Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 22.12.2004, 02.12.2004 ПО ДЕЛУ N А51-15711/04 18-589

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


22 декабря 2004 г. Дело N А51-15711/04 18-589


Арбитражный суд Приморского края установил:
Рассматривается заявление муниципального учреждения здравоохранения "Г." о признании недействительным решения ИМНС РФ по Ленинскому району г. Владивостока от 30.09.04 N 157/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по акту выездной налоговой проверки от 07.09.04 N 157 в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 292628,4 руб. за неполную уплату единого социального налога (далее - ЕСН), по ст. 123 НК РФ - штрафа в сумме 103308,8 руб. за несвоевременное перечисление удержанного налога на доходы физического лица.
Резолютивная часть решения была объявлена сторонам в судебном заседании 02.12.04, изготовление решения в мотивированном виде судом было отложено в соответствии со ст. 176 АПК РФ.
Заявитель считает, что его вина в совершении налогового правонарушения отсутствует, т.к. ЕСН был исчислен согласно приложению N 2 к Приказу МНС РФ от 01.02.02 N БЧ-3-05 с изменениями от 27.03.02, 17.07.02, 08.10.02 "Порядок заполнения расчетов по авансовым платежам по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам"; по налогу на доходы физических лиц - расчеты по начислению, удержанию и перечислению налога производит администрация г. Владивостока ввиду отсутствия у муниципального учреждения здравоохранения "Г." расчетного счета.
ИМНС РФ возражает, т.к. муниципальное учреждение здравоохранения "Г." зарегистрировано как юридическое лицо и состоит на налоговом учете как налогоплательщик.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд установил.
ИМНС РФ по Ленинскому району была проведена выездная налоговая проверка МУЗ "Г." по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.01 по 30.06.04, ЕСН за период с 01.01.01 по 31.12.03, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование РФ за период с 01.01.02 по 31.12.03.
По результатам проверки составлен акт 07.09.04 N 157 и 30.09.04 принято решение N 157/1 о привлечении МУЗ к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 292700,6 руб. за неполную уплату ЕСН в результате занижения налоговой базы за 2002 год; ст. 123 НК РФ - штрафа в сумме 103308,8 руб. за неперечисление удержанного налога на доходы физических лиц. Кроме того, доначислен ЕСН в сумме 1463503,23 руб.; пени 378987,1 руб.; налог на доходы физических лиц - 516544 руб.; пени 606127,08 руб.
Состав правонарушения по ЕСН заключается в том, что муниципальным учреждением здравоохранения "Г." занижена сумма ЕСН в федеральный бюджет на сумму начисленных, но не полностью уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование муниципального учреждения здравоохранения "Г.". Согласно налоговой декларации по ЕСН за 2002 год заявлен налоговый вычет по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 2707499,45 руб., фактически предприятием перечислены, согласно данным бухгалтерского учета, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 1244357,2 руб.
Таким образом, неправомерно уменьшен налог, подлежащий уплате в бюджет за 2002 год, на сумму 1463503,23 руб.




По налогу на доходы физических лиц в нарушение п. 6 ст. 226 НК РФ удержанный налог с работников в 2004 году - 6 т. мес. 2004 г. перечисляется в бюджет несвоевременно.
Суд считает требования истца правомерными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с редакцией п. 2 ст. 243 НК РФ, действовавшей в 2002 году, сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) по ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиком на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"). При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за этот же период.
Ссылка ИМНС РФ на абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ, определяющий как занижение суммы ЕСН в случае применения налогового вычета в размере, превышающем сумму фактического уплаченного страхового взноса за этот же период, судом не может быть принято, т.к. в соответствии с Федеральным законом от 31.12.01 N 198-ФЗ абзац 4 п. 3 ст. 243 НК РФ вступает в силу с 01.01.03.
Исчисление ЕСН за 2002 год было произведено муниципальным учреждением здравоохранения "Г." в соответствии с законодательством, действовавшим в 2002 году, и, следовательно, отсутствует состав правонарушения, понятие которого определено ст. 106 НК РФ как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщиков.
В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности при отсутствии события налогового правонарушения.
Следовательно, требования заявителя правомерны в этой части и подлежат удовлетворению.
По налогу на доходы физического лица.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Г." учреждена администрацией г. Владивостока, имеет Устав, зарегистрированный в установленном законом порядке.
Согласно Уставу муниципальное учреждение здравоохранения "Г." является юридическим лицом и имеет расчетный счет, состоит на налоговом учете в ИМНС РФ по Ленинскому району г. Владивостока.
В соответствии со ст. 120 НК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
В ходе судебного разбирательства установлено, что муниципальное учреждение здравоохранения "Г." полностью финансируется собственником через его структурное подразделение - управление здравоохранения администрации г. Владивостока.
Собственник при этом не наделил муниципальное учреждение здравоохранения "Г." расчетным счетом и все расчеты за приобретенные товары, полученные услуги, выдача заработной платы, удержание и перечисление обязательных платежей (налогов, сборов) в бюджет и внебюджетные фонды производятся путем перечисления денежных средств со счетов управления здравоохранения администрации г. Владивостока.
Такой принцип финансирования управлением здравоохранения ведется по всем муниципальным учреждениям г. Владивостока в разрезе каждого из них.
Поскольку в данном деле рассматривается вопрос по перечислению налога на доходы физических лиц из заработной платы, то судом исследуется только взаимоотношения управления здравоохранения и муниципального учреждения здравоохранения "Г." по выдаче заработной платы.
Начисления заработной платы, пособий, удержаний из заработной платы, налога на доходы физических лиц, внебюджетные фонды, единого социального налога доводятся ежемесячно до муниципального учреждения здравоохранения "Г." управлением здравоохранения администрации г. Владивостока в виде документа под названием "Фактически начисленная заработная плата по учреждениям здравоохранения г. Владивостока" за подписью главного врача и главного бухгалтера и печатью управления здравоохранения.
По произведенным начислениям управление здравоохранения ежемесячно передает муниципальному учреждению здравоохранения "Г." авизо, в которой перечислены принятые к финансированию и учитываемые на балансе финансирования расходы муниципального учреждения здравоохранения "Г.", в т.ч. заработная плата, налоги, сборы.
При этом выдача заработной платы муниципальным учреждением здравоохранения "Г." производится управлением здравоохранения за минусом удержанного налога на доходы физических лиц.
Данный факт подтверждается имеющимися в деле материалами.
В частности, на основании представленного муниципальным учреждением здравоохранения "Г." мемориального ордера N 5 за январь месяц и приложенных к нему сводов начислений и удержаний по бюджетным начислениям, расчетных ведомостей по подразделениям управление здравоохранения администрации г. Владивостока передает муниципальному учреждению здравоохранения "Г." авизо N 75 от 28.02.03, в котором указаны принятые к финансированию расходы, в т.ч. заработная плата за январь месяц 2003 года 1367000 руб., налог на доходы физических лиц в сумме 91941 руб.
К авизо прилагается таблица фактического начисления заработной платы за январь 2003 года, из которой следует - всего начислено заработной платы 1547287 руб.
Сумма заработной платы для целей налогообложения составляет 1511305 руб., подоходный налог по ставке 13% с этой суммы доставляет 180376 руб.
К выдаче по ведомости - 1367000 руб., т.е. за минусом налога на доходы физического лица.
В авизо N 75 указано, что выдано муниципальному учреждению здравоохранения "Г." на заработную плату 1367000 руб. по расходно-кассовому ордеру.
Также в авизо N 75 указан платежный документ - платежное поручение N 223 от 19.02.03, которым управление здравоохранения перечисляет налог на доходы физических лиц в сумме 91941 руб., из удержанных и принятых к финансированию согласно таблице начислений за январь месяц 2003 года - 180376 руб.
Факт получения заработной платы от управления здравоохранения за январь 2003 г. в сумме 1367000 руб., т.е. за минусом удержанного подоходного налога, подтвержден приходным кассовым ордером и вкладным листом кассовой книги по форме 440 лист 7 МУЗ за 12.02.03.
Факт перечисления удержанных налогов, сборов за муниципальные учреждения здравоохранения управлением здравоохранения со счетов финансового управления здравоохранения подтверждается имеющимися в деле платежными поручениями.
Как пояснил представитель ИМНС РФ и подтверждено имеющимися в материалах дела карточками лицевого счета, представленными ИМНС РФ, на налоговом учете в ИМНС РФ по Ленинскому району состоит также управление здравоохранения администрации г. Владивостока.
На указанные счета зачисляются все поступившие аккумулированные суммы налогов от управления здравоохранения за муниципальные учреждения здравоохранения, т.к. в платежных поручениях управление здравоохранения, указывая, что платеж производится за лечебные учреждения, не всегда прилагает перечень этих учреждений.
Из переписки муниципального учреждения здравоохранения "Г." с управлением здравоохранения администрации г. Владивостока, ИМНС РФ по Ленинскому району следует, что МУЗ "Г." неоднократно обращалось к управлению с просьбой произвести расчеты с бюджетом, а ИМНС РФ - проверять и подтвердить зачисление налогов от управления здравоохранения по конкретным платежным документам. Документы по переписке приобщены к материалам дела.
Таким образом, при установлении учредителем и собственником муниципального учреждения здравоохранения "Г." централизованного порядка расчетов с бюджетом по налогам и принятии МУЗ "Г." зависящих от него мер по своевременному перечислению удержанного налога на доходы физических лиц суд приходит к выводу об отсутствии вины МУЗ "Г." в совершенном налоговом правонарушении в виде несвоевременного перечисления в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
При таких обстоятельствах требования заявителя судом признаются правомерными и подлежат удовлетворению.
По изложенному, руководствуясь ст. ст. 167, 216 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

Признать недействительным решение ИМНС РФ по Ленинскому району г. Владивостока от 30.09.04 N 157/1 о привлечении муниципального учреждения здравоохранения "Г." к налоговой ответственности в части начисления штрафов в сумме 395937,2 руб., в т.ч. штраф по ст. 123 НК РФ за несвоевременное перечисление удержанного налога на доходы физических лиц в сумме 103308,8 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ по единому социальному налогу в сумме 292628,4 руб. как не соответствующее НК РФ.
Возвратить муниципальному учреждению здравоохранения "Г." из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., уплаченную через СБ 8635/0162 07.10.04.
Справку на возврат выдать после вступления решения и законную силу.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном законом порядке.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)