Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
23 апреля 2007 г. Дело N КА-А40/2941-07
Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.07.
Полный текст постановления изготовлен 24.04.07.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Черпухиной В.А., судей Корневой Е.М., Тетеркиной С.И., при участии в заседании от истца (заявителя): Г., дов. N 01/0400-248д от 23.05.06; И., дов. N 01/0400-500д от 12.10.05; от ответчика: К., дов. N 53-04-13/023230(а) от 18.12.06, рассмотрев 23.04.07 в судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 на решение от 04.10.06 Арбитражного суда г. Москвы, принятое Башлаковой-Николаевой Е.Ю., на постановление от 11.01.07 N 09АП-17460/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое Москвиной Л.А., Солоповой Е.А., Румянцевым П.В., по иску (заявлению) ОАО "Газпром" о признании недействительными решения, требования к Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.06, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.07, признаны незаконными принятые Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 в отношении ОАО "Газпром" решение от 14.07.06 N 178 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требование N 217 об уплате налога по состоянию на 14.07.06.
Применив ст. 17, п. 2 ст. 181, ст. ст. 182, 183 НК РФ, ст. 8 Федерального закона РФ N 117-ФЗ от 07.07.03 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", суды указали, что оспариваемые ненормативные акты Инспекции не соответствуют закону, нарушают права заявителя.
В кассационной жалобе Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 просит об отмене судебных актов, ссылаясь на то, что они вынесены с нарушением закона.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителей Общества, возражавших против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Судом установлено, что ОАО "Газпром" (далее - заявитель, общество) 25.04.06 представило в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - налоговый орган, Инспекция) налоговую декларацию на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за март 2006 г., в которой в качестве операций, освобождаемых от налогообложения, общество заявило операции по реализации дочерним газотранспортным и газодобывающим обществам природного газа на их собственные технологические нужды в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, на общую сумму 923437136 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки вынесено решение от 14.07.2006 N 178, согласно которому обществу отказано в уменьшении налогооблагаемой базы по акцизу на сумму указанных операций, предложено уплатить сумму недоимки в размере 138515570 руб., а также внести исправления в бухгалтерский учет.
На основании данного решения в адрес общества было направлено требование N 217 об уплате налога.
Кассационная инстанция согласна с выводом суда о незаконности данных ненормативных актов.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 117-ФЗ) в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2004 операции с природным газом, добытым, начиная с указанной даты, не подлежат обложению акцизом. При этом в соответствии со ст. 8 Закона N 117-ФЗ по подакцизному минеральному сырью, добытом до дня вступления в силу указанного Закона (01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004.
Согласно п. 2 ст. 181, ст. 182 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, операции с которым подлежали обложением акцизом. При этом операциями, не подлежащими налогообложению в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 183 НК РФ, до 01.01.2004 являлось использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 22.01.2001 N 45 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды".
В Постановлении от 22.01.2001 N 45 Правительство Российской Федерации определило, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа для собственных технологических нужд утверждаются Министерством энергетики России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли России.
Как правильно установили суды, указанное Постановление не предусматривает сроков принятия таких нормативов, срока, в течение которого такие нормативы действуют, и налоговый период, в течение которого они могут быть применены налогоплательщиками. Также Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2001 N 45 не предусматривает, что нормативы использования газа для собственных технологических нужд подлежат пересмотру через какое-либо время.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства России Министерство энергетики России издало Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утвердило нормативы для газодобывающих и газотранспортных организаций ОАО "Газпром".
По заключению Министерства юстиции России, изложенному в письме от 27.09.2002 N 07/8971-ЮД, Приказ Минэнерго России от 26.02.2002 N 280 не нуждается в государственной регистрации. При этом суды правильно указали, что в своих приказах Минэнерго России также не указало, что утвержденные нормативы действуют только, в течение какого-либо конкретного периода либо подлежат обязательному пересмотру через какой-либо срок.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, утвержденные Приказами Министерства энергетики России от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60 в соответствии со ст. 183 НК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2001 N 45, установлены без указания на срок их действия. Поскольку нормативы утверждены на неопределенный срок и не были отменены, они действовали и подлежали применению в рассматриваемый налоговый период (декабрь 2005 г.), что является правильным.
Соответственно, правильно применив указанные выше нормативные правовые акты, судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что указание налоговым органом в оспариваемом решении на отсутствие утвержденных нормативов на 2004 - 2005 годы является необоснованным и противоречит нормам законодательства.
Отклоняя довод налогового органа о том, что Приказами Министерства энергетики Российской Федерации от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60 установлены нормативы только для газодобывающих и газотранспортных организаций заявителя, то есть льгота носит индивидуальный характер, что не соответствует ст. 56 НК РФ, суды обоснованно сослались на подп. 10 п. 1 ст. 183 НК РФ, которым установлен порядок освобождения от налогообложения акцизом использования природного газа на собственные технологические нужды для всех газодобывающих и газотранспортных организаций.
Следовательно, суды правильно указали, что неустановление нормативов для газодобывающих организаций, не входящих в структуру ОАО "Газпром", не может являться основанием для отказа в применении заявителем нормативов, поскольку освобождение указанных операций от налогообложения предусмотрено напрямую ст. 183 НК РФ.
Судами обеих инстанций были всестороннее исследованы документы, представленные в материалы дела, правовые основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют. Доводы налогового органа в кассационной жалобе были исследованы судебными инстанциями в полном объеме и не опровергают выводы судебных инстанций.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судом первой и апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.06 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 23.04.2007, 24.04.2007 N КА-А40/2941-07 ПО ДЕЛУ N А40-56736/06-107-328
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
23 апреля 2007 г. Дело N КА-А40/2941-07
Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.07.
Полный текст постановления изготовлен 24.04.07.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Черпухиной В.А., судей Корневой Е.М., Тетеркиной С.И., при участии в заседании от истца (заявителя): Г., дов. N 01/0400-248д от 23.05.06; И., дов. N 01/0400-500д от 12.10.05; от ответчика: К., дов. N 53-04-13/023230(а) от 18.12.06, рассмотрев 23.04.07 в судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 на решение от 04.10.06 Арбитражного суда г. Москвы, принятое Башлаковой-Николаевой Е.Ю., на постановление от 11.01.07 N 09АП-17460/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое Москвиной Л.А., Солоповой Е.А., Румянцевым П.В., по иску (заявлению) ОАО "Газпром" о признании недействительными решения, требования к Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.06, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.07, признаны незаконными принятые Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 в отношении ОАО "Газпром" решение от 14.07.06 N 178 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требование N 217 об уплате налога по состоянию на 14.07.06.
Применив ст. 17, п. 2 ст. 181, ст. ст. 182, 183 НК РФ, ст. 8 Федерального закона РФ N 117-ФЗ от 07.07.03 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", суды указали, что оспариваемые ненормативные акты Инспекции не соответствуют закону, нарушают права заявителя.
В кассационной жалобе Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 просит об отмене судебных актов, ссылаясь на то, что они вынесены с нарушением закона.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителей Общества, возражавших против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Судом установлено, что ОАО "Газпром" (далее - заявитель, общество) 25.04.06 представило в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - налоговый орган, Инспекция) налоговую декларацию на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за март 2006 г., в которой в качестве операций, освобождаемых от налогообложения, общество заявило операции по реализации дочерним газотранспортным и газодобывающим обществам природного газа на их собственные технологические нужды в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, на общую сумму 923437136 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки вынесено решение от 14.07.2006 N 178, согласно которому обществу отказано в уменьшении налогооблагаемой базы по акцизу на сумму указанных операций, предложено уплатить сумму недоимки в размере 138515570 руб., а также внести исправления в бухгалтерский учет.
На основании данного решения в адрес общества было направлено требование N 217 об уплате налога.
Кассационная инстанция согласна с выводом суда о незаконности данных ненормативных актов.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 117-ФЗ) в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2004 операции с природным газом, добытым, начиная с указанной даты, не подлежат обложению акцизом. При этом в соответствии со ст. 8 Закона N 117-ФЗ по подакцизному минеральному сырью, добытом до дня вступления в силу указанного Закона (01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004.
Согласно п. 2 ст. 181, ст. 182 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, операции с которым подлежали обложением акцизом. При этом операциями, не подлежащими налогообложению в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 183 НК РФ, до 01.01.2004 являлось использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 22.01.2001 N 45 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды".
В Постановлении от 22.01.2001 N 45 Правительство Российской Федерации определило, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа для собственных технологических нужд утверждаются Министерством энергетики России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли России.
Как правильно установили суды, указанное Постановление не предусматривает сроков принятия таких нормативов, срока, в течение которого такие нормативы действуют, и налоговый период, в течение которого они могут быть применены налогоплательщиками. Также Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2001 N 45 не предусматривает, что нормативы использования газа для собственных технологических нужд подлежат пересмотру через какое-либо время.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства России Министерство энергетики России издало Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утвердило нормативы для газодобывающих и газотранспортных организаций ОАО "Газпром".
По заключению Министерства юстиции России, изложенному в письме от 27.09.2002 N 07/8971-ЮД, Приказ Минэнерго России от 26.02.2002 N 280 не нуждается в государственной регистрации. При этом суды правильно указали, что в своих приказах Минэнерго России также не указало, что утвержденные нормативы действуют только, в течение какого-либо конкретного периода либо подлежат обязательному пересмотру через какой-либо срок.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, утвержденные Приказами Министерства энергетики России от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60 в соответствии со ст. 183 НК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2001 N 45, установлены без указания на срок их действия. Поскольку нормативы утверждены на неопределенный срок и не были отменены, они действовали и подлежали применению в рассматриваемый налоговый период (декабрь 2005 г.), что является правильным.
Соответственно, правильно применив указанные выше нормативные правовые акты, судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что указание налоговым органом в оспариваемом решении на отсутствие утвержденных нормативов на 2004 - 2005 годы является необоснованным и противоречит нормам законодательства.
Отклоняя довод налогового органа о том, что Приказами Министерства энергетики Российской Федерации от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60 установлены нормативы только для газодобывающих и газотранспортных организаций заявителя, то есть льгота носит индивидуальный характер, что не соответствует ст. 56 НК РФ, суды обоснованно сослались на подп. 10 п. 1 ст. 183 НК РФ, которым установлен порядок освобождения от налогообложения акцизом использования природного газа на собственные технологические нужды для всех газодобывающих и газотранспортных организаций.
Следовательно, суды правильно указали, что неустановление нормативов для газодобывающих организаций, не входящих в структуру ОАО "Газпром", не может являться основанием для отказа в применении заявителем нормативов, поскольку освобождение указанных операций от налогообложения предусмотрено напрямую ст. 183 НК РФ.
Судами обеих инстанций были всестороннее исследованы документы, представленные в материалы дела, правовые основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют. Доводы налогового органа в кассационной жалобе были исследованы судебными инстанциями в полном объеме и не опровергают выводы судебных инстанций.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судом первой и апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.06 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.01.07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)