Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2008 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Шиндлер Н.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лиопа А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-663/2008) инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2007 по делу N А46-14359/2007 (судья Поликарпов Е.В.), по заявлению Государственного унитарного предприятия "Омский завод транспортного машиностроения" к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска
о признании недействительным решения N 14142 от 19.11.2007
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя - не явился, извещен;
- от заинтересованного лица - Крайнюковой Л.П. (удостоверение <...>, доверенность N 12362 от 18.07.2007 сроком на 3 года),
установил:
Решением Арбитражного суда Омской области по делу удовлетворены требования государственного унитарного предприятия "Омский завод транспортного машиностроения" (далее - ГУП "Омсктрансмаш", предприятие) о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска (далее - ИФНС России по ЛАО г. Омска, налоговый орган, инспекция) N 14142 от 19.11.2007 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках.
Основанием для принятия судебного акта послужило установленное в ходе судебного разбирательства несоответствие решения налогового органа требованиям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", исключающего возможность принудительного взыскания с расчетного счета должника задолженности по уплате текущих налоговых платежей вне процедуры банкротства.
В апелляционной жалобе ИФНС России по ЛАО г. Омска просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Задолженность по налогу, включенная в оспариваемое решение налогового органа, является текущей. Налоговый орган, принимая оспариваемое решение, не имел умысла нарушить законные права кредиторов по внеочередным текущим обязательствам, а также права конкурсных кредиторов. Оспариваемое решение налоговый орган направил предприятию для включения суммы налога в счет суммы, оставшейся после удовлетворения требований кредиторов.
В отзыве ГУП "Омсктрансмаш" просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России по ЛАО г. Омска доводы апелляционной жалобы поддержал.
ГУП "Омсктрансмаш", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу заявлено не было, в связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя предприятия.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2005 по делу N К/Э-1555/02 ГУП "Омсктрансмаш" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением от 23.09.2005 конкурсным управляющим утвержден Говоров Б.В.
Налоговым органом была выявлена задолженность ГУП "Омсктрансмаш" по налогам (сборам), а также пеням. На основании имеющихся данных налоговым органом было выставлено требование N 19530 по состоянию на 06.11.2007 по уплате недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество организаций, земельному налогу в общей сумме 26 562 340 руб.
Поскольку ГУП "Омсктрансмаш" не исполнило требование добровольно в полном объеме в срок, указанный в требовании, налоговым органом было вынесено решение N 14142 от 19.11.2007 о взыскании неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов, а также пени.
Считая, что данные решения не соответствуют действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, ГУП "Омсктрансмаш" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
27.12.2007 Арбитражным судом Омской области принято оспариваемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Наряду с существованием в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов в бюджет, установленной статьями 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" урегулированы отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2005 по делу N К/Э-1555/05 ГУП "Омсктрансмаш" признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство. Срок исполнения обязанностей по уплате налога, в отношении которого вынесено оспариваемое решение, наступил после открытия в отношении заявителя конкурсного производства, таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, и не оспаривается сторонами, указанная задолженность является текущей.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В статье 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ определена очередность удовлетворения требований кредиторов в рамках конкурсного производства.
Однако в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном указанной статьей. Данная норма является специальной относительно положений статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ и определяет порядок погашения обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства. В силу прямого указания данной нормы налоговый орган не вправе осуществлять меры, предусмотренные налоговым законодательством, в том числе статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, по принудительному взысканию задолженности. Вопрос о взыскании с предприятия текущих платежей по налогам, возникших после объявления предприятия банкротом и открытия конкурсного производства, не должен решаться налоговым органом путем взыскания недоимки в бесспорном порядке.
Требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, не признаются внеочередными и при наличии спора устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, на что также указано в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве".
В соответствии с частью 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
С учетом изложенного, осуществление налоговым органом действий по взысканию обязательных платежей за счет денежных средств налогоплательщика на счете в банке путем вынесения решения N 14142 от 19.11.2007 произведено в нарушение вышеуказанных норм специального законодательства и без учета того обстоятельства, что предприятием не были завершены расчеты с конкурсными кредиторами.
При данных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у налогового органа законных оснований для вынесения в отношении ГУП "Омсктрансмаш" решения о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, является обоснованным.
Доводы налогового органа об отсутствии умысла на принудительное взыскание денежных средств с расчетного счета заявителя, мотивированные не выставлением инкассовых поручений во исполнение обжалуемого решения, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о законности принятого налоговым органом решения о взыскании налога.
Не может быть принята во внимание при рассмотрении данного спора и ссылка налогового органа о том, что оспариваемое решение налоговый орган направил предприятию для включения суммы налога в счет суммы, оставшейся после удовлетворения требований кредиторов.
Как следует из текста указанного решения, представленного в материалы дела, то оно не содержит ни одной ссылки на Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", которая позволила бы расценить данное решение как заявление для включения суммы в счет суммы, подлежащей удовлетворению за счет средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований.
На основании изложенного и при отсутствии иных доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется, а потому апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ИФНС России по Ленинскому административному округу г. Омска.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2007 по делу N А46-14359/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.03.2008 ПО ДЕЛУ N А46-14359/2007
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2008 г. по делу N А46-14359/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2008 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Шиндлер Н.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лиопа А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-663/2008) инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2007 по делу N А46-14359/2007 (судья Поликарпов Е.В.), по заявлению Государственного унитарного предприятия "Омский завод транспортного машиностроения" к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска
о признании недействительным решения N 14142 от 19.11.2007
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя - не явился, извещен;
- от заинтересованного лица - Крайнюковой Л.П. (удостоверение <...>, доверенность N 12362 от 18.07.2007 сроком на 3 года),
установил:
Решением Арбитражного суда Омской области по делу удовлетворены требования государственного унитарного предприятия "Омский завод транспортного машиностроения" (далее - ГУП "Омсктрансмаш", предприятие) о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска (далее - ИФНС России по ЛАО г. Омска, налоговый орган, инспекция) N 14142 от 19.11.2007 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках.
Основанием для принятия судебного акта послужило установленное в ходе судебного разбирательства несоответствие решения налогового органа требованиям Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", исключающего возможность принудительного взыскания с расчетного счета должника задолженности по уплате текущих налоговых платежей вне процедуры банкротства.
В апелляционной жалобе ИФНС России по ЛАО г. Омска просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Задолженность по налогу, включенная в оспариваемое решение налогового органа, является текущей. Налоговый орган, принимая оспариваемое решение, не имел умысла нарушить законные права кредиторов по внеочередным текущим обязательствам, а также права конкурсных кредиторов. Оспариваемое решение налоговый орган направил предприятию для включения суммы налога в счет суммы, оставшейся после удовлетворения требований кредиторов.
В отзыве ГУП "Омсктрансмаш" просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России по ЛАО г. Омска доводы апелляционной жалобы поддержал.
ГУП "Омсктрансмаш", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу заявлено не было, в связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя предприятия.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2005 по делу N К/Э-1555/02 ГУП "Омсктрансмаш" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением от 23.09.2005 конкурсным управляющим утвержден Говоров Б.В.
Налоговым органом была выявлена задолженность ГУП "Омсктрансмаш" по налогам (сборам), а также пеням. На основании имеющихся данных налоговым органом было выставлено требование N 19530 по состоянию на 06.11.2007 по уплате недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество организаций, земельному налогу в общей сумме 26 562 340 руб.
Поскольку ГУП "Омсктрансмаш" не исполнило требование добровольно в полном объеме в срок, указанный в требовании, налоговым органом было вынесено решение N 14142 от 19.11.2007 о взыскании неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов, а также пени.
Считая, что данные решения не соответствуют действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, ГУП "Омсктрансмаш" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
27.12.2007 Арбитражным судом Омской области принято оспариваемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Наряду с существованием в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов в бюджет, установленной статьями 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" урегулированы отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2005 по делу N К/Э-1555/05 ГУП "Омсктрансмаш" признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство. Срок исполнения обязанностей по уплате налога, в отношении которого вынесено оспариваемое решение, наступил после открытия в отношении заявителя конкурсного производства, таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, и не оспаривается сторонами, указанная задолженность является текущей.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В статье 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ определена очередность удовлетворения требований кредиторов в рамках конкурсного производства.
Однако в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим в порядке, установленном указанной статьей. Данная норма является специальной относительно положений статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ и определяет порядок погашения обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства. В силу прямого указания данной нормы налоговый орган не вправе осуществлять меры, предусмотренные налоговым законодательством, в том числе статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, по принудительному взысканию задолженности. Вопрос о взыскании с предприятия текущих платежей по налогам, возникших после объявления предприятия банкротом и открытия конкурсного производства, не должен решаться налоговым органом путем взыскания недоимки в бесспорном порядке.
Требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, не признаются внеочередными и при наличии спора устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, на что также указано в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве".
В соответствии с частью 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
С учетом изложенного, осуществление налоговым органом действий по взысканию обязательных платежей за счет денежных средств налогоплательщика на счете в банке путем вынесения решения N 14142 от 19.11.2007 произведено в нарушение вышеуказанных норм специального законодательства и без учета того обстоятельства, что предприятием не были завершены расчеты с конкурсными кредиторами.
При данных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у налогового органа законных оснований для вынесения в отношении ГУП "Омсктрансмаш" решения о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, является обоснованным.
Доводы налогового органа об отсутствии умысла на принудительное взыскание денежных средств с расчетного счета заявителя, мотивированные не выставлением инкассовых поручений во исполнение обжалуемого решения, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о законности принятого налоговым органом решения о взыскании налога.
Не может быть принята во внимание при рассмотрении данного спора и ссылка налогового органа о том, что оспариваемое решение налоговый орган направил предприятию для включения суммы налога в счет суммы, оставшейся после удовлетворения требований кредиторов.
Как следует из текста указанного решения, представленного в материалы дела, то оно не содержит ни одной ссылки на Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", которая позволила бы расценить данное решение как заявление для включения суммы в счет суммы, подлежащей удовлетворению за счет средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований.
На основании изложенного и при отсутствии иных доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется, а потому апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ИФНС России по Ленинскому административному округу г. Омска.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2007 по делу N А46-14359/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)