Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 20.06.2008 ПО ДЕЛУ N А40-9880/08-116-24

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2008 г. по делу N А40-9880/08-116-24


резолютивная часть решения объявлена 11.06.2008 г.
полный текст решения изготовлен 20.06.2008 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: Т.
Членов суда: единолично
Протокол судебного заседания велся судьей
с участием от истца/заявитель: С. дов. Ао-13/549 от 29.01.08 г., паспорт 52 03 471672
ответчика/заинтересованное лицо - П. 04-13/000658 от 17.01.08 г., удостоверение УР 432180, Ф. дов. 04-13/005935 от 11.03.08 г., удостоверение УР N 432187, М. дов. 04-17/003205 @, от 11.02.08 г., удостоверение УР N 432110, И. дов. 04-17/000630@ от 16.01.08 г. удостоверение УР N 432188 по иску/заявлению ООО "Ямбурггаздобыча" к МИФНС РФ N 2 по КН о признании незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в неисключении из карточки расчетов с бюджетом сумм налогов, пени и штрафов не подлежащих взысканию, признании незаконным начисление пени по НДПИ в сумме 127.094.345,55 руб. на сумму задолженности по решению N 167/53-08 не подлежащих взысканию, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем внесения в карточку лицевого счета изменений в части исключения сумм задолженности по решению N 167/53-08 от 01.10.2004 г. по НДПИ в сумме 295.554.946 руб., пени 66.303.101 руб., штрафа 57.872.755,80 руб., обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем внесения в карточку лицевого счета изменений в части исключения сумм задолженности по пени по НДПИ в сумме 127.094.345,55 руб. начисленной на сумму задолженности по НДПИ по решению N 167/53-08 не подлежащую взысканию.
установил:

ООО "Ямбурггаздобыча" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в неисключении из карточки расчетов с бюджетом сумм налогов, пени и штрафов не подлежащих взысканию, признании незаконным начисление пени по НДПИ в сумме 127.094.345,55 руб. на сумму задолженности по решению N 167/53-08 не подлежащих взысканию, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем внесения в карточку лицевого счета изменений в части исключения сумм задолженности по решению N 167/53-08 от 01.10.2004 г. по НДПИ в сумме 295.554.946 руб., пени 66.303.101 руб., штрафа 57.872.755,80 руб., обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем внесения в карточку лицевого счета изменений в части исключения сумм задолженности по пени по НДПИ в сумме 127.094.345,55 руб. начисленной на сумму задолженности по НДПИ по решению N 167/53-08 не подлежащую взысканию.
Заявление мотивировано тем, что с учетом судебных актов по делам А40-1356/05-75-14, А40-57313/04-107-543 не подлежит взысканию сумма задолженности по НДПИ, начисленная по решению налогового органа N 167/53-08 от 01.10.2004 г. в сумме 295.554.946 руб. Однако, ответчиком в карточке расчетов с бюджетом начисленные по данному решению налог по НДПИ в этой сумме, пени и суммы штрафа отражены, на сумму доначисленного налога продолжают начисляться пени, которые ответчик предлагает ему уплатить в добровольном порядке, что нарушает права и законные интересы заявителя. В качестве устранения допущенных прав и законных интересов Общества, указывают на необходимость внести изменения в карточку лицевого счета налогоплательщика, поскольку другого способа разрешения ситуации не имеется. Наличие в карточке лицевого счета задолженности по названному решению препятствует Обществу получить справку о состоянии расчетов с бюджетом, для подтверждения отсутствия задолженности по налогам и сборам в целях получения кредита в банке, что оказывает негативное влияние на коммерческую деятельность Общества.
Ответчик заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве, указал, что действительно решение инспекции N 167/53-08 в части выводов по НДПИ в указанной сумме доначисленного налога не подлежит взысканию. Однако решение инспекции признано законным и обоснованным и единственным выходом из ситуации является уплата налогоплательщиком доначисленных сумм и пени, поскольку пени будут начисляться.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что требования подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки налоговым органом было вынесено решение N 167/53-08 от 01.10.2004 г. (л.д. 53 т. 1), с которым налогоплательщик не согласился и оспорил его в Арбитражном суде г. Москвы. Решением суда от 01.04.05 г. по делу А40-57313/04-107-543 в удовлетворении требований Общества о признании недействительным решения инспекции N 167/53-08 от 01.10.2004 г. отказано (л.д. 74 т. 1). Постановлением ФАС МО от 11.11.2005 г. (л.д. 66 т. 1) Решение суда от 01.04.05 г., постановление 9 ААС от 01.06.05 г. изменено. В удовлетворении встречного иска МРИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о взыскании налоговой санкции в размере 57.872.755,80 руб. отказано. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Судебными актами по делу А40-1356/05-75-14 (л.д. 47, 41, 34 т. 1) по спору между теми же сторонами о признании недействительными и не подлежащими исполнению решений от 04.11.2004 г. N 19 и N 20 "О взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика", вынесенных на основании решения N 167/53-08 от 01.10.2004 г. признаны не подлежащими исполнению решения N 19 и N 20 от 04.11.2004 г. в части взыскания НДПИ в сумме 295.554.946 руб. и пени в сумме 66.303.101 руб. В части взыскания суммы 2.450.000 руб., и пени в сумме 95.880,41 руб. в требованиях отказано.
Судебными актами по этим делам установлено, что решение инспекции N 167/53-08 от 01.10.04 г. соответствовало налоговому законодательству на дату его принятия. Однако, согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 21.07.05 г. N 107-ФЗ в абзац 3 пп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ, Объектом налогообложения по НДПИ признается нестабильный газовый конденсат, а не стабильный, как было предусмотрено в прежней редакции. Законодатель распространил действие указанных поправок на правоотношения, возникшие в спорный период, придав им обратную силу. Проверяемым периодом, по которому ответчиком начислены взыскиваемые решением N 167/53-08 суммы, являлись 2002 - 2003 гг. В силу п. 16 ст. 1 Федерального закона N 107-ФЗ действие внесенных изменений распространено на отношения, возникшие с 01.01.02 года.
Таким образом, у налогоплательщика с учетом внесенных изменений в налоговое законодательство, отсутствует обязанность по уплате НДПИ в сумме, доначисленной по решению N 167/53-08 в размере 295.554.946 руб. и пени в сумме 66.303.101 руб. Что касается налоговых санкций в размере 57.872.755,80 руб., то по делу А40-57313/04-107-543 судом кассационной инстанции установлены обстоятельства освобождения налогоплательщика, производившего уплату налога в сумме, соответствовавшей новому закону, от налоговой ответственности. (л.д. 72 т. 1).
В данном постановлении суда кассационной инстанции также указано, что "названные поправки должны быть учтены налоговым органом при исполнении решения с учетом того, что недопустимость перерасчетов с бюджетом, о которых идет речь в п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.05 г. N 107-ФЗ, предполагает невозможность возврата сумм налога, самостоятельно внесенных налогоплательщиком в бюджет при исполнении ранее действовавшего закона".
На возврат сумм налога, уплаченных в бюджет при исполнении ранее действовавшего закона налогоплательщик и не претендует.
Однако, налоговый орган отразил суммы задолженности по НДПИ по решению N 167/53-08 в карточке лицевого счета и продолжал начислять суммы пени на недоимку 295.554.946 руб., размер пени на дату обращения заявителя в суд составил 127.094.345,55 руб. Сумму пени ответчик не оспаривает. Начисление сумм пени на указанную недоимку противоречит положениям ст. 75 НК РФ, в соответствии с которой пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае причитающихся сумм налогов, сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В данной ситуации, пени не могут начисляться на сумму налога, не подлежащую взысканию.
Ссылка инспекции на то, что судебными актами решение инспекции N 167/53-08 признано законным и обоснованным и налоговый орган правомерно отразил в карточке лицевого счета указанные приостановленные ко взысканию суммы, судом отклоняется.
Действительно, судом в рамках рассмотренных дел, установлено, что решение инспекции соответствует требованиям налогового законодательства, но на момент его вынесения. А с учетом изменений в налоговом законодательстве, касающихся спорных вопросов это решение не подлежит исполнению в указанной части, поскольку у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате НДПИ в спорной части. Неправильна и ссылка инспекции на то, что суммы по решению N 167/53-08 "приостановлены ко взысканию". В судебных актах по рассмотренным делам нет ссылки на данное обстоятельство, а напротив, указано, что решения инспекции не подлежат исполнению в рассматриваемой части.
Указанные обстоятельства налоговый орган обязан был учесть, а именно скорректировать данные лицевого счета налогоплательщика путем исключения из сумм задолженности недоимку по НДПИ в размере 295.554.946 руб., пени в сумме 66.303.101 руб. и санкций в сумме 57.872.755,80 руб., а не продолжать начислять пени на сумму недоимки. Фактически подобные действия налогового органа свидетельствуют о неисполнении судебных актов по названным выше делам в нарушение ст. 16 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению. В соответствии со с п. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения должно быть указано каким образом устраняются допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Применительно к данной ситуации налоговый орган должен устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения соответствующих изменений в карточку лицевого счета налогоплательщика.
Госпошлина, в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 198, 201 АПК РФ арбитражный суд
решил:

признать незаконным бездействие МРИФНС России N 2 по крупнейшим налогоплательщикам выразившееся в неисключении из карточки расчетов с бюджетом сумм налогов, пени и штрафов не подлежащих взысканию с учетом судебных актов по делам А40-1356/05-75-14, А40-57313/04-107-543.
Признать незаконным начисление пени по НДПИ в сумме 127.094.345,55 руб. на сумму задолженности в размере 295.554.946 руб. по решению N 167/53-08 не подлежащую взысканию.
Обязать МРИФНС России N 2 по крупнейшим налогоплательщикам устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Ямбурггаздобыча" путем внесения в карточку лицевого счета налогоплательщика изменений в части исключения сумм задолженности по решению N 167/53-08 от 01.10.2004 г. по НДПИ в сумме 295.554.946 руб., пени в сумме 66.303.101 руб., штрафа в сумме 57.872.755,80 руб.
Обязать МРИФНС России N 2 по крупнейшим налогоплательщикам устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ямбурггаздобыча" путем внесения в карточку лицевого счета налогоплательщика изменений в части исключения сумм задолженности по пени по НДПИ в сумме 127.094.345,55 руб. начисленной на сумму задолженности по решению N 167/53-08 от 01.10.2004 г. не подлежащую взысканию.
Взыскать с МРИФНС России N 2 по крупнейшим налогоплательщикам в пользу ООО "Ямбурггаздобыча" госпошлину в размере 8000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в 9-й Арбитражный апелляционный суд.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)