Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Гричанвской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Хасынскому району: представитель не явился;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области: Семова Ольга Николаевна, представитель по доверенности от 10.01.2012 N 07.1-13;
- от третьего лица Отдела вневедомственной охраны при УВД по Магаданской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Хасынскому району
на решение от 13.01.2012
по делу N А37-1771/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Липиным В.В.
по заявлению Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Хасынскому району (ОГРН 1034900273715, ИНН 4907001300, 686110, Магаданская область, Хасынский район, п. Палатка, ул. Почтовая, 15а)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области (ОГРН 1044900333158, ИНН 4907007767, 686110, Магаданская область, Хасынский район, п. Палатка, ул. Космонавтов, 9)
о признании недействительным решения от 08.07.2011 N ГО-06-28/8
третьи лица Отдел вневедомственной охраны при УВД по Магаданской области
установил:
Отдел вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Хасынскому району (далее - ОБО при ОВД по Хасынскому району, Отдел, заявитель), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области (далее - ответчик, налоговый орган, Инспекция, Межрайонная ИФНС России N 2 по Магаданской области) от 08.07.2011 N ГО-06-28/8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 13.01.2012 заявленные требования удовлетворены в части превышающей размер штрафа 73 059 руб. 30 коп. в остальной части решение Межрайонная ИФНС России N 2 по Магаданской области оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОВО при ОВД по Хасынскому району, обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить требования Отдела в полном объеме.
По мнению отдела вневедомственной охраны, средства, полученные по договорам предоставления услуг, связанных с обеспечением охраны имущества юридических и физических лиц, не являются доходами, полностью перечисляются в соответствии с законом о бюджете в федеральный бюджет, и, следовательно, не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль бюджетного учреждения.
В письменном, ходатайстве в суд податель апелляционной жалобы заявил о ее рассмотрении в отсутствие своего представителя.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области в судебном заседании апелляционной инстанции и в письменном отзыве на жалобу выразили согласие с принятым судебным актом, считая его законным и обоснованным.
По мнению инспекции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном применении норм материального права. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в статью 35 Закона "О милиции" внесены изменения, исключено положение о финансировании подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров. В связи с чем, до перечисления средств, полученных по договорам предоставления услуг, связанных с обеспечением охраны имущества физических и юридических лиц, отдел вневедомственной охраны обязан уплатить налоги, а из оставшейся суммы возместить убытки, связанные с исполнением договоров, и материальные затраты, связанные с охраной.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение не подлежит отмене в связи со следующим.
ОВО при ОВД по Хасынскому району с 04.02.2004 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области.
В соответствии с Положением об Отделе вневедомственной охраны, Отдел вневедомственной охраны входит в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Отдел является юридическим лицом.
Основными функциями Отдела являются осуществление на основе договоров охраны имущества юридических и физических лиц, в том числе при его транспортировке, охрана объектов, подлежащих государственной охране и обязательной охране органами внутренних дел РФ.
В период с 17.05.2011 г. по 03.06.2011 г. Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области, на основании решения N 16 от 17.05.2011 г. в отношении ОВО при ОВД по Хасынскому району проведена выездная налоговая проверка.
По результатам выездной проверки 10.06.2011 г. Инспекцией составлен акт N 06-28/8.
08.07.2011, в присутствии и.о. начальника ОВО при ОВД по Хасынскому району Онищенко К.В., Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области рассмотрены материалы выездной налоговой проверки и вынесено оспариваемое по настоящему делу решение, которым заявитель был привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 146 118,60 руб., заявителю было предложено уплатить суммы пени в размере 3 425 061,39 руб., а также суммы доначисленных налогов на прибыль организаций за 2008, 2009, 2010 гг. в размере 14 611 860,0 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 247 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В ходе выездной налоговой проверки установлено и нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, что ОВО при ОВД по Хасынскому району имеет открытый в Отделении по Хасынскому району Управления Федерального казначейства по Магаданской области лицевой счет по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности N 06188766070
На указанный счет в проверяемый период (2008-2010 годы) поступали денежные средства по договорам, контрактам на оказание услуг по охране имущества юридических и физических лиц, объектов.
Так, в 2008 г. сумма полученного ОВО при ОВД по Хасынскому району дохода от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составила 22 131 420,35 руб., в 2009 г. доход составил - 24 834 279,14 руб., в 2010 г. - 21 667 313,31 руб. Все денежные средства были в полном объеме перечислены Отделом в доход федерального бюджета.
Отделом в налоговый орган представлены налоговые декларации по налогу на прибыль с нулевыми показателями: за 2008 г. - 12.01.2009 г., регистрационный номер 1274325 (т. 5 л.д. 24-28), за 2009 г. - 12.01.2010 г., регистрационный номер 1583685 (т. 5 л.д. 25-32), за 2010 г. - 12.01.2011 г., регистрационный номер 1883322 (т. 5 л.д. 33-36). В 2008, 2009, 2010 годах Отделом налог на прибыль организаций не исчислялся и в бюджеты не уплачивался.
Данные обстоятельства подтверждаются лицевыми счетами ОВО при ОВД по Хасынскому району, как получателя средств федерального бюджета, книгами продаж, налоговыми декларациями, материалами налоговой проверки и не оспариваются заявителем.
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", ст. 6 ФЗ РФ от 24.11.2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", ст. 6 ФЗ РФ от 02.12.2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" средства в валюте Российской Федерации, поступающие на лицевые счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Статья 251 НК РФ содержит исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, куда доходы, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в виде платы в соответствии с заключенными договорами (контрактами) на охрану, не относится.
Судом установлено, что денежные средства от оказания услуг юридическим и физическим лицам, полученные ОВО при ОВД по Хасынскому району являются объектом налогообложения налога на прибыль и до перечисления в федеральный бюджет денежных средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, Отдел должен был исчислить с полученного дохода налог на прибыль организаций и уплатить его в бюджет (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ) в соотношении и по ставкам, определенным статьями 50, 56 Бюджетного кодекса РФ, статьей 284 НК РФ.
Согласно статье 35 Закона РФ от 18.04.1991 г. N 1026-1 "О милиции" (действовавшего в проверяемом периоде) и п. 10 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел в Российской Федерации от 14.08.1992 г. N 589, ранее было предусмотрено, что подразделения вневедомственной охраны финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров, и их деятельность основывается на принципах самоокупаемости и самофинансирования.
Федеральным законом РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон РФ "О милиции" были внесены изменения, согласно которым из ст. 35 были исключены положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства РФ от 04.08.2005 г. N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства РФ, приостановлении действия Постановления Правительства РФ от 29.01.2000 г. N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации Постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 N 263 в связи с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2005 год" в Положение от 14.08.1992 N 589 были внесены изменения, согласно которым из п. 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Кроме этого, утратил силу пункт 11 Положения от 14.08.1992 г. N 589, согласно которому фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80 процентов от средств, поступающих по договорам от собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. За счет остатка неиспользованных средств производятся также отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещаются убытки от крупных краж и пожаров.
В соответствии с действующей редакцией Положения от 14.08.1992 N 589 оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны после изменений законодательства, осуществляется за счет средств федерального бюджета, соответственно оказывая услуги юридическим и физическим лицам и получая за это соответствующую плату необходимо исчислять и уплачивать налоги в установленном порядке.
При этом, то обстоятельство, что денежные средства, являющиеся в соответствии с положениями НК РФ объектом налогообложения, в полном объеме перечисляются в федеральный бюджет, не может служить основанием освобождения заявителя от обязанности исчислить и уплатить налог на прибыль до их перечисления в доход федерального бюджета.
Требования законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год об уплате соответствующих налогов до перечисления в бюджет платы за оказанные услуги обусловлены еще и правом бюджета субъекта РФ на получение доходов в виде налогов, уплачиваемых организациями, осуществляющими деятельность на территории конкретного субъекта РФ, поскольку в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ налог на прибыль организаций в 2008 г. подлежал уплате в федеральный бюджет в объеме 6,5%, в бюджет субъекта РФ в объеме 17,5%, в 2009 г. и 2010 г. - в федеральный бюджет в объеме 2%, в бюджет субъекта РФ в объеме 18%.
Кроме того, налоговая база бюджетных организаций, согласно статье 321.1 НК РФ, в редакции, действовавшей до 01.01.2011, определялась как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товаром) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Судом установлено, что при проведении выездной налоговой проверки, налоговым органом была определена налоговая база ОВО при ОВД по Хасынскому району для исчисления налога на прибыль, в соответствии с вышеуказанными положениями НК РФ.
Доход от реализации услуг ОВО при ОВД по Хасынскому району, который не был включен в налоговую базу по налогу на прибыль за 2008 г. составил 22 131 420,35 руб., в 2009 г. - 24 834 279,14 руб., в 2010 г. - 21 667 313,31 руб.
Согласно оспариваемому решению расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, как по данным налогоплательщика, так и по данным налогового органа за 2008, 2009, 2010 годы составили - 0 рублей.
Доказательств наличия каких-либо расходов, подлежащих учету при исчислении налоговой базы ни в ходе выездной налоговой проверки, ни в ходе судебного разбирательства заявителем не представлено, судом не установлено.
По данным выездной налоговой проверки налоговая база для исчисления налога на прибыль организаций за 2008 г. составила 22 131 420,35 руб., налог на прибыль составил - 5 311541 руб., в том числе федеральный бюджет 1438 542 руб., бюджет субъекта РФ 3 872 999 руб. За 2009 г. налоговая база для исчисления налога на прибыль организаций составила 24 834 249,14 руб., налог на прибыль составил - 4 966 856 руб., в том числе федеральный бюджет 496 686 руб., бюджет субъекта РФ 4 470 170 руб. За 2010 г. налоговая база для исчисления налога на прибыль организаций составила 21 667 313,31 руб., налог на прибыль составил - 4 333 463 руб., в том числе федеральный бюджет 433 346 руб., бюджет субъекта РФ 3 900 117 руб.
Правильность исчисления суммы, подлежащего уплате в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ налога на прибыль, судом проверена.
Поскольку полученные ОБО при ОВД по Хасынскому району денежные средства по договорам (контрактам) за оказанные услуги по охране не являются средствами целевого финансирования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявителем неправомерно занижена налоговая база по налогу на прибыль организаций на сумму 22 131 420,35 руб. за 2008 г.; на сумму 24 834 249,14 руб. за 2009 год; на сумму 21 667 313,31 руб. за 2010 год, в результате не включения в состав доходов от реализации услуг, средств полученных по договорам (контрактам) на оказание охранных услуг.
Следствием таких действий ОВО при ОВД по Хасынскому району явилась неуплата в бюджет налога на прибыль организаций в 2008, 2009, 2010 годах в общей сумме 14 611 860 руб.
Так же обоснованно с учетом части 1 статьи 287 НК РФ и статьи 75 НК РФ суд первой инстанции признал правомерным начисление налоговым органом пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций за 2008, 2009, 2010 годы в размере 3 425 061,39 руб.
Поскольку налоговым органом установлен факт неуплаты налога на прибыль организаций, в результате занижения налоговой базы, заявитель правомерно привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2 922 372 руб. (14 611 860 руб. * 20%).
Суд первой инстанции, обоснованно с учетом требований статей 112, 114 НК РФ, а также с учетом признания смягчающим обстоятельством то, что нарушение совершено вследствие добросовестного заблуждения заявителя относительно порядка учета денежных средств, поступающим по гражданско-правовым договорам, снизил размер штрафа в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ еще в два раза, и частично удовлетворил требования заявителя в указанной части.
Ссылка заявителя на постановление Президиума ВАС РФ N 5953/03 от 21.10.2003, несостоятельна, поскольку указанное постановление принято с учетом нормативно-правовых актов, действовавших на момент его принятия.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 13.01.2012 по делу N А37-1771/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2012 N 06АП-834/2012 ПО ДЕЛУ N А37-1771/2011
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2012 г. N 06АП-834/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Гричанвской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
- от Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Хасынскому району: представитель не явился;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области: Семова Ольга Николаевна, представитель по доверенности от 10.01.2012 N 07.1-13;
- от третьего лица Отдела вневедомственной охраны при УВД по Магаданской области: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Хасынскому району
на решение от 13.01.2012
по делу N А37-1771/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Липиным В.В.
по заявлению Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Хасынскому району (ОГРН 1034900273715, ИНН 4907001300, 686110, Магаданская область, Хасынский район, п. Палатка, ул. Почтовая, 15а)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области (ОГРН 1044900333158, ИНН 4907007767, 686110, Магаданская область, Хасынский район, п. Палатка, ул. Космонавтов, 9)
о признании недействительным решения от 08.07.2011 N ГО-06-28/8
третьи лица Отдел вневедомственной охраны при УВД по Магаданской области
установил:
Отдел вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Хасынскому району (далее - ОБО при ОВД по Хасынскому району, Отдел, заявитель), обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области (далее - ответчик, налоговый орган, Инспекция, Межрайонная ИФНС России N 2 по Магаданской области) от 08.07.2011 N ГО-06-28/8 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 13.01.2012 заявленные требования удовлетворены в части превышающей размер штрафа 73 059 руб. 30 коп. в остальной части решение Межрайонная ИФНС России N 2 по Магаданской области оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОВО при ОВД по Хасынскому району, обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить требования Отдела в полном объеме.
По мнению отдела вневедомственной охраны, средства, полученные по договорам предоставления услуг, связанных с обеспечением охраны имущества юридических и физических лиц, не являются доходами, полностью перечисляются в соответствии с законом о бюджете в федеральный бюджет, и, следовательно, не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль бюджетного учреждения.
В письменном, ходатайстве в суд податель апелляционной жалобы заявил о ее рассмотрении в отсутствие своего представителя.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области в судебном заседании апелляционной инстанции и в письменном отзыве на жалобу выразили согласие с принятым судебным актом, считая его законным и обоснованным.
По мнению инспекции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном применении норм материального права. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в статью 35 Закона "О милиции" внесены изменения, исключено положение о финансировании подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров. В связи с чем, до перечисления средств, полученных по договорам предоставления услуг, связанных с обеспечением охраны имущества физических и юридических лиц, отдел вневедомственной охраны обязан уплатить налоги, а из оставшейся суммы возместить убытки, связанные с исполнением договоров, и материальные затраты, связанные с охраной.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение не подлежит отмене в связи со следующим.
ОВО при ОВД по Хасынскому району с 04.02.2004 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области.
В соответствии с Положением об Отделе вневедомственной охраны, Отдел вневедомственной охраны входит в структуру органов внутренних дел, призванных защищать собственность, интересы личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Отдел является юридическим лицом.
Основными функциями Отдела являются осуществление на основе договоров охраны имущества юридических и физических лиц, в том числе при его транспортировке, охрана объектов, подлежащих государственной охране и обязательной охране органами внутренних дел РФ.
В период с 17.05.2011 г. по 03.06.2011 г. Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области, на основании решения N 16 от 17.05.2011 г. в отношении ОВО при ОВД по Хасынскому району проведена выездная налоговая проверка.
По результатам выездной проверки 10.06.2011 г. Инспекцией составлен акт N 06-28/8.
08.07.2011, в присутствии и.о. начальника ОВО при ОВД по Хасынскому району Онищенко К.В., Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области рассмотрены материалы выездной налоговой проверки и вынесено оспариваемое по настоящему делу решение, которым заявитель был привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 146 118,60 руб., заявителю было предложено уплатить суммы пени в размере 3 425 061,39 руб., а также суммы доначисленных налогов на прибыль организаций за 2008, 2009, 2010 гг. в размере 14 611 860,0 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 247 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В ходе выездной налоговой проверки установлено и нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, что ОВО при ОВД по Хасынскому району имеет открытый в Отделении по Хасынскому району Управления Федерального казначейства по Магаданской области лицевой счет по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности N 06188766070
На указанный счет в проверяемый период (2008-2010 годы) поступали денежные средства по договорам, контрактам на оказание услуг по охране имущества юридических и физических лиц, объектов.
Так, в 2008 г. сумма полученного ОВО при ОВД по Хасынскому району дохода от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составила 22 131 420,35 руб., в 2009 г. доход составил - 24 834 279,14 руб., в 2010 г. - 21 667 313,31 руб. Все денежные средства были в полном объеме перечислены Отделом в доход федерального бюджета.
Отделом в налоговый орган представлены налоговые декларации по налогу на прибыль с нулевыми показателями: за 2008 г. - 12.01.2009 г., регистрационный номер 1274325 (т. 5 л.д. 24-28), за 2009 г. - 12.01.2010 г., регистрационный номер 1583685 (т. 5 л.д. 25-32), за 2010 г. - 12.01.2011 г., регистрационный номер 1883322 (т. 5 л.д. 33-36). В 2008, 2009, 2010 годах Отделом налог на прибыль организаций не исчислялся и в бюджеты не уплачивался.
Данные обстоятельства подтверждаются лицевыми счетами ОВО при ОВД по Хасынскому району, как получателя средств федерального бюджета, книгами продаж, налоговыми декларациями, материалами налоговой проверки и не оспариваются заявителем.
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов", ст. 6 ФЗ РФ от 24.11.2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", ст. 6 ФЗ РФ от 02.12.2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" средства в валюте Российской Федерации, поступающие на лицевые счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Статья 251 НК РФ содержит исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, куда доходы, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в виде платы в соответствии с заключенными договорами (контрактами) на охрану, не относится.
Судом установлено, что денежные средства от оказания услуг юридическим и физическим лицам, полученные ОВО при ОВД по Хасынскому району являются объектом налогообложения налога на прибыль и до перечисления в федеральный бюджет денежных средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, Отдел должен был исчислить с полученного дохода налог на прибыль организаций и уплатить его в бюджет (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ) в соотношении и по ставкам, определенным статьями 50, 56 Бюджетного кодекса РФ, статьей 284 НК РФ.
Согласно статье 35 Закона РФ от 18.04.1991 г. N 1026-1 "О милиции" (действовавшего в проверяемом периоде) и п. 10 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел в Российской Федерации от 14.08.1992 г. N 589, ранее было предусмотрено, что подразделения вневедомственной охраны финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров, и их деятельность основывается на принципах самоокупаемости и самофинансирования.
Федеральным законом РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон РФ "О милиции" были внесены изменения, согласно которым из ст. 35 были исключены положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства РФ от 04.08.2005 г. N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства РФ, приостановлении действия Постановления Правительства РФ от 29.01.2000 г. N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации Постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 N 263 в связи с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2005 год" в Положение от 14.08.1992 N 589 были внесены изменения, согласно которым из п. 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Кроме этого, утратил силу пункт 11 Положения от 14.08.1992 г. N 589, согласно которому фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80 процентов от средств, поступающих по договорам от собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. За счет остатка неиспользованных средств производятся также отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещаются убытки от крупных краж и пожаров.
В соответствии с действующей редакцией Положения от 14.08.1992 N 589 оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны после изменений законодательства, осуществляется за счет средств федерального бюджета, соответственно оказывая услуги юридическим и физическим лицам и получая за это соответствующую плату необходимо исчислять и уплачивать налоги в установленном порядке.
При этом, то обстоятельство, что денежные средства, являющиеся в соответствии с положениями НК РФ объектом налогообложения, в полном объеме перечисляются в федеральный бюджет, не может служить основанием освобождения заявителя от обязанности исчислить и уплатить налог на прибыль до их перечисления в доход федерального бюджета.
Требования законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год об уплате соответствующих налогов до перечисления в бюджет платы за оказанные услуги обусловлены еще и правом бюджета субъекта РФ на получение доходов в виде налогов, уплачиваемых организациями, осуществляющими деятельность на территории конкретного субъекта РФ, поскольку в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ налог на прибыль организаций в 2008 г. подлежал уплате в федеральный бюджет в объеме 6,5%, в бюджет субъекта РФ в объеме 17,5%, в 2009 г. и 2010 г. - в федеральный бюджет в объеме 2%, в бюджет субъекта РФ в объеме 18%.
Кроме того, налоговая база бюджетных организаций, согласно статье 321.1 НК РФ, в редакции, действовавшей до 01.01.2011, определялась как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товаром) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Судом установлено, что при проведении выездной налоговой проверки, налоговым органом была определена налоговая база ОВО при ОВД по Хасынскому району для исчисления налога на прибыль, в соответствии с вышеуказанными положениями НК РФ.
Доход от реализации услуг ОВО при ОВД по Хасынскому району, который не был включен в налоговую базу по налогу на прибыль за 2008 г. составил 22 131 420,35 руб., в 2009 г. - 24 834 279,14 руб., в 2010 г. - 21 667 313,31 руб.
Согласно оспариваемому решению расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, как по данным налогоплательщика, так и по данным налогового органа за 2008, 2009, 2010 годы составили - 0 рублей.
Доказательств наличия каких-либо расходов, подлежащих учету при исчислении налоговой базы ни в ходе выездной налоговой проверки, ни в ходе судебного разбирательства заявителем не представлено, судом не установлено.
По данным выездной налоговой проверки налоговая база для исчисления налога на прибыль организаций за 2008 г. составила 22 131 420,35 руб., налог на прибыль составил - 5 311541 руб., в том числе федеральный бюджет 1438 542 руб., бюджет субъекта РФ 3 872 999 руб. За 2009 г. налоговая база для исчисления налога на прибыль организаций составила 24 834 249,14 руб., налог на прибыль составил - 4 966 856 руб., в том числе федеральный бюджет 496 686 руб., бюджет субъекта РФ 4 470 170 руб. За 2010 г. налоговая база для исчисления налога на прибыль организаций составила 21 667 313,31 руб., налог на прибыль составил - 4 333 463 руб., в том числе федеральный бюджет 433 346 руб., бюджет субъекта РФ 3 900 117 руб.
Правильность исчисления суммы, подлежащего уплате в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ налога на прибыль, судом проверена.
Поскольку полученные ОБО при ОВД по Хасынскому району денежные средства по договорам (контрактам) за оказанные услуги по охране не являются средствами целевого финансирования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявителем неправомерно занижена налоговая база по налогу на прибыль организаций на сумму 22 131 420,35 руб. за 2008 г.; на сумму 24 834 249,14 руб. за 2009 год; на сумму 21 667 313,31 руб. за 2010 год, в результате не включения в состав доходов от реализации услуг, средств полученных по договорам (контрактам) на оказание охранных услуг.
Следствием таких действий ОВО при ОВД по Хасынскому району явилась неуплата в бюджет налога на прибыль организаций в 2008, 2009, 2010 годах в общей сумме 14 611 860 руб.
Так же обоснованно с учетом части 1 статьи 287 НК РФ и статьи 75 НК РФ суд первой инстанции признал правомерным начисление налоговым органом пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций за 2008, 2009, 2010 годы в размере 3 425 061,39 руб.
Поскольку налоговым органом установлен факт неуплаты налога на прибыль организаций, в результате занижения налоговой базы, заявитель правомерно привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2 922 372 руб. (14 611 860 руб. * 20%).
Суд первой инстанции, обоснованно с учетом требований статей 112, 114 НК РФ, а также с учетом признания смягчающим обстоятельством то, что нарушение совершено вследствие добросовестного заблуждения заявителя относительно порядка учета денежных средств, поступающим по гражданско-правовым договорам, снизил размер штрафа в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ еще в два раза, и частично удовлетворил требования заявителя в указанной части.
Ссылка заявителя на постановление Президиума ВАС РФ N 5953/03 от 21.10.2003, несостоятельна, поскольку указанное постановление принято с учетом нормативно-правовых актов, действовавших на момент его принятия.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 13.01.2012 по делу N А37-1771/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)