Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.04.2009 ПО ДЕЛУ N А19-3510/09-15

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2009 г. по делу N А19-3510/09-15


Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 13.04.2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.04.2009 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания Луньковым М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска
об обязании ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска возвратить из бюджета сумму 8250 руб. 43 коп. излишне уплаченной пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ,
при участии в судебном заседании:
от Заявителя - Тригубиной М.В., Колупаевой Т.В., представителей по доверенности,
от ИФНС - Скрыцкой Я.Г., Абариновой О.В., представителей по доверенности,
установил:

Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее по тексту - Общество, Заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об обязании ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска возвратить из бюджета ОАО "Ростелеком" сумму 8250 руб. 43 коп. излишне уплаченной пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ.
Представители Заявителя Тригубина М.В. и Колупаева Т.В. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска Скрыцкая Я.Г., Абаринова О.В. требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании к материалам дела приобщены письменные пояснения начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска Рачковского Б.П. от 10.04.2009 г. N 08.
В обоснование заявленных требований Заявитель указал следующее.
Общество на основании акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам по состоянию на 30.09.2008 г. N 842 направило в ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска заявление от 14.10.2008 г. N 1391/бух о проведении зачета в отношении излишне уплаченной пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ (бюджет Иркутской области) в сумме 38910 руб. 55 коп.
На основании данного заявления налоговый орган принял решение о зачете и направил Обществу извещение от 21.10.2008 г. N 24542. Согласно решению от 21.10.2008 г. инспекцией произведен зачет на сумму 30660 руб. 12 коп. В отношении суммы 8250 руб. 43 коп. заявление Общества было оставлено без ответа.
Налогоплательщик 24.11.2008 г. повторно обратился в налоговый орган с заявлением от 24.11.2008 г. N 1573/бух о возврате излишне уплаченной пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ (бюджет Иркутской области) в сумме 8250 руб. 43 коп. на расчетный счет Общества. Налоговый орган принял решение от 05.12.2008 г. N 9818 об отказе в осуществлении возврата пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта в сумме 8250 руб. 43 коп., мотивируя отказ наличием у ОАО "Ростелеком" задолженности по федеральным налогам (НДС) согласно данным Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам N 7 г. Москвы.
Заявитель считает отказ налогового органа в возврате переплаты по пене по налогу на прибыль в сумме 8250 руб. 43 коп. необоснованным. Согласно акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафа по состоянию на 24.10.2008 г. N 110, подписанному с разногласиями, у налогоплательщика - ОАО "Ростелеком" имеется переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 398975164 руб. 74 коп., переплата по штрафам по налогу на добавленную стоимость в сумме 12794 руб. 40 коп.
Таким образом, Заявитель считает, что у налогового органа отсутствовали какие-либо законные основания для отказа в возврате переплаты по пене по налогу на прибыль в сумме 8250 руб. 43 коп., уплаченной в бюджет субъекта РФ (бюджет Иркутской области).
Налоговый орган требования Заявителя не признал, сославшись на законность и обоснованность принятого инспекцией решения от 05.12.2008 г. N 9818 об отказе в осуществлении возврата переплаты по пене в сумме 8250 руб. 43 коп.
По сведениям, представленным Межрайонной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам N 7 г. Москвы, у ОАО "Ростелеком" имеется задолженность по федеральному налогу (по налогу на добавленную стоимость), которая значительно превышает сумму переплаты по пене по налогу на прибыль, уплаченной в бюджет субъекта (Иркутской области).
Таким образом, учитывая сведения Межрайонной ИФНС по КН N 7 г. Москвы, факт наличия задолженности у ОАО "Ростелеком" по федеральному налогу, у ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска отсутствуют правовые основания для возврата суммы излишне уплаченной пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ (бюджет Иркутской области).
Налоговый орган считает, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска от 05.12.2008 г. N 9818 об отказе в осуществлении возврата переплаты по пене по налогу на прибыль в сумме 8250 руб. 43 коп. является законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Территориальное управление N 8 Сибирского филиала Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ТУ-8 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком") поставлено на налоговый учет 25.10.2002 г. в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому округу г. Иркутска Иркутской области (уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения обособленного подразделения на территории РФ от 04.03.2003 г.).
Согласно уведомлению ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска от 06.12.2005 г. N 1 Открытое акционерное общество международной и междугородной электрической связи "Ростелеком" производит уплату налога на прибыль в бюджет Иркутской области через Территориальное управление N 8 Сибирского филиала.
В соответствии с п. 1 ст. 288 НК РФ налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.
Налогоплательщик обратился в ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска с заявлением от 14.10.2008 г. N 1391/бух, в котором просил произвести зачет переплаты пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ (Иркутской области) в сумме 38910 руб. 55 коп.
На основании данного заявления налоговый орган принял решение о зачете и направил Обществу извещение о принятом налоговым органом решении о зачете от 21.10.2008 г. N 24542.
Согласно решению от 21.10.2008 г. инспекцией произведен зачет на сумму 30660 руб. 12 коп. В отношении суммы 8250 руб. 43 коп., заявление Общества оставлено без ответа.
Общество 24.11.2008 г. повторно обратилось в налоговый орган с заявлением от 24.11.2008 г. N 1573/бух о возврате переплаты по пене по налогу на прибыль в сумме 8250 руб. 43 коп. на расчетный счет Общества.
Налоговый орган 05.12.2008 г. принял решение N 9818 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченной пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ в сумме 8250 руб. 43 коп., в связи с имеющейся задолженностью у ОАО "Ростелеком" по федеральным налогам (НДС), согласно данным Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам N 7 г. Москвы.
Суд считает, что мотивы отказа, изложенные в решении налогового органа N 9818 не соответствуют положениям ст. 78 НК РФ по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 ст. 3, подпунктом 1 пункта 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Судом установлено, что Заявитель обратился в налоговый орган с заявлением от 24.11.2008 г. N 1573/бух о возврате излишне уплаченной пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ (бюджет Иркутской области) в сумме 8250 руб. 43 коп. на расчетный счет Общества.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Согласно п. 14 ст. 78 НК РФ правила, установленные статьей 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что у Общества имеется переплата по пене по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ (бюджет Иркутской области) в сумме 8250 руб. 43 коп. Данное обстоятельство подтверждается актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 30.09.2008 г. N 842, проведенной между Обществом и налоговым органом, налоговым органом не отрицается и не оспаривается.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган в соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ должен был произвести возврат излишне уплаченной суммы пени по налогу на прибыль в течение месяца со дня получения заявления налогоплательщика. Заявление Общества получено налоговым органом 25.11.08 г., следовательно, возврат излишне уплаченной суммы пени должен был быть произведен не позднее 25.12.08 г.
Судом отклоняется довод налогового органа о том, что у ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска не было правовых оснований для проведения возврата суммы переплаты, так как по сведениям Межрайонной ИФНС по КН N 7 г. Москвы у ОАО "Ростелеком" имеется задолженность по федеральному налогу - налогу на добавленную стоимость. Налоговый орган считает, что возврат переплаты по пене по налогу на прибыль в сумме 8250 руб. 43 коп. невозможен без предварительного погашения задолженности путем зачета переплаты по пене по налогу на прибыль в счет задолженности по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Налоговый орган указывает на задолженность по федеральному налогу - налогу на добавленную стоимость.
Судом установлено, и налоговым органом не оспаривается факт наличия у Заявителя переплаты по пене по налогу на прибыль в сумме 8250 руб. 43 коп., уплаченной в бюджет Иркутской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеющаяся у Заявителя переплата пене по налогу на прибыль в сумме 8250 руб. 43 коп. в бюджет субъекта РФ не может быть зачтена в счет уплаты задолженности по федеральному налогу - налогу на добавленную стоимость, зачисляемому в федеральный бюджет.
Судом отклоняется ссылка Заявителя на акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 24.10.2008 г. N 10, согласно которому у ОАО "Ростелеком" имеется переплата по НДС в сумме 398975164 руб. 74 коп., переплата по штрафам по налогу на добавленную стоимость в сумме 12974 руб. 40 коп.
Суд считает, что данный акт сверки не имеет правового значения для возврата налоговым органом переплаты по пене по налогу на прибыль в сумме 8250 руб. 63 коп. в бюджет субъекта РФ (Иркутской области), так как наличие или отсутствие у ОАО "Ростелеком" переплаты по федеральным налогам, в том числе по налогу на добавленную стоимость, зачисляемым в иные бюджеты, не может влиять на его право на своевременный возврат переплаты по пене по налогу на прибыль в бюджет Иркутской области.
Материалами дела подтверждается, что у Заявителя отсутствует задолженность по налогам перед бюджетом Иркутской области.
Налоговым органом представлены в материалы дела ответы налоговых инспекций Федеральной налоговой службы, расположенных на территории Иркутской области на его запрос, согласно которым ОАО "Ростелеком" и его структурные подразделения на территории Иркутской области не имеют задолженности перед бюджетом Иркутской области.
Данное обстоятельство было подтверждено в судебном заседании представителем налогового органа Скрыцкой.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что у Заявителя отсутствует задолженность по налогам перед бюджетом субъекта Иркутской области.
Суд критически оценивает довод налогового органа о том, что заявление Общества от 24.11.2008 г. N 1573/бух о возврате переплаты по пене по налогу на прибыль в сумме 8250 руб. 43 коп. подписано директором Территориального управления N 8 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком" Потехиным Б.И, следовательно, в налоговый орган обратился филиал, а не ОАО "Ростелеком".
Судом установлено, что директор ТУ N 8 ОАО "Ростелеком" Потехин Б.И. действует на основании нотариально удостоверенной доверенности от 23.10.2007 г., выданной ОАО "Ростелеком". Согласно данной доверенности Потехин Б.И. представляет интересы ОАО "Ростелеком", в том числе в налоговых органах.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявление от 24.11.2008 г. N 1573/бух подписано уполномоченным представителем ОАО "Ростелеком". Следовательно, именно налогоплательщик - юридическое лицо (ОАО "Ростелеком") обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате из бюджета суммы излишне уплаченной пени в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Заявление в Арбитражный суд Иркутской области об обязании ИФНС по Свердловскому округу г. Иркутска возвратить ОАО "Ростелеком" из бюджета сумму 8250 руб. 43 коп. излишне уплаченной пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ подписано главным бухгалтером ТУ N 8 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком" Серебренниковой В.В.
В материалах дела имеется копия нотариально удостоверенной доверенности Серебренниковой В.В. от 22.10.2007 г., согласно которой ОАО "Ростелеком" уполномочивает Серебренникову В.В. представлять интересы Общества, в том числе в арбитражных судах.
Таким образом, заявление в суд подписано уполномоченным представителем ОАО "Ростелеком", и значит в арбитражный суд обратилось юридическое лицо - ОАО "Ростелеком".
При таких обстоятельствах, суд считает, что налоговый орган неправомерно отказал Обществу в возврате суммы 8250 руб. 43 коп. излишне уплаченной пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ (Иркутской области).
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Заявителя подлежат удовлетворению.
На основании ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска в пользу Заявителя подлежат взысканию судебные расходы по государственной пошлине в размере 500 руб.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны. К судебным расходам относится государственная пошлина.
При этом суд, взыскивая со стороны уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на сторону обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм равных понесенным им судебным расходам.
То обстоятельство, что стороной является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не должно влечь отказ заявителю в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от судебных расходов, если решение принято не в их пользу. Напротив, в ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска возвратить из бюджета Открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" сумму 8250 руб. 43 коп. излишне уплаченной пени по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ.
3. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска в пользу Открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" расходы по госпошлине в сумме 500 руб.
4. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья
М.В.ЛУНЬКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)