Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена - 26.07.2010
Постановление изготовлено в полном объеме - 02.08.2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.Н.Кольцовой
судей В.Я. Голобородько, Р.Г. Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "06" мая 2010
по делу N А40-151229/09-76-988, принятое судьей Чебурашкиной Н.П.
по заявлению ОАО "Лафарж Цемент"
к ИФНС России N 4 по г. Москве, ИФНС России по г. Воскресенску Московской области
об обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль и проценты
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Скрипина Н.А. по доверенности N 2 от 25.09.2009, Баранова О.Б. по доверенности от 06.11.2009, Савсерис СВ. по доверенности от 25.09.2009
от заинтересованных лиц: ИФНС России N 4 по г. Москве - Белова М.С. по доверенности N 05- 21/045833 от 26.07.2010, Убушаева Н.К. по доверенности N 05-24/096891 от 03.11.2009; ИФНС России по г. Воскресенску Московской области - Разоренова К.К. по доверенности N 03-03/0003 от 11.01.2010
установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Лафарж Цемент" с заявлением об обязании ИФНС России N 4 по г. Москве возвратить ОАО "Лафарж Цемент" налог на прибыль организаций, излишне уплаченного по итогам 2007 - 2008 гг., в сумме 146 340 535 руб. 72 коп. и взыскании процентов за нарушение сроков возврата в размере 31 818 561 руб.; об обязании ИФНС России по г. Воскресенску Московской области возвратить ОАО "Лафарж Цемент" налог на прибыль организаций, излишне уплаченного по итогам 2007 - 2008 гг., в сумме 277 554 293 руб. и взыскании процентов за нарушение сроков возврата в размере 25 791 347 руб. (с учетом уточнения требований).
Решением от 06.05.2010 суд обязал ИФНС России N 4 по г. Москве возвратить ОАО "Лафарж Цемент" налог на прибыль, излишне уплаченный по итогам 2007-2008 г., в сумме 146 340 535 руб. 72 коп. с начислением процентов в размере 31 818 561 руб. Суд также обязал ИФНС России по г. Воскресенску Московской области возвратить ОАО "Лафарж Цемент" налог на прибыль, излишне уплаченный по итогам 2007 - 2008 г., в сумме 277 554 293 руб. с начислением процентов в размере 25 791 347 руб. При этом суд исходил из того, что факт наличия у заявителя недоимки по НДС в размере 155 991 495,19 руб. и пени в размере 7 603 799,09 руб., в счет погашения которой произведены соответствующие зачеты, налоговым органом документально не подтвержден.
С решением суда не согласилась ИФНС России N 4 по г. Москве и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований к ИФНС России N 4 по г. Москве об обязании возвратить налог на прибыль, излишней уплаченный по итогам 2007 г. - 2008 г. в сумме 146 340 535 руб. 72 коп. с начислением процентов размере 31 818 561 руб., в удовлетворении требований в этой части отказать. В обоснование своих требований Инспекция ссылается на то, что согласно акту сверки по состоянию на 01.12.2009 г., подписанному с налогоплательщиком 03.12.2009 г. у организации имелась неурегулированная задолженность по налогу на добавленную стоимость.
ИФНС России по г. Воскресенску Московской области считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе законными и обоснованными, а апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению в части заявленных требований. В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция указывает на то, что решение суда первой инстанции об обязании ИФНС России по г. Воскресенску возвратить ОАО "Лафарж Цемент" налог на прибыль излишне уплаченный по итогам 2007 - 2008 г. в сумме 277 554 293 руб. с начислением процентов в размере 25 791 347 руб. ИФНС России по г. Воскресенску Московской области не оспаривается.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает, что решение суда основано на полном и всестороннем исследовании всех доказательств, соответствует обстоятельствам дела и принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 19.07.2010 по 26.07.2010.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции ОАО "Лафарж Цемент" является плательщиком налога на прибыль организаций и имеет филиалы, расположенные в Московской области: филиал ОАО "Лафарж Цемент" ("Воскресенскцемент"), созданный 08.08.2007 г. и расположенный по адресу 140200, Московская область, г. Воскресенск, ул. Гиганта, д. 3; филиал ОАО "Лафарж Цемент" ("Коломна-Минерал"), созданный 04.03.2008 г. и расположенный по адресу 140483, Московская область, Коломенский район, пос. Радужный, Псковское шоссе, д. 32, что подтверждается Уставом ОАО "Лафарж Цемент".
В 2007 - 2009 гг. заявителем представлялись в ИФНС России N 4 по г. Москве по месту своего нахождения налоговые декларации в целом по организации с распределением сумм налогов, подлежащих уплате по филиалам.
За период 2007 - 2008 гг. у налогоплательщика образовалась переплата по налогу на прибыль организаций в федеральный и региональные бюджеты.
В мае 2009 года налогоплательщик и ИФНС России N 4 по г. Москве произвели совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию 27.05.2009 года, результаты которой оформлены актом сверки N 743, где указана подтвержденная налоговым органом переплата налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в размере 123 790 150,37 руб. По данным налогоплательщика переплата составляла 112 908 532 руб.
28 мая 2009 года, в соответствии с налоговой декларацией за январь - апрель 2009 года, начислен налог на прибыль организаций в федеральный бюджет в размере 146 630 руб., в связи с чем, переплата налога на прибыль организаций в федеральный бюджет по состоянию на 01.06.2009 г. составила 112 761 902 руб., что подтверждается платежными поручениями, декларациями, извещениями о зачете, а также справкой с расшифровкой начислений, уплаты и сальдо расчетов по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет за период с 2007 года по 01.06.2009.
Таким образом, по состоянию на 01.06.2009 г. у налогоплательщика образовалась переплата налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в размере 112 761 902 руб.
В акте сверки N 743 указана подтвержденная налоговым органом переплата налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ - г. Москвы в размере 535 466 348, 81 руб. По данным налогоплательщика переплата составляла 551 162 776 руб.
28 мая 2009 года, в соответствии с налоговой декларацией за январь - апрель 2009 года, начислен налог на прибыль организаций в бюджет г. Москвы в размере 50 213 руб., в связи с чем, переплата налога на прибыль организаций в бюджет г. Москвы по состоянию на 01.06.2009 г. составила 551 112 563 руб., что подтверждается платежными поручениями, декларациями, извещениями о зачете, а также справкой с расшифровкой начислений, уплаты и сальдо расчетов по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ - г. Москвы за период с 2007 года по 01.06.2009.
Таким образом, по состоянию на 01.06.2009 г. у налогоплательщика образовалась переплата налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ - г. Москвы в размере 551 112 563 руб.
Порядок возврата сумм излишне уплаченного налога установлен в статье 78 НК РФ, правила которой применяются также в отношении возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей в силу пункта 14 статьи 78 НК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Налогоплательщиком направлены заявления на возврат излишне уплаченного по итогам 2007 - 2008 гг. налога на прибыль организаций 01 июня 2009 г. на сумму 107 000 000 руб. - в ИФНС России N 4 по г. Москве (по федеральному бюджету); 01 июня 2009 г. на сумму 535 000 000 руб. в ИФНС России N 4 по г. Москве (по бюджету субъекта РФ - г. Москвы).
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога, согласно пункту 8 статьи 78 НК РФ, принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
При этом до истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате данной суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия и соответствующего решения - п. 9 ст. 78 НК РФ.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
В указанные сроки соответствующие решения о возврате налогоплательщику излишне уплаченного налога на прибыль организаций в общей сумме 919 554 293 руб. не приняты, налогоплательщику не сообщалось о принятии данных решений.
Составленные заявителем и ИФНС России N 4 по г. Москве акты совместной сверки расчетов по налогам, в т.ч. федеральным, сборам, пеням и штрафам: N 743 - по состоянию расчетов на 27.05.2009 г. (т. 1, л.д. 12 - 37), N 2887 - по состоянию расчетов на 01.12.2009 г., N 3831 - по состоянию расчетов на 25.01.2010 г. содержат сведения о размере переплаты и задолженности налогоплательщика. Переплата по федеральным налогам превышает задолженность.
Заявителем также в материалы дела представлены справки с расшифровкой начислений, уплаты и сальдо расчетов по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ - г. Москвы и Московской области (т. 1, л.д. 43 - 45), в которых отражены сведения на основании платежных поручений, налоговых деклараций и извещений о зачете, свидетельствующие о наличии у общества значительной переплаты по налогу на прибыль организаций. Данные сведения позволяют определить дату возникновения указанной переплаты.
Также налогоплательщиком представлены в материалы дела акты совместных сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 743, N 2887 и N 3831 (т. 1, л.д. 12 - 37), из которых следует, что по состоянию на 27.05.2009 г., 01.12.2009 г. и 25.01.2010 г. у заявителя имеется переплата по налогу на прибыль организаций, а также по иным федеральным налогам, превышающая имеющуюся у него задолженность.
Таким образом, налогоплательщик представил необходимые и достаточные доказательства, позволяющие установить дату возникновения переплаты по налогу на прибыль организаций и провести расчет процентов.
ИФНС России N 4 по г. Москве со ссылкой на пункт 5 статьи 78 НК РФ указала на то, что 19 октября 2009 г. принято решение о зачете N 7150 и произведен зачет суммы налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в счет уплаты НДС в размере 101 005 439,19 руб.; 19 октября 2009 г. принято решение о зачете N 7151 и произведен зачет суммы налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в счет уплаты пени по НДС в размере 3 681 536,95 руб.; 07 декабря 2009 г. принято решение о зачете N 8762 и произведен зачет суммы налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в счет уплаты НДС в размере 54 986 056 руб.; 07 декабря 2009 г. принято решение о зачете N 8758 и произведен зачет суммы налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в счет уплаты пени по НДС в размере 3 922 262,14 руб.
Судом первой инстанции установлено, что ИФНС России N 4 по г. Москве не представлено доказательств, что налогоплательщик заявлял о согласии с зачитываемой (взыскиваемой) суммой и не возражал против проведения зачета.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в извещениях о принятых ИФНС России N 4 по г. Москве решениях о зачете N 7150 и N 7151 от 19.10.2009 г., N 8758 и N 8762 от 07.12.2009 г., представленных в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, не содержится информация о налоговых периодах, за которые образовалась задолженность по НДС и пени, а также об основаниях для взыскания указанных сумм, в связи с чем, не представляется возможным установить основания возникновения у налогоплательщика недоимки по НДС и пени, в счет погашения которой произведены зачеты по указанным решениям налогового органа.
Ссылка ИФНС России N 4 по г. Москве на акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 2887 (по состоянию расчетов на 01.12.2010 г.) как на основание для проведения зачета обоснованно не принята во внимание судом первой инстанции, так как акт подписан с разногласиями налогоплательщика, отрицающего наличие недоимок по НДС и пени в указанных налоговым органом размерах.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ИФНС России N 4 по г. Москве не представлены доказательства наличия у налогоплательщика недоимки по НДС в размере 155 991 495,19 руб. и пени в размере 7 603 799,09 руб., с которой заявитель согласился и не возражал против проведения зачетов по указанным решениям налогового органа.
В апелляционной жалобе ИФНС России N 4 по г. Москве ссылается на то, что заявителем ошибочно платежи по налогу на добавленную стоимость перечислены на счет управления Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации и поэтому заявителю необходимо обращаться по вопросу о возврате платежей в Федеральное казначейство.
Из пояснений ИФНС России N 4 по г. Москве следует, что Инспекцией не отражены в лицевом счете налогоплательщика суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по платежным поручениям N 3491 от 22.10.2007 г. в сумме 96 644 090 руб., N 102 от 23.09.2008 г. в сумме 125 822 руб. 81 коп., N 4247 от 19.09.2007 г. в сумме 45 316 720 руб.
Как пояснил заявитель, оплата по платежному поручению N 3491, в котором указаны реквизиты Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области - налогового органа по предыдущему месту учета налогоплательщика произведено 22.10.2007, свидетельство о постановке на учет в ИФНС России N 4 по г. Москве датировано 19.10.2007 г. и заявитель узнал о факте постановке на учет в ИФНС России N 4 по г. Москве после того как произвел оплату по указанному платежному поручению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 НК РФ, обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Инспекцией в суде апелляционной инстанции представлена копия письма Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области от 29.10.2009 г. N 04-25/01857@ о том, что денежные средства по платежным поручениям N 3491 от 22.10.2007 г. на сумму 96 664 090 руб. и N 102 от 23.09.2008 г. на сумму 125 822 руб. 21 коп. согласно выходным формам УФК по Московской области отнесены органом Федерального казначейства на КБК 18210301000011000110 "Налог на добавленную стоимость", а также представлена копия письма Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области от 01.10.2009 г. N 10-22/085966 о том, что платеж по платежному поручению N 4247 от 19.09.2007 г. зачислен на бюджетный счет КБК УФК 18210301000011000110.
Таким образом, факт перечисления денежных средств, уплаченных по платежным поручениям N 3491 от 22.10.2007 г. в сумме 96 644 090 руб., N 102 от 23.09.2008 г. в сумме 125 822 руб. 81 коп., N 4247 от 19.09.2007 г. в сумме 45 316 720 руб. в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в качестве налога на добавленную стоимость подтверждается представленными письмами Инспекции.
То обстоятельство, что заявитель обратился с письмами от 17.09.2009 г. N 82/170909 и N 83/170909 о проведении межрегионального зачета по налогу на добавленную стоимость не опровергает наличие у заявителя переплаты по налогам, которая подтверждается актом N 743, составленными налогоплательщиком и ИФНС России N 4 по г. Москве по состоянию на 27.05.2009 г. (т. 1 л.д. 14-39).
Согласно пункту 5 и пункту 6 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету налоговым органом в счет погашения недоимки при условии доказательств наличия такой недоимки.
Факт наличия у заявителя недоимки по НДС в размере 155 991 495,19 руб. и пени в размере 7 603 799,09 руб., в счет погашения которой произведены соответствующие зачеты, налоговым органом документально не подтвержден и опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Согласно представленного заявителем в материалы дела расчета сумма процентов за нарушение ИФНС России N 4 по г. Москве срока возврата налога на прибыль организаций составляет 31 818 561 руб.
Расчет процентов ИФНС России N 4 по г. Москве не оспорен.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 мая 2010 по делу N А40-151229/09-76-988 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия к может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановление в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Судьи
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
Р.Г.НАГАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.08.2010 N 09АП-15504/2010-АК ПО ДЕЛУ N А40-151229/09-76-988
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2010 г. N 09АП-15504/2010-АК
Дело N А40-151229/09-76-988
Резолютивная часть постановления объявлена - 26.07.2010
Постановление изготовлено в полном объеме - 02.08.2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.Н.Кольцовой
судей В.Я. Голобородько, Р.Г. Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "06" мая 2010
по делу N А40-151229/09-76-988, принятое судьей Чебурашкиной Н.П.
по заявлению ОАО "Лафарж Цемент"
к ИФНС России N 4 по г. Москве, ИФНС России по г. Воскресенску Московской области
об обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль и проценты
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Скрипина Н.А. по доверенности N 2 от 25.09.2009, Баранова О.Б. по доверенности от 06.11.2009, Савсерис СВ. по доверенности от 25.09.2009
от заинтересованных лиц: ИФНС России N 4 по г. Москве - Белова М.С. по доверенности N 05- 21/045833 от 26.07.2010, Убушаева Н.К. по доверенности N 05-24/096891 от 03.11.2009; ИФНС России по г. Воскресенску Московской области - Разоренова К.К. по доверенности N 03-03/0003 от 11.01.2010
установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Лафарж Цемент" с заявлением об обязании ИФНС России N 4 по г. Москве возвратить ОАО "Лафарж Цемент" налог на прибыль организаций, излишне уплаченного по итогам 2007 - 2008 гг., в сумме 146 340 535 руб. 72 коп. и взыскании процентов за нарушение сроков возврата в размере 31 818 561 руб.; об обязании ИФНС России по г. Воскресенску Московской области возвратить ОАО "Лафарж Цемент" налог на прибыль организаций, излишне уплаченного по итогам 2007 - 2008 гг., в сумме 277 554 293 руб. и взыскании процентов за нарушение сроков возврата в размере 25 791 347 руб. (с учетом уточнения требований).
Решением от 06.05.2010 суд обязал ИФНС России N 4 по г. Москве возвратить ОАО "Лафарж Цемент" налог на прибыль, излишне уплаченный по итогам 2007-2008 г., в сумме 146 340 535 руб. 72 коп. с начислением процентов в размере 31 818 561 руб. Суд также обязал ИФНС России по г. Воскресенску Московской области возвратить ОАО "Лафарж Цемент" налог на прибыль, излишне уплаченный по итогам 2007 - 2008 г., в сумме 277 554 293 руб. с начислением процентов в размере 25 791 347 руб. При этом суд исходил из того, что факт наличия у заявителя недоимки по НДС в размере 155 991 495,19 руб. и пени в размере 7 603 799,09 руб., в счет погашения которой произведены соответствующие зачеты, налоговым органом документально не подтвержден.
С решением суда не согласилась ИФНС России N 4 по г. Москве и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований к ИФНС России N 4 по г. Москве об обязании возвратить налог на прибыль, излишней уплаченный по итогам 2007 г. - 2008 г. в сумме 146 340 535 руб. 72 коп. с начислением процентов размере 31 818 561 руб., в удовлетворении требований в этой части отказать. В обоснование своих требований Инспекция ссылается на то, что согласно акту сверки по состоянию на 01.12.2009 г., подписанному с налогоплательщиком 03.12.2009 г. у организации имелась неурегулированная задолженность по налогу на добавленную стоимость.
ИФНС России по г. Воскресенску Московской области считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе законными и обоснованными, а апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению в части заявленных требований. В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция указывает на то, что решение суда первой инстанции об обязании ИФНС России по г. Воскресенску возвратить ОАО "Лафарж Цемент" налог на прибыль излишне уплаченный по итогам 2007 - 2008 г. в сумме 277 554 293 руб. с начислением процентов в размере 25 791 347 руб. ИФНС России по г. Воскресенску Московской области не оспаривается.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает, что решение суда основано на полном и всестороннем исследовании всех доказательств, соответствует обстоятельствам дела и принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 19.07.2010 по 26.07.2010.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции ОАО "Лафарж Цемент" является плательщиком налога на прибыль организаций и имеет филиалы, расположенные в Московской области: филиал ОАО "Лафарж Цемент" ("Воскресенскцемент"), созданный 08.08.2007 г. и расположенный по адресу 140200, Московская область, г. Воскресенск, ул. Гиганта, д. 3; филиал ОАО "Лафарж Цемент" ("Коломна-Минерал"), созданный 04.03.2008 г. и расположенный по адресу 140483, Московская область, Коломенский район, пос. Радужный, Псковское шоссе, д. 32, что подтверждается Уставом ОАО "Лафарж Цемент".
В 2007 - 2009 гг. заявителем представлялись в ИФНС России N 4 по г. Москве по месту своего нахождения налоговые декларации в целом по организации с распределением сумм налогов, подлежащих уплате по филиалам.
За период 2007 - 2008 гг. у налогоплательщика образовалась переплата по налогу на прибыль организаций в федеральный и региональные бюджеты.
В мае 2009 года налогоплательщик и ИФНС России N 4 по г. Москве произвели совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию 27.05.2009 года, результаты которой оформлены актом сверки N 743, где указана подтвержденная налоговым органом переплата налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в размере 123 790 150,37 руб. По данным налогоплательщика переплата составляла 112 908 532 руб.
28 мая 2009 года, в соответствии с налоговой декларацией за январь - апрель 2009 года, начислен налог на прибыль организаций в федеральный бюджет в размере 146 630 руб., в связи с чем, переплата налога на прибыль организаций в федеральный бюджет по состоянию на 01.06.2009 г. составила 112 761 902 руб., что подтверждается платежными поручениями, декларациями, извещениями о зачете, а также справкой с расшифровкой начислений, уплаты и сальдо расчетов по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет за период с 2007 года по 01.06.2009.
Таким образом, по состоянию на 01.06.2009 г. у налогоплательщика образовалась переплата налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в размере 112 761 902 руб.
В акте сверки N 743 указана подтвержденная налоговым органом переплата налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ - г. Москвы в размере 535 466 348, 81 руб. По данным налогоплательщика переплата составляла 551 162 776 руб.
28 мая 2009 года, в соответствии с налоговой декларацией за январь - апрель 2009 года, начислен налог на прибыль организаций в бюджет г. Москвы в размере 50 213 руб., в связи с чем, переплата налога на прибыль организаций в бюджет г. Москвы по состоянию на 01.06.2009 г. составила 551 112 563 руб., что подтверждается платежными поручениями, декларациями, извещениями о зачете, а также справкой с расшифровкой начислений, уплаты и сальдо расчетов по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ - г. Москвы за период с 2007 года по 01.06.2009.
Таким образом, по состоянию на 01.06.2009 г. у налогоплательщика образовалась переплата налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ - г. Москвы в размере 551 112 563 руб.
Порядок возврата сумм излишне уплаченного налога установлен в статье 78 НК РФ, правила которой применяются также в отношении возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей в силу пункта 14 статьи 78 НК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Налогоплательщиком направлены заявления на возврат излишне уплаченного по итогам 2007 - 2008 гг. налога на прибыль организаций 01 июня 2009 г. на сумму 107 000 000 руб. - в ИФНС России N 4 по г. Москве (по федеральному бюджету); 01 июня 2009 г. на сумму 535 000 000 руб. в ИФНС России N 4 по г. Москве (по бюджету субъекта РФ - г. Москвы).
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога, согласно пункту 8 статьи 78 НК РФ, принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
При этом до истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате данной суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия и соответствующего решения - п. 9 ст. 78 НК РФ.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
В указанные сроки соответствующие решения о возврате налогоплательщику излишне уплаченного налога на прибыль организаций в общей сумме 919 554 293 руб. не приняты, налогоплательщику не сообщалось о принятии данных решений.
Составленные заявителем и ИФНС России N 4 по г. Москве акты совместной сверки расчетов по налогам, в т.ч. федеральным, сборам, пеням и штрафам: N 743 - по состоянию расчетов на 27.05.2009 г. (т. 1, л.д. 12 - 37), N 2887 - по состоянию расчетов на 01.12.2009 г., N 3831 - по состоянию расчетов на 25.01.2010 г. содержат сведения о размере переплаты и задолженности налогоплательщика. Переплата по федеральным налогам превышает задолженность.
Заявителем также в материалы дела представлены справки с расшифровкой начислений, уплаты и сальдо расчетов по налогу на прибыль организаций в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ - г. Москвы и Московской области (т. 1, л.д. 43 - 45), в которых отражены сведения на основании платежных поручений, налоговых деклараций и извещений о зачете, свидетельствующие о наличии у общества значительной переплаты по налогу на прибыль организаций. Данные сведения позволяют определить дату возникновения указанной переплаты.
Также налогоплательщиком представлены в материалы дела акты совместных сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 743, N 2887 и N 3831 (т. 1, л.д. 12 - 37), из которых следует, что по состоянию на 27.05.2009 г., 01.12.2009 г. и 25.01.2010 г. у заявителя имеется переплата по налогу на прибыль организаций, а также по иным федеральным налогам, превышающая имеющуюся у него задолженность.
Таким образом, налогоплательщик представил необходимые и достаточные доказательства, позволяющие установить дату возникновения переплаты по налогу на прибыль организаций и провести расчет процентов.
ИФНС России N 4 по г. Москве со ссылкой на пункт 5 статьи 78 НК РФ указала на то, что 19 октября 2009 г. принято решение о зачете N 7150 и произведен зачет суммы налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в счет уплаты НДС в размере 101 005 439,19 руб.; 19 октября 2009 г. принято решение о зачете N 7151 и произведен зачет суммы налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в счет уплаты пени по НДС в размере 3 681 536,95 руб.; 07 декабря 2009 г. принято решение о зачете N 8762 и произведен зачет суммы налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в счет уплаты НДС в размере 54 986 056 руб.; 07 декабря 2009 г. принято решение о зачете N 8758 и произведен зачет суммы налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в счет уплаты пени по НДС в размере 3 922 262,14 руб.
Судом первой инстанции установлено, что ИФНС России N 4 по г. Москве не представлено доказательств, что налогоплательщик заявлял о согласии с зачитываемой (взыскиваемой) суммой и не возражал против проведения зачета.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в извещениях о принятых ИФНС России N 4 по г. Москве решениях о зачете N 7150 и N 7151 от 19.10.2009 г., N 8758 и N 8762 от 07.12.2009 г., представленных в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, не содержится информация о налоговых периодах, за которые образовалась задолженность по НДС и пени, а также об основаниях для взыскания указанных сумм, в связи с чем, не представляется возможным установить основания возникновения у налогоплательщика недоимки по НДС и пени, в счет погашения которой произведены зачеты по указанным решениям налогового органа.
Ссылка ИФНС России N 4 по г. Москве на акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 2887 (по состоянию расчетов на 01.12.2010 г.) как на основание для проведения зачета обоснованно не принята во внимание судом первой инстанции, так как акт подписан с разногласиями налогоплательщика, отрицающего наличие недоимок по НДС и пени в указанных налоговым органом размерах.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ИФНС России N 4 по г. Москве не представлены доказательства наличия у налогоплательщика недоимки по НДС в размере 155 991 495,19 руб. и пени в размере 7 603 799,09 руб., с которой заявитель согласился и не возражал против проведения зачетов по указанным решениям налогового органа.
В апелляционной жалобе ИФНС России N 4 по г. Москве ссылается на то, что заявителем ошибочно платежи по налогу на добавленную стоимость перечислены на счет управления Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации и поэтому заявителю необходимо обращаться по вопросу о возврате платежей в Федеральное казначейство.
Из пояснений ИФНС России N 4 по г. Москве следует, что Инспекцией не отражены в лицевом счете налогоплательщика суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по платежным поручениям N 3491 от 22.10.2007 г. в сумме 96 644 090 руб., N 102 от 23.09.2008 г. в сумме 125 822 руб. 81 коп., N 4247 от 19.09.2007 г. в сумме 45 316 720 руб.
Как пояснил заявитель, оплата по платежному поручению N 3491, в котором указаны реквизиты Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области - налогового органа по предыдущему месту учета налогоплательщика произведено 22.10.2007, свидетельство о постановке на учет в ИФНС России N 4 по г. Москве датировано 19.10.2007 г. и заявитель узнал о факте постановке на учет в ИФНС России N 4 по г. Москве после того как произвел оплату по указанному платежному поручению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 45 НК РФ, обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Инспекцией в суде апелляционной инстанции представлена копия письма Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области от 29.10.2009 г. N 04-25/01857@ о том, что денежные средства по платежным поручениям N 3491 от 22.10.2007 г. на сумму 96 664 090 руб. и N 102 от 23.09.2008 г. на сумму 125 822 руб. 21 коп. согласно выходным формам УФК по Московской области отнесены органом Федерального казначейства на КБК 18210301000011000110 "Налог на добавленную стоимость", а также представлена копия письма Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области от 01.10.2009 г. N 10-22/085966 о том, что платеж по платежному поручению N 4247 от 19.09.2007 г. зачислен на бюджетный счет КБК УФК 18210301000011000110.
Таким образом, факт перечисления денежных средств, уплаченных по платежным поручениям N 3491 от 22.10.2007 г. в сумме 96 644 090 руб., N 102 от 23.09.2008 г. в сумме 125 822 руб. 81 коп., N 4247 от 19.09.2007 г. в сумме 45 316 720 руб. в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в качестве налога на добавленную стоимость подтверждается представленными письмами Инспекции.
То обстоятельство, что заявитель обратился с письмами от 17.09.2009 г. N 82/170909 и N 83/170909 о проведении межрегионального зачета по налогу на добавленную стоимость не опровергает наличие у заявителя переплаты по налогам, которая подтверждается актом N 743, составленными налогоплательщиком и ИФНС России N 4 по г. Москве по состоянию на 27.05.2009 г. (т. 1 л.д. 14-39).
Согласно пункту 5 и пункту 6 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету налоговым органом в счет погашения недоимки при условии доказательств наличия такой недоимки.
Факт наличия у заявителя недоимки по НДС в размере 155 991 495,19 руб. и пени в размере 7 603 799,09 руб., в счет погашения которой произведены соответствующие зачеты, налоговым органом документально не подтвержден и опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Согласно представленного заявителем в материалы дела расчета сумма процентов за нарушение ИФНС России N 4 по г. Москве срока возврата налога на прибыль организаций составляет 31 818 561 руб.
Расчет процентов ИФНС России N 4 по г. Москве не оспорен.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 мая 2010 по делу N А40-151229/09-76-988 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия к может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановление в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА
Судьи
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
Р.Г.НАГАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)