Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2009 N А69-1498/08-10-03АП-2615/2008 ПО ДЕЛУ N А69-1498/08-10

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2009 г. N А69-1498/08-10-03АП-2615/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.Ф. Первухиной,
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Эрзин Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 10 июля 2008 года по делу N А69-1498/08-10,
принятое судьей Донгак О.Ш.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Тыва
к Муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Эрзин Республики Тыва
о взыскании недоимки по налогам, пени и штрафам в сумме 2 616 783,33 рублей
без участия сторон,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.П. Станько,
установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Тыва (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе с. Эрзин Республики Тыва о взыскании недоимки по налогам в общей сумме 1715 241,79 рублей, пени - 557 698,16 рублей, налоговых санкций в размере 264 629 рублей, всего 2616783,33 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 10 июля 2008 года заявленные требования удовлетворены частично.
С Муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы с. Эрзин взысканы в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Тыва налог на доходы физических лиц в сумме 184 826,80 руб., пени по НДФЛ в сумме 95 465,68 руб., штрафная санкция в сумме 18 492,18 рублей, ЕСН в сумме 1 530 414,99 руб., пени по ЕСН в сумме 462 232,48 руб., штрафная санкция по ЕСН в сумме 132 314,50 руб., штрафная санкция по налогу на имущество организации 300 руб., штрафная санкция по транспортному налогу 450 руб., всего 2424294,83 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МОУ средняя общеобразовательная школа с. Эрзин обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, мотивируя следующими доводами:
- судом не оценены доводы налогоплательщика о незаконности принятого инспекцией решения от 20.12.2008 N 1714-08-115 о привлечении к налоговой ответственности, не приведены мотивы, по которым не приняты представленные учреждением доказательства отсутствия оснований для взыскания сумм задолженности по налогам, пени и штрафов,
- суд не установил, имелись ли законные основания для взыскания сумм налогов, пени и штрафов, правильность расчета и размера взыскиваемой суммы, не исследовал обстоятельства неисполнения учреждением требования об уплате налогов и пени.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Тыва не согласилась с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомления N 213897, 213880) в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. Налоговым органом направлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Эрзинская средняя общеобразовательная школа зарегистрирована 03.12.2002 за основным государственным регистрационным номером 1021700595861 (л.д. 100).
На основании решения от 30.10.2007 N 1714-08/115 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Эрзин по вопросам исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога за период с 01.01.2004 по 31.12.2006.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом составлен акт выездной налоговой проверки от 19.11.2007, который получен 19.11.2007 и.о. директора Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Эрзин Хайдып С.Н.
20.12.2007 налоговым органом принято решение N 1714-08/115 о привлечении образовательного учреждения к налоговой ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафов. Указанным решением образовательному учреждению также начислены к уплате налоги в сумме 1648195,79 рублей, в том числе налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, пени в сумме 557698,16 рублей.
30.07.2008 первый заместитель прокурора Республики Тыва, рассмотрев жалобу учреждения, считая решение налогового органа не соответствующим налоговому законодательству, обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Тыва о признании незаконными пункта 1а, 1б, подпункта 2.1а, б, в решения налогового органа от 20.12.2008 N 1414-05-115 о привлечении к налоговой ответственности Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Эрзин.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 01.09.2008 по делу N А69-2451/08-9 в удовлетворении заявления отказано. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 решение Арбитражного суда Республики Тыва от 01.09.2008 по делу N А69-2451/08-9 отменено, принято новое решение. Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворено. Признано незаконным решение от 20.12.2007 N 1714-08/115 о привлечении к налоговой ответственности Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Эрзин в части пунктов 1а, 1б, подпункта 2.1а, б, в как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Налоговая инспекция на основании вынесенного решения от 20.12.2008 N 1714-8-115 направила учреждению требование об уплате налога от 11.01.2008 N 1909, которым предложено добровольно уплатить налог в сумме 1715241,79 рублей, пени в сумме 557698,16 рублей, штрафные санкции в сумме 343798,38 рублей, а всего 2616738,33 рубля в срок до 01.02.2008. Требование получено учреждением 15.01.2008, добровольно не исполнено, в связи с чем налоговый орган обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с вышеуказанным заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы (статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации). Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (статьи 45, 80 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу части 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (часть 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 указанной статьи требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с частью 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
С учетом изложенного, налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Эрзин Республики Тыва недоимки по налогам, пени, налоговых санкций в общей сумме 2616783,33 рублей в пределах установленного срока.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В качестве фактического основания заявленных требований инспекцией указаны решение налогового органа от 20.12.2008 N 1714-08-115 и требование от 11.01.2008 N 1909.
Согласно решению от 20.12.2008 N 1714-08-115 учреждение привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения:
п. 1а - по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на доходы физических лиц - в размере 39965 рублей,
п. 1б - по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - по налогу на доходы физических лиц - в размере 306083,02 рубля,
п. 1в - по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации - по налогу на прибыль в размере 350 рублей,
п. 1г - по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на имущество в размере 300 рублей,
п. 1д - по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации - по транспортном налогу в размере 450 рублей.
Учреждению предложено перечислить в срок, указанный в требовании следующие суммы:
п. 2.1а - налоговые санкции в сумме 36965,36 рублей и 306083,02 рубля,
п. 2.1б - неуплаченные налоги в сумме 1648195,79 рублей,
п. 2.1.в - пени за неправомерное неперечисление и неуплату или неполную уплату налогов в размере 557698,16 рублей.
Согласно требованию N 1909 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.01.2008 основанием взимания налогов (сборов) указано решение от 20.12.2007 N 1714-08/115, однако определена сумма недоимки 1715241,79 рублей. Увеличение размера недоимки по сравнению с указанным решением (1648195,79 рублей) не мотивировано, иных оснований ко взысканию в требовании и заявлении не указано.
В соответствии с заявлением от 05.06.2008 инспекция уменьшила сумму требований в части взыскания штрафа на 264629 рублей (по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет). Следовательно, судом рассматривается требование в части штрафных санкций в размере 79169,38 рублей (343798,38 рублей - 364629 рублей) (л.д. 165).
Судом апелляционной инстанции установлено, что решение налогового органа от 20.12.2007 N 1714-08/115 о привлечении к налоговой ответственности Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Эрзин в части пунктов: п. 1а, п. 1б, пп. 2.1 а, б, в признано незаконным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации Постановлением от 11.12.2008 Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А69-2451/08-9, ввиду следующего.
Налоговым органом нарушена процедура рассмотрения материалов выездной налоговой проверки при вынесении решения от 20.12.2007 N 1714-08/115, что выразилось в несоставлении справки о проведении выездной налоговой проверки, невручении налогоплательщику приложений на 7 листах к акту налоговой проверки от 19.11.2007 и, следовательно, отсутствии у учреждения возможности представить возражения и контррасчеты доначисленных налогов.
Кроме того, налоговый орган не доказал надлежащее извещение школы о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Руководитель налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела N А69-2451/08-9 пришел к выводу о том, что решение N 1714-08/115 от 20.12.2007 принято налоговым органом в отсутствие представителя Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Эрзин, надлежащим образом не извещенного о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
Решение от 20.12.2007 N 1714-08/115 не содержит сведений об участии Хайдып С.Н. в рассмотрении материалов выездной налоговой проверки. В решении отсутствует подпись Хайдып С.Н., свидетельствующая о получении решения 20.12.2007. Протокол рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом не представлен.
Кроме того, согласно решению от 20.12.2007 N 1714-08/115 материалы проверки рассмотрены начальником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Тыва, решение им не подписано. Участие должностного лица, подписавшего решение (заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Тыва), в рассмотрении дела документально не подтверждено.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Суд апелляционной инстанции в постановлении от 11.12.2008 по делу N А69-2451/08-9 пришел к выводу о том, что налоговым органом допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки, выразившееся в необеспечении лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов, что явилось основанием для признания решения налогового органа незаконным.
С учетом изложенного, решение налогового органа является незаконным с даты его принятия, независимо от содержащихся в нем выводов. Следовательно, требование N 1909 от 11.01.2008 также является незаконным, как основанное на решении, противоречащем Налоговому кодексу Российской Федерации.
Таким образом, налоговый орган не доказал наличие оснований для взыскания суммы задолженности по налогам, пени и штрафов, что не дает оснований суду для удовлетворения заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отменить и отказать в удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Тыва, уточненного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 165), о взыскании с муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Эрзин недоимки по налогам в сумме 1715241,79 рублей, пени в сумме 557698,16 рублей и штрафных санкций в размере 79169,38 рублей.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Тыва в пользу муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Эрзин подлежит взысканию оплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от 10 июля 2008 года по делу N А69-1498/08-10 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В требовании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Тыва о взыскании с муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Эрзин недоимки по налогам в сумме 1715241,79 рублей, пени в сумме 557698,16 рублей и штрафных санкций в размере 79169,38 рублей отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Тыва в пользу муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Эрзин оплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
Л.Ф.ПЕРВУХИНА

Судьи:
Л.А.ДУНАЕВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)