Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.02.2008 ПО ДЕЛУ N А56-22416/2007

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 февраля 2007 г. по делу N А56-22416/2007


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., при участии от закрытого акционерного общества "Пансионат Сестрорецк" Вертака М.В. (доверенность от 12.09.07 б/н), Плугаревой В.В. (доверенность от 27.02.08 б/н), рассмотрев 28.02.08 (после объявленного 26.02.08 перерыва) в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Пансионат "Сестрорецк" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.07 по делу N А56-22416/2007 (судья Звонарева Ю.Н.),
установил:

закрытое акционерное общество "Пансионат Сестрорецк" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) решения от 07.06.07 N 1000 (N 16-28/05640) и требования от 25.06.07 N 161 в части взыскания 170 028 руб. земельного налога, 7 882 руб. пеней и 30 944 руб. штрафа.
Решением от 24.10.07 в удовлетворении требований Обществу отказано.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда.
По мнению подателя жалобы, Инспекция неправомерно доначислила земельный налог к уплате, поскольку Общество обоснованно применяет льготную ставку земельного налога в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры.
Кроме того, Общество указывает, что расчет доначисленной суммы земельного налога произведен неправильно, поскольку оно уплатило налог по пониженной ставке 0,042%, однако Инспекцией дополнительно доначислен земельный налог по ставке 1,5%, без учета сумм уплаченного налога.
В судебном заседании представители Общества поддержали кассационную жалобу.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения камеральной проверки представленной Обществом декларации по земельному налогу за 2006 год Инспекция приняла решение от 07.06.07 N 1000 (N 16-28/05640).
В ходе налоговой проверки Инспекция сделала вывод о неправомерном применении при исчислении земельного налога специальной ставки в размере 0,042 процента, установленной статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.05 N 611-86 "О земельном налоге Санкт-Петербурга и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" (далее - Закон СПб N 611-86) ко всей площади земельных участков, кадастровые номера N 78:11125К:4 (Сестрорецк, ул. Садовая, д. 8/16), 78:11125К:1 (Сестрорецк, ул. Курортная, д. 10), 78:38:11125Д:1 (Сестрорецк, Ермоловский пр., д. 9, лит. А), а не только к площади, занимаемой жилыми зданиями и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
На основании принятого решения в адрес Общества направлено требование от 25.06.07 N 161 об уплате налога и пеней.
Общество обжаловало решение и требование Инспекции в арбитражный суд.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что льгота по уплате земельного налога распространяется только на земельные участки, занятые объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Суд кассационной инстанции находит, что суд неправильно применил нормы материального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, правоотношения возникли в 2006 году.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.
Земельный налог в Санкт-Петербурге уплачивается налогоплательщиками на основании Закона СПб N 611-86.
Статьей 2 Закона СПб N 611-86 на территории Санкт-Петербурга с 01.01.06 установлены следующие налоговые ставки:
1) 0,004 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
2) 0,042 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков:
- занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражами или предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
3) 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Из буквального содержания данной нормы следует, что для применения ставки земельного налога в размере 0,042 процента необходимо соблюдение одного условия - земельный участок должен быть занят объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражами или предоставлен для жилищного строительства.
Материалами дела подтверждено и налоговый орган не оспаривает, что на спорных участках расположены жилые дома и зона магистральных сетей водоснабжения, за исключением участка, расположенного по адресу: Сестрорецк, Ермоловский пр., д. 9, на котором расположены как жилые дома, так и иные объекты. Поэтому заявителем по иным объектам определена доля в праве на земельный участок, приходящаяся на объект, не относящийся к жилищному фонду, и обжалуется решение Инспекции только в части доначисления земельного налога по участкам, занятым объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (расчет, л.д. 10).
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.07 N 03-05-06-02/137 "доля в праве на земельный участок возникает только в том случае, если земельный участок находится в общей собственности, то есть принадлежит двум или нескольким лицам. Поэтому если правообладателем земельного участка является одно лицо, долей в праве на земельный участок не возникает и при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка может быть применена только одна налоговая ставка, установленная в соответствии с пунктом 2 статьи 387 и пунктом 2 статьи 394 НК РФ представительным органом муниципального образования (законодательным (представительным) органом государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)". Поэтому вывод налогового органа о возможности применения указанной ставки только в отношении доли площади земельных участков, занятых непосредственно объектами жилищного фонда (жилыми домами), является неправомерным.
Как следует из материалов дела, спорные земельные участки предоставлялись ЗАО "Пансионат "Сестрорецк" для "жилищного хозяйства" в 1995 году, о чем были выданы свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования землей. Согласно правоустанавливающим документам - свидетельствам о регистрации права они относятся к землям поселений, а в соответствии с документами кадастрового учета (кадастровые планы земельных участков) предназначены для рекреационных целей.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определен состав земель в Российской Федерации. В частности, к ним относятся и земли особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии со статьей 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся в том числе земли рекреационного назначения. На основании пункта 2 статьи 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, туристические базы и другие аналогичные объекты.
Справками Курортного районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга подтверждается, что земельные участки: кадастровые номера N 78:11125К:4 (Сестрорецк, ул. Садовая, дом 8/16), 78:11125К:1 (Сестрорецк, ул. Курортная, дом 10), 78:38:11125Д:1 (Сестрорецк, Ермоловский пр., д. 9, лит. А) отнесены к категории земель "Для рекреационных целей". Однако спора по кадастровой стоимости участков у сторон нет, поэтому категория земель и разрешенное использование земель в рекреационных целях не влияет на право применения специальной ставки - 0,042, установленной Законом СПб N 611-86.
Кроме того, согласно оспариваемому решению налоговый орган доначислил Обществу земельный налог из расчета, ко всей площади спорных земельных участков, за исключением площади под жилыми домами, с применением налоговой ставки 1,5 процента от кадастровой стоимости участков, поименованных в Законе СПб N 611-86 как прочие земельные участки. Однако Инспекцией не учтено, что Обществом уплачен земельный налог с учетом ставки 0,042 процента от кадастровой стоимости всей площади участков.
В соответствии со статьей 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
При этом нормы Налогового кодекса Российской Федерации факт уплаты налога непосредственно не связывают с указанием кода бюджетной классификации в платежном поручении. Следовательно, налоговым органом не доказана обоснованность доначисления земельного налога и по размеру.
Таким образом, по землям, занятым объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, Общество правомерно применило специальную ставку - 0,042 процента от кадастровой стоимости участков и соответственно у налогового органа отсутствовали основания для доначисления 170 028 руб. земельного налога, 7882 руб. пеней и 30 944 руб. штрафа.
С учетом изложенного решение суда от 24.10.07 следует отменить.
Признать недействительными решение Инспекции от 07.06.07 N 1000 (N 16-28/05640) и требование об уплате налога, пеней, штрафа от 25.06.07 N 161 в части взыскания 170 028 руб. земельного налога, 7 882 руб. пеней и 30 944 руб. штрафа.
Взыскать с Инспекции в пользу Общества 2 000 руб. судебных расходов за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.07 по делу N А56-22416/2007 отменить.
Признать недействительными решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу от 07.06.07 N 1000 (N 16-28/05640) и требование об уплате налога, пеней, штрафа от 25.06.07 N 161 в части взыскания 170 028 руб. земельного налога, 7 882 руб. пеней и 30 944 руб. штрафа.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу в пользу закрытого акционерного общества "Пансионат "Сестрорецк" 2 000 руб. судебных расходов за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий
Л.В.БЛИНОВА

Судьи
Л.И.КОЧЕРОВА
Л.Л.НИКИТУШКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)