Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.04.2008 ПО ДЕЛУ N А60-1560/2008-С10

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2008 г. по делу N А60-1560/2008-С10


Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области
в составе судьи О.Э. Шавейниковой
при ведении протокола судебного заседания судьей О.Э. Шавейниковой, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азарт Плюс"
к Межрайонной Инспекции ФНС России N 16 по Свердловской области
о признании недействительным отказа в государственной регистрации объектов налогообложения
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Ю.А. Чененов - представитель, доверенность от 24.08.2007, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица: О.Г. Федотова - специалист 2 разряда, доверенность N 05-13/25818 от 09.10.2007, удостоверение N 374014; И.О. Котыгин - гос. налог. инспектор, доверенность N 05-13/28533 от 09.11.2007, удостоверение N 372021.
Отвода суду не заявлено. Процессуальные права лицам, участвующим в деле, разъяснены.
Заявителем заявлено ходатайство о вызове в суд в качестве свидетеля работника ООО "Азарт Плюс" - Г.А. Майорову для подтверждения факта неполучения ею решения Межрайонной Инспекции ФНС России N 16 по Свердловской области N 13-27/25200 от 19.09.2007.
В силу ч. 1 ст. 88 Арбитражного процессуального кодекса РФ ходатайство судом отклонено, поскольку факт получения работником заявителя решения налогового органа N 13-27/25200 от 19.09.2007 (не являющегося предметом настоящего спора) не имеет значения для дела. Каких-либо иных обстоятельств, имеющих значение для данного дела, которые может подтвердить указанный свидетель, заявителем не приведено.
Одновременно заявителем заявлено ходатайство об отложении судебного заседания для решения после допроса судом свидетеля вопроса о необходимости и целесообразности проведения почерковедческой экспертизы подписи Г.А. Майоровой на почтовом уведомлении, подтверждающем факт получения решения налогового органа N 13-27/25200 от 19.09.2007.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ходатайство о вызове свидетеля судом отклонено, а также то, что факт получения решения налогового органа, не являющегося предметом настоящего спора, не имеет какого-либо значения для рассмотрения настоящего спора, следовательно, не препятствует рассмотрению дела в данном судебном заседании, ходатайство судом отклонено.
Иных заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью "Азарт Плюс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции ФНС России N 16 по Свердловской области от 21.11.2007 N 13-27/30004 об отказе в государственной регистрации объектов налогообложения (игровых автоматов).
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве, полагая, что с 01.01.2007 игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах, к каковым город Нижний Тагил федеральным законодательством не отнесен.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд
установил:

15 ноября 2007 года общество с ограниченной ответственностью "Азарт Плюс" (далее - заявитель, ООО "Азарт Плюс" обратилось в Межрайонную Инспекцию ФНС России N 16 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлениями о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в отделениях (обособленных структурных подразделениях) общества с ограниченной ответственностью "Азарт Плюс", расположенных по адресам: Свердловская область г. Нижний Тагил, пр. Октябрьский, д. 15, пересечение улиц Победы - Карла Либкнехта, ул. Ленина, д. 71 (входящие номера 66039, 65987, 65989).
Налоговый орган решением от 21.11.2007 N 13-27/30004 отказал в регистрации указанных объектов налогообложения налогом на игорный бизнес на том основании, что в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты" с 01.01.2007 г. игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Азарт Плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 366 Налогового кодекса РФ игровой автомат отнесен к объектам обложения налогом на игорный бизнес.
В соответствии с положениями статей 365 и 366 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Согласно пункту 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 29 Кодекса каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (п. 4 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации).
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через своего представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения (пункт 5 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Азарт Плюс" имеет лицензию N 002998 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, сроком действия с 29.10.2003 по 29.10.2008 и состоит на налоговом учете в Инспекции ФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга, и имеет ряд обособленных подразделений в г. Нижнем Тагиле (Отделения "Нижний-Тагил-Азарт-Плюс-И", "Нижний-Тагил-Азарт-Плюс-Л", "Нижний-Тагил-Азарт-Плюс-ПК", "Нижний-Тагил-Азарт-Плюс-О", "Нижний-Тагил-Азарт-Плюс-К", "Нижний-Тагил-Азарт-Плюс-П", "Нижний-Тагил-Азарт-Плюс-М"), зарегистрированных в Межрайонной инспекции ФНС России N 16 по Свердловской области 19.07.2007 - по месту нахождения этих обособленных подразделений.
При таких обстоятельствах общество обоснованно обратилось с заявлением о регистрации объектов налогообложения (игровых автоматов) по адресам: г. Нижний Тагил, угол улиц Победы - Либкнехта (4 шт.), пр. Октябрьский, 15 (3 шт.), Ленина, 71 (4 шт.) налогом на игорный бизнес в налоговую инспекцию по месту нахождения своих обособленных подразделений.
Пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Из содержания ст. 366 Налогового кодекса РФ следует, что режим регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер. А сама регистрация объектов игорного бизнеса является одной из форм налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и правильностью исчисления и уплаты налога на игорный бизнес. Отказ в регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес нормами действующего законодательства, регулирующего порядок регистрации объектов налогообложения и изменения количества объектов налогообложения, не предусмотрен.
Таким образом, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной ст. 366 Налогового кодекса РФ.
Представленные ООО "Азарт-Плюс" заявления (вх. N 66039, N 65987, N 65989) от 15.11.2007 отвечают требованиям публичной достоверности заявленных в них сведений, вносят определенность во взаимоотношения налогоплательщика и государства в лице налогового органа, а также являются способом фиксации количества объектов налогообложения и их индивидуализации. Следовательно, регистрация объектов налогообложения игорным бизнесом (в том числе игровых автоматов) должна быть произведена налоговым орган в пятидневный срок с даты получения соответствующего заявления от налогоплательщика в порядке, установленном налоговым законодательством.
Таким образом, суд полагает, что в нарушение ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган неправомерно отказал заявителю в регистрации объектов налогообложения.
Ссылка заинтересованного лица на то, что отказом в регистрации игровых автоматов права заявителя не могут быть нарушены, так как в соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года, в связи с чем, по мнению налогового органа заявленные обществом объекты налогообложения не могут быть зарегистрированы, судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог на игорный бизнес относится к региональным налогам, т.е. устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления налога) и законом субъекта Российской Федерации (налоговые ставки).
Нормы Закона N 244-ФЗ определяют правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, в связи чем, не могут быть признаны составной частью налогового законодательства, которое в силу ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, устанавливает порядок постановки и снятия с регистрации налогоплательщика, отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 6 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ закреплено, что деятельность игорных заведений, не отвечающих установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007. При этом каких-либо изменений, касающихся невозможности регистрации с 01.07.2007 объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в связи с вступлением в силу Закона N 244-ФЗ, в главу 29 Налогового кодекса Российской Федерации законодателем не внесено.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
В соответствии с частью 7 статьи 16 Закона N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете, начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Из анализа положений Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Закона N 244-ФЗ следует, что деятельность по организации и проведению азартных игр возможна при наличии у организатора азартных игр лицензии и только исключительно в игорных заведениях, открытых с июля 2009 года в игорных зонах. До июля 2009 года деятельность по организации и проведению азартных игр разрешена, если законодателем субъекта Российской Федерации не введен запрет на осуществление этой деятельности.
Фактически отказ в регистрации игровых автоматов лишает заявителя права на осуществление предпринимательской деятельности. До июля 2009 года деятельность по организации и проведению азартных игр разрешена, если законодателем субъекта РФ не введен запрет на осуществление этой деятельности.
В п. 8 ст. 16 Закона N 244-ФЗ указано, что принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие.
Исходя из буквального толкования данной нормы в ее совокупности с положением п. 7 ст. 16 Закона N 244-ФЗ следует, что в данном случае речь идет именно о запрете деятельности и об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, но не об установлении требований к размещению объектов игорного бизнеса. Иначе говоря, в тех субъектах Российской Федерации, где запрещено осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса либо допускается с определенными ограничениями, установленный субъектом Российской Федерации запрет (ограничение) сохраняет свою силу с 01.01.2007 до 01.07.2009, т.е. до общефедерального запрета (за исключением игорных зон).
На территории Свердловской области запрет деятельности по организации и проведению азартных игр органами государственной власти Свердловской области не вводился. Соответствующий Закон Свердловской области не принят, следовательно, в данном случае датой запрета деятельности по организации и проведению азартных игр и об установлении ограничений этой деятельности на территории Свердловской области является дата общефедерального запрета - 01.07.2009.
Принимая во внимание вышеизложенное, судом признается несостоятельной, основанной на неверном толковании норм федерального законодательства, ссылка инспекции на то, что в нарушение закона ООО "Азарт Плюс" подало заявку на регистрацию менее пятидесяти игровых автоматов (11 шт.).
Суд учитывает, что постановка на учет игорного оборудования на основании гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации, носит уведомительный характер, а не разрешительный, что следует из п. 4 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Закон N 244-ФЗ, на который ссылается налоговый орган, не регулирует отношения по регистрации и выбытию объектов налогообложения, не запрещает организациям изменять количество объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Нормы пунктов 2 и 6 статьи 366 Налогового кодекса РФ сформулированы императивно и устанавливают обязанность налогового органа выдать по заявлению о регистрации объектов налогообложения соответствующее свидетельство налогоплательщику. Данную обязанность налоговый орган в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ должен неукоснительно соблюдать. Исполнение этой обязанности не может зависеть от его усмотрения, так как ни законодательством о налогах и сборах, ни какими-либо иными правовыми актами отказ налогового органа в выдаче такого свидетельства не предусмотрен. При этом вопросы, связанные с наличием либо отсутствием вменяемых заявителю нарушений Закона N 244-ФЗ, а также с необходимостью, по мнению инспекции, прекращения деятельности игрового зала, должны решаться в порядке, установленном Законом N 244-ФЗ, либо иными законными способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и т.д., а не путем незаконного отказа налогового органа от исполнения своих обязанностей, императивно возложенных на него законодательством о налогах и сборах.
Кроме того, суд отмечает, что, исходя из текста оспариваемого уведомления об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 21.11.2007 N 13-27/30004, указанное обстоятельство (количество объектов налогообложения), в ходе рассмотрения заявлений ООО "Азарт Плюс" налоговым органом не исследовалось и не являлось причиной отказа в постановке на налоговой учет игровых автоматов.
При таких обстоятельствах отказ налогового органа в регистрации объектов налогообложения (игровых автоматов) и в выдаче свидетельства о их регистрации, следует признать незаконным, а требования ООО "Азарт Плюс" подлежащими удовлетворению.
В порядке распределения судебных расходов государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче искового заявления в сумме 2000 рублей, относится на заинтересованное лицо.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

требования заявителя удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции ФНС России N 16 по Свердловской области от 21.11.2007 N 13-27/30004 об отказе в государственной регистрации объектов налогообложения (игровых автоматов).
Обязать руководителя Межрайонной Инспекции ФНС России N 16 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Азарт Плюс" путем совершения действий по регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Азарт Плюс" от 15.11.2007 (входящие номера 66039, 65987, 65989) в количестве 11 штук, в порядке ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России N 16 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Азарт Плюс" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 84 от 25.01.2008. Исполнение судебного акта в части взыскания государственной пошлины произвести в порядке, предусмотренном ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ШАВЕЙНИКОВА О.Э.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)