Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 сентября 2002 г.
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Елфимовой Г.В.,
судей: Гуменюк Т.А., Косачевой О.И.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Иркутской области на решение от 24 мая 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 16 июля 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4053/02-40 (суд первой инстанции: Калашникова Т.А., суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Матинина Л.Н., Архипенко А.А.), принятые по иску Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Иркутской области к Муниципальному предприятию коммунального хозяйства микрорайон "Мельничный" о взыскании штрафа в сумме 34039 рублей за неуплату земельного налога,
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Иркутской области обратилась к Муниципальному предприятию коммунального хозяйства микрорайон "Мельничный", город Киренск Иркутской области (МПКХ микрорайон "Мельничный") о взыскании 34039 рублей штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога.
Решением суда от 24 мая 2002 года в удовлетворении иска отказано на основании пункта 9 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" в связи с тем, что земли, служащие для удовлетворения нужд населенного пункта, освобождены от уплаты земельного налога.
Постановлением апелляционной инстанции от 16 июля 2002 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МИМНС N 13 по Иркутской области просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новое решение.
Не оспаривая, что в соответствии с пунктом 9 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земли общего пользования населенных пунктов освобождаются от налогообложения земельным налогом, МИМНС N 13 по Иркутской области считает, что Законом Российской Федерации "О плате за землю" не предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога организаций жилищно - коммунального хозяйства. Земли, выделенные конкретно организации, в том числе жилищно - коммунальному хозяйству не могут рассматриваться как земли общего пользования в силу своей индивидуальной определенности.
Поэтому организации по эксплуатации водопроводных, тепловых распределительных сетей и распределению воды, тепла и газа и других отраслей коммунального хозяйства подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях как за земли, предоставленные для осуществления их деятельности, так и за земли, занятые их строениями и сооружениями.
Дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще (уведомления N 97639 - 97640 от 03.09.2002), однако на судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
МИМНС N 13 по Иркутской области 13.12.2001 проведена выездная налоговая проверка, результаты которой отражены в акте N 292, по которому руководством МИМНС N 13 по Иркутской области принято решение от 09.01.2002 N 1, согласно которому признано нарушение со стороны МПКХ микрорайон "Мельничный" в связи с неуплатой последним земельного налога за 1998 - 2000 годы. Начислен налог за земельные участки, занятые гаражом (167 кв.м), баней (1080 кв.м), водозабором (3080 кв.м), котельной (2365 кв.м), административным зданием (360 кв.м).
В обоснование своего вывода МИМНС N 13 по Иркутской области указала, что названные участки переданы в пользование МПКХ микрорайон "Мельничный" на основании решения главы Администрации Киренского района от 27.07.1999 N 230 и актов на право пользования землей и не могут быть признаны землями общего пользования. Предприятия коммунального хозяйства не освобождены от уплаты земельного налога.
Суд первой и апелляционной инстанции, отказывая в иске, руководствовался пунктом 9 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 (в редакции от 30.12.2001 N 194-ФЗ), согласно которому от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства.
Статьей 76 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 24.12.1993) установлено, что земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения, для удовлетворения культурно - бытовых потребностей населения (в том числе - водоемы), полигонов для захоронения промышленных отходов и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта. На землях общего пользования разрешается возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель.
Судом сделан вывод о том, что перечень земель общего пользования, указанный в статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации (аналогичный перечень содержится также в пункте 21 раздела 2 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 по применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"), не является исчерпывающим и включает в себя все земли, служащие для удовлетворения нужд населенных пунктов.
Суд, признав, что перечень объектов налогообложения - земель, не подлежащих налогообложению, не является исчерпывающим, пришел к выводу, что необходимым условием освобождения таких земель от обложения налогом, является отнесение их к землям общего пользования и возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель.
Суд признал, что земли, занятые водозабором, баней, котельной, а также гаражом и административным зданием МПКХ микрорайон "Мельничный", созданных для обслуживания сооружения по удовлетворению нужд населения, относятся к числу земель, служащих для удовлетворения нужд поселка Боровое.
Административное здание, под которым 360 кв.м земли, суд также признал сооружением, возведенным в соответствии с целевым назначением земель, служащих для удовлетворения нужд населенного пункта, без которого невозможно нормальное функционирование населенного пункта.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, всем доводам, изложенным в ней судом первой и апелляционной инстанций, дана надлежащая оценка. Никаких новых доводов, не исследованных и не оцененных судом, в кассационной жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
Решение от 24 мая 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 16 июля 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4053/02-40 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.09.2002 N А19-4053/02-40-Ф02-2770/02-С1
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 24 сентября 2002 г.
Дело N А19-4053/02-40-Ф02-2770/02-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Елфимовой Г.В.,
судей: Гуменюк Т.А., Косачевой О.И.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Иркутской области на решение от 24 мая 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 16 июля 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4053/02-40 (суд первой инстанции: Калашникова Т.А., суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Матинина Л.Н., Архипенко А.А.), принятые по иску Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Иркутской области к Муниципальному предприятию коммунального хозяйства микрорайон "Мельничный" о взыскании штрафа в сумме 34039 рублей за неуплату земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Иркутской области обратилась к Муниципальному предприятию коммунального хозяйства микрорайон "Мельничный", город Киренск Иркутской области (МПКХ микрорайон "Мельничный") о взыскании 34039 рублей штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога.
Решением суда от 24 мая 2002 года в удовлетворении иска отказано на основании пункта 9 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" в связи с тем, что земли, служащие для удовлетворения нужд населенного пункта, освобождены от уплаты земельного налога.
Постановлением апелляционной инстанции от 16 июля 2002 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МИМНС N 13 по Иркутской области просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новое решение.
Не оспаривая, что в соответствии с пунктом 9 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земли общего пользования населенных пунктов освобождаются от налогообложения земельным налогом, МИМНС N 13 по Иркутской области считает, что Законом Российской Федерации "О плате за землю" не предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога организаций жилищно - коммунального хозяйства. Земли, выделенные конкретно организации, в том числе жилищно - коммунальному хозяйству не могут рассматриваться как земли общего пользования в силу своей индивидуальной определенности.
Поэтому организации по эксплуатации водопроводных, тепловых распределительных сетей и распределению воды, тепла и газа и других отраслей коммунального хозяйства подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях как за земли, предоставленные для осуществления их деятельности, так и за земли, занятые их строениями и сооружениями.
Дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще (уведомления N 97639 - 97640 от 03.09.2002), однако на судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
МИМНС N 13 по Иркутской области 13.12.2001 проведена выездная налоговая проверка, результаты которой отражены в акте N 292, по которому руководством МИМНС N 13 по Иркутской области принято решение от 09.01.2002 N 1, согласно которому признано нарушение со стороны МПКХ микрорайон "Мельничный" в связи с неуплатой последним земельного налога за 1998 - 2000 годы. Начислен налог за земельные участки, занятые гаражом (167 кв.м), баней (1080 кв.м), водозабором (3080 кв.м), котельной (2365 кв.м), административным зданием (360 кв.м).
В обоснование своего вывода МИМНС N 13 по Иркутской области указала, что названные участки переданы в пользование МПКХ микрорайон "Мельничный" на основании решения главы Администрации Киренского района от 27.07.1999 N 230 и актов на право пользования землей и не могут быть признаны землями общего пользования. Предприятия коммунального хозяйства не освобождены от уплаты земельного налога.
Суд первой и апелляционной инстанции, отказывая в иске, руководствовался пунктом 9 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 (в редакции от 30.12.2001 N 194-ФЗ), согласно которому от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства.
Статьей 76 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 24.12.1993) установлено, что земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения, для удовлетворения культурно - бытовых потребностей населения (в том числе - водоемы), полигонов для захоронения промышленных отходов и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта. На землях общего пользования разрешается возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель.
Судом сделан вывод о том, что перечень земель общего пользования, указанный в статье 76 Земельного кодекса Российской Федерации (аналогичный перечень содержится также в пункте 21 раздела 2 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 по применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"), не является исчерпывающим и включает в себя все земли, служащие для удовлетворения нужд населенных пунктов.
Суд, признав, что перечень объектов налогообложения - земель, не подлежащих налогообложению, не является исчерпывающим, пришел к выводу, что необходимым условием освобождения таких земель от обложения налогом, является отнесение их к землям общего пользования и возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель.
Суд признал, что земли, занятые водозабором, баней, котельной, а также гаражом и административным зданием МПКХ микрорайон "Мельничный", созданных для обслуживания сооружения по удовлетворению нужд населения, относятся к числу земель, служащих для удовлетворения нужд поселка Боровое.
Административное здание, под которым 360 кв.м земли, суд также признал сооружением, возведенным в соответствии с целевым назначением земель, служащих для удовлетворения нужд населенного пункта, без которого невозможно нормальное функционирование населенного пункта.
С учетом изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, всем доводам, изложенным в ней судом первой и апелляционной инстанций, дана надлежащая оценка. Никаких новых доводов, не исследованных и не оцененных судом, в кассационной жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 24 мая 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 16 июля 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4053/02-40 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.ЕЛФИМОВА
Г.В.ЕЛФИМОВА
Судьи:
Т.А.ГУМЕНЮК
О.И.КОСАЧЕВА
Т.А.ГУМЕНЮК
О.И.КОСАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)