Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 28 ноября 2005 года Дело N Ф04-8020/2005(16811-А46-15)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 23.08.2005 по делу N 15-710/05 по заявлению закрытого акционерного общества "Строительно-монтажный трест N 7", г. Омск, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска об обжаловании ненормативного правового акта налогового органа и о возврате излишне уплаченного налога,
Закрытое акционерное общество "Строительно-монтажный трест N 7", г. Омск (далее - трест), обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска о признании недействительным решения от 16.06.2005 N 08-34/10852ДСП о доначислении суммы земельного налога в размере 1095656 рублей; об обязании инспекции возвратить на расчетный счет заявителя излишне уплаченный в 2003 году земельный налог в сумме 1096260 рублей.
Решением арбитражного суда от 23.08.2005 удовлетворены заявленные трестом требования.
Арбитражный суд исходил из незаконности оспариваемого заявителем решения налогового органа.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на необоснованность состоявшегося по делу судебного акта, просит отменить его и принять новое решение об отказе тресту в удовлетворении заявленных требований. Считает, что арбитражный суд необоснованно применил к спорным правоотношениям Решение Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452. Полагает, что налоговым органом правомерно произведен расчет ставки земельного налога для заявителя за период 2003 года.
В отзыве на кассационную жалобу трест и представитель в судебном заседании отклонил доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, и просил оставить без изменения оспариваемый заинтересованным органом судебный акт.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, учитывая доводы представителя треста, изложенные в судебном заседании, не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
Из материалов дела следует, что инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации треста по земельному налогу за 2003 год, по итогам которой принято решение от 16.06.2005 N 08-34/10852/ДСП о доначислении земельного налога за 2003 год в сумме 1095656 рублей. Основанием для принятия такого решения, по мнению инспекции, послужило применение налогоплательщиком ставки земельного налога, не соответствующей законодательству.
Арбитражный суд, удовлетворив требования треста о признании недействительным решения от 16.06.2005 N 08-34/10852/ДСП, принял по существу правильное решение.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом от 11.10.1991 N 1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета.
Соответственно, индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю", являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии с положениями выше названного Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 Омским городским Советом принято решение от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", утвердившее оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы.
Из оспариваемого трестом решения налогового органа следует, что земельный участок, принадлежащий налогоплательщику, расположен в оценочной зоне 22.
Решением от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны, в которой расположен земельный участок заявителя, в размере 7,00 рубля за квадратный метр).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговые законы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Решение Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 относится к актам законодательства о налогах и сборах, так как регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год (статья 17 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1), то названное решение не могло вступить в действие ранее 01.01.2003, соответственно ставки налога, установленные им, не могли применяться в 2002 году.
Таким образом, при определении размера земельного налога за 2003 год подлежит применению ставка земельного налога, установленная Решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 в размере 7,00 рубля за квадратный метр в год.
При этом коэффициенты 2 и 1,8, установленные соответственно Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", не могут быть применены к ставке земельного налога, установленной Решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, поскольку применяются к ставкам земельного налога, действовавшим соответственно в 2001 и 2002 годах.
Следовательно, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о правомерности исчисления трестом налога на землю за 2003 год, исходя из ставок земельного налога, установленных Решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452.
Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Учитывая изложенное, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Решение Арбитражного суда Омской области от 23.08.2005 по делу N 15-710/05 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 28.11.2005 N Ф04-8020/2005(16811-А46-15)
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2005 года Дело N Ф04-8020/2005(16811-А46-15)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 23.08.2005 по делу N 15-710/05 по заявлению закрытого акционерного общества "Строительно-монтажный трест N 7", г. Омск, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска об обжаловании ненормативного правового акта налогового органа и о возврате излишне уплаченного налога,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Строительно-монтажный трест N 7", г. Омск (далее - трест), обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска о признании недействительным решения от 16.06.2005 N 08-34/10852ДСП о доначислении суммы земельного налога в размере 1095656 рублей; об обязании инспекции возвратить на расчетный счет заявителя излишне уплаченный в 2003 году земельный налог в сумме 1096260 рублей.
Решением арбитражного суда от 23.08.2005 удовлетворены заявленные трестом требования.
Арбитражный суд исходил из незаконности оспариваемого заявителем решения налогового органа.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на необоснованность состоявшегося по делу судебного акта, просит отменить его и принять новое решение об отказе тресту в удовлетворении заявленных требований. Считает, что арбитражный суд необоснованно применил к спорным правоотношениям Решение Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452. Полагает, что налоговым органом правомерно произведен расчет ставки земельного налога для заявителя за период 2003 года.
В отзыве на кассационную жалобу трест и представитель в судебном заседании отклонил доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, и просил оставить без изменения оспариваемый заинтересованным органом судебный акт.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, учитывая доводы представителя треста, изложенные в судебном заседании, не находит оснований для отмены принятого по делу решения.
Из материалов дела следует, что инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации треста по земельному налогу за 2003 год, по итогам которой принято решение от 16.06.2005 N 08-34/10852/ДСП о доначислении земельного налога за 2003 год в сумме 1095656 рублей. Основанием для принятия такого решения, по мнению инспекции, послужило применение налогоплательщиком ставки земельного налога, не соответствующей законодательству.
Арбитражный суд, удовлетворив требования треста о признании недействительным решения от 16.06.2005 N 08-34/10852/ДСП, принял по существу правильное решение.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом от 11.10.1991 N 1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета.
Соответственно, индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.
При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю", являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии с положениями выше названного Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 Омским городским Советом принято решение от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", утвердившее оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы.
Из оспариваемого трестом решения налогового органа следует, что земельный участок, принадлежащий налогоплательщику, расположен в оценочной зоне 22.
Решением от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны, в которой расположен земельный участок заявителя, в размере 7,00 рубля за квадратный метр).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговые законы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Решение Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 относится к актам законодательства о налогах и сборах, так как регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год (статья 17 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1), то названное решение не могло вступить в действие ранее 01.01.2003, соответственно ставки налога, установленные им, не могли применяться в 2002 году.
Таким образом, при определении размера земельного налога за 2003 год подлежит применению ставка земельного налога, установленная Решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 в размере 7,00 рубля за квадратный метр в год.
При этом коэффициенты 2 и 1,8, установленные соответственно Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", не могут быть применены к ставке земельного налога, установленной Решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452, поскольку применяются к ставкам земельного налога, действовавшим соответственно в 2001 и 2002 годах.
Следовательно, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о правомерности исчисления трестом налога на землю за 2003 год, исходя из ставок земельного налога, установленных Решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452.
Арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Учитывая изложенное, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 23.08.2005 по делу N 15-710/05 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)