был регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче общераспространенного полезного ископаемого- песка, и данное законодательство нарушено Обществом.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о незаконности обжалуемого решения налогового органа соответствуют установленным обстоятельствам дела и основаны на нормах действующего законодательства, поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Изложенные в кассационной жалобе Межрайонной инспекции ФНС N 6 доводы направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, которые исследованы судом и получили соответствующую оценку.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:

решение от 08.07.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-4660/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.НОВОСЕЛОВ

Судьи
В.И.ИЛЬИН
Е.М.ЦЫГАНОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)