Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 9 июня 2004 г. Дело N А48-5108/03-18
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России по Северному району г. Орла на Решение Арбитражного суда Орловской области от 24.02.2004 по делу N А48-5108/03-18,
Дочернее общество с ограниченной ответственностью "ОСПАЗ-ПРЭС" (далее по тексту - ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС России по Северному району г. Орла от 15.12.2003 N 16.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 24.02.2004 заявленные требования удовлетворены.
Апелляционная жалоба не подавалась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС России по Северному району г. Орла просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по Северному району г. Орла проведена выездная налоговая проверка ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" по вопросу правомерности использования льготы по налогу на прибыль в части затрат предприятия на содержание объектов жилищного фонда за период с 01.01.2000 по 31.12.2001, о чем составлен акт от 17.11.2003 N 33. По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией принято Решение от 15.12.2003 N 16, в соответствии с которым обществу доначислен налог на прибыль в сумме 2945973 руб. 60 коп., пеня за несвоевременную его уплату в размере 1979889 руб. 82 коп., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 589195 руб.
Основанием для доначисления налога на прибыль, пени и применения штрафной санкции послужили выводы налоговой инспекции о неправомерном применении заявителем льготы по налогу на прибыль в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму затрат, направленных на содержание жилищного фонда, установленной пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", поскольку ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" осуществляло долевое финансирование жилищного фонда, находящегося на балансе ДООО "ОСПАЗ-Жилсервис", являющегося специализированной организацией, так как эксплуатация жилищного фонда - основной вид его деятельности. Кроме того, расходы на содержание жилищного фонда ДООО "ОСПАЗ-Жилсервис" производятся за счет себестоимости, что свидетельствует об отсутствии у него реальных затрат при долевом участии в финансировании содержания объектов жилищного фонда, находящегося у него на балансе.
Считая, что решение инспекции МНС России по Северному району г. Орла нарушает права и законные интересы общества, ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доводы сторон по существу спора и вынес обоснованное решение по делу.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (действовавшим в спорный период времени) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
Таким образом, применение упомянутой льготы возможно при соблюдении ряда условий, в частности, предприятию необходимо производить расходы на содержание жилищного фонда, находящегося на его балансе или балансе другой организации - при их долевом участии; указанные затраты должны быть фактически произведены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; при долевом участии в финансировании содержания жилищного фонда затраты должны быть произведены в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" в 2000 году фактически осуществляло долевое финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе ДООО "ОСПАЗ-Жилсервис" в соответствии с договором от 05.01.2000 N 66/юр-2000. Расходы обществом произведены за счет прибыли, остающейся в его распоряжении. Иное налоговым органом не доказано. Указанные затраты соответствуют годовым нормативам затрат на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе предприятий и организаций, утвержденных Постановлением администрации г. Орла от 14.03.2000 N 524 "Об утверждении годовых нормативов затрат на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы на 2000 год".
Таким образом, ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" выполнены все условия для применения в 2000 году льготы по налогу на прибыль в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму затрат, направленных на содержание жилищного фонда, установленной пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в связи с чем у Инспекции МНС России по Северному району г. Орла оснований для доначисления обществу налога на прибыль в сумме 2945973 руб. 60 коп., пени за несвоевременную его уплату в размере 1979889 руб. 82 коп., применения штрафной санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 589195 руб. не имелось.
Довод налогового органа о том, что указанная льгота не применяется в случае финансирования затрат на содержание жилищного фонда, находящегося на балансе специализированных организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, судом правомерно признан несостоятельным, так как, исходя из Положений пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", уменьшение облагаемой прибыли на суммы затрат предприятий не ставится в зависимость от собственника объекта или специализации финансируемых предприятий, содержащих на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Ссылку Инспекции МНС России по Северному району г. Орла в обоснование своей позиции на отсутствие у ДОО "ОСПАЗ-Жилсервис" реальных затрат при долевом участии в финансировании объектов жилищно-коммунального хозяйства, поскольку они производятся за счет себестоимости, кассационная инстанция считает необоснованной в связи с тем, что законодателем право на применение льготы не поставлено в зависимость от того, за счет каких средств осуществляется содержание жилищного фонда специализированной организацией, на балансе которой они находятся.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Орловской области от 24.02.2004 по делу N А48-5108/03-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по Северному району г. Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 9 июня 2004 г. Дело N А48-5108/03-18
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России по Северному району г. Орла на Решение Арбитражного суда Орловской области от 24.02.2004 по делу N А48-5108/03-18,
Дочернее общество с ограниченной ответственностью "ОСПАЗ-ПРЭС" (далее по тексту - ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС России по Северному району г. Орла от 15.12.2003 N 16.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 24.02.2004 заявленные требования удовлетворены.
Апелляционная жалоба не подавалась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС России по Северному району г. Орла просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по Северному району г. Орла проведена выездная налоговая проверка ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" по вопросу правомерности использования льготы по налогу на прибыль в части затрат предприятия на содержание объектов жилищного фонда за период с 01.01.2000 по 31.12.2001, о чем составлен акт от 17.11.2003 N 33. По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией принято Решение от 15.12.2003 N 16, в соответствии с которым обществу доначислен налог на прибыль в сумме 2945973 руб. 60 коп., пеня за несвоевременную его уплату в размере 1979889 руб. 82 коп., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 589195 руб.
Основанием для доначисления налога на прибыль, пени и применения штрафной санкции послужили выводы налоговой инспекции о неправомерном применении заявителем льготы по налогу на прибыль в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму затрат, направленных на содержание жилищного фонда, установленной пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", поскольку ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" осуществляло долевое финансирование жилищного фонда, находящегося на балансе ДООО "ОСПАЗ-Жилсервис", являющегося специализированной организацией, так как эксплуатация жилищного фонда - основной вид его деятельности. Кроме того, расходы на содержание жилищного фонда ДООО "ОСПАЗ-Жилсервис" производятся за счет себестоимости, что свидетельствует об отсутствии у него реальных затрат при долевом участии в финансировании содержания объектов жилищного фонда, находящегося у него на балансе.
Считая, что решение инспекции МНС России по Северному району г. Орла нарушает права и законные интересы общества, ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доводы сторон по существу спора и вынес обоснованное решение по делу.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (действовавшим в спорный период времени) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
Таким образом, применение упомянутой льготы возможно при соблюдении ряда условий, в частности, предприятию необходимо производить расходы на содержание жилищного фонда, находящегося на его балансе или балансе другой организации - при их долевом участии; указанные затраты должны быть фактически произведены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; при долевом участии в финансировании содержания жилищного фонда затраты должны быть произведены в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" в 2000 году фактически осуществляло долевое финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе ДООО "ОСПАЗ-Жилсервис" в соответствии с договором от 05.01.2000 N 66/юр-2000. Расходы обществом произведены за счет прибыли, остающейся в его распоряжении. Иное налоговым органом не доказано. Указанные затраты соответствуют годовым нормативам затрат на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе предприятий и организаций, утвержденных Постановлением администрации г. Орла от 14.03.2000 N 524 "Об утверждении годовых нормативов затрат на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы на 2000 год".
Таким образом, ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" выполнены все условия для применения в 2000 году льготы по налогу на прибыль в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму затрат, направленных на содержание жилищного фонда, установленной пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в связи с чем у Инспекции МНС России по Северному району г. Орла оснований для доначисления обществу налога на прибыль в сумме 2945973 руб. 60 коп., пени за несвоевременную его уплату в размере 1979889 руб. 82 коп., применения штрафной санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 589195 руб. не имелось.
Довод налогового органа о том, что указанная льгота не применяется в случае финансирования затрат на содержание жилищного фонда, находящегося на балансе специализированных организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, судом правомерно признан несостоятельным, так как, исходя из Положений пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", уменьшение облагаемой прибыли на суммы затрат предприятий не ставится в зависимость от собственника объекта или специализации финансируемых предприятий, содержащих на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Ссылку Инспекции МНС России по Северному району г. Орла в обоснование своей позиции на отсутствие у ДОО "ОСПАЗ-Жилсервис" реальных затрат при долевом участии в финансировании объектов жилищно-коммунального хозяйства, поскольку они производятся за счет себестоимости, кассационная инстанция считает необоснованной в связи с тем, что законодателем право на применение льготы не поставлено в зависимость от того, за счет каких средств осуществляется содержание жилищного фонда специализированной организацией, на балансе которой они находятся.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Орловской области от 24.02.2004 по делу N А48-5108/03-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по Северному району г. Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 09.06.2004 N А48-5108/03-18
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 9 июня 2004 г. Дело N А48-5108/03-18
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России по Северному району г. Орла на Решение Арбитражного суда Орловской области от 24.02.2004 по делу N А48-5108/03-18,
УСТАНОВИЛ:
Дочернее общество с ограниченной ответственностью "ОСПАЗ-ПРЭС" (далее по тексту - ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС России по Северному району г. Орла от 15.12.2003 N 16.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 24.02.2004 заявленные требования удовлетворены.
Апелляционная жалоба не подавалась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС России по Северному району г. Орла просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по Северному району г. Орла проведена выездная налоговая проверка ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" по вопросу правомерности использования льготы по налогу на прибыль в части затрат предприятия на содержание объектов жилищного фонда за период с 01.01.2000 по 31.12.2001, о чем составлен акт от 17.11.2003 N 33. По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией принято Решение от 15.12.2003 N 16, в соответствии с которым обществу доначислен налог на прибыль в сумме 2945973 руб. 60 коп., пеня за несвоевременную его уплату в размере 1979889 руб. 82 коп., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 589195 руб.
Основанием для доначисления налога на прибыль, пени и применения штрафной санкции послужили выводы налоговой инспекции о неправомерном применении заявителем льготы по налогу на прибыль в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму затрат, направленных на содержание жилищного фонда, установленной пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", поскольку ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" осуществляло долевое финансирование жилищного фонда, находящегося на балансе ДООО "ОСПАЗ-Жилсервис", являющегося специализированной организацией, так как эксплуатация жилищного фонда - основной вид его деятельности. Кроме того, расходы на содержание жилищного фонда ДООО "ОСПАЗ-Жилсервис" производятся за счет себестоимости, что свидетельствует об отсутствии у него реальных затрат при долевом участии в финансировании содержания объектов жилищного фонда, находящегося у него на балансе.
Считая, что решение инспекции МНС России по Северному району г. Орла нарушает права и законные интересы общества, ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доводы сторон по существу спора и вынес обоснованное решение по делу.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (действовавшим в спорный период времени) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
Таким образом, применение упомянутой льготы возможно при соблюдении ряда условий, в частности, предприятию необходимо производить расходы на содержание жилищного фонда, находящегося на его балансе или балансе другой организации - при их долевом участии; указанные затраты должны быть фактически произведены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; при долевом участии в финансировании содержания жилищного фонда затраты должны быть произведены в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" в 2000 году фактически осуществляло долевое финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе ДООО "ОСПАЗ-Жилсервис" в соответствии с договором от 05.01.2000 N 66/юр-2000. Расходы обществом произведены за счет прибыли, остающейся в его распоряжении. Иное налоговым органом не доказано. Указанные затраты соответствуют годовым нормативам затрат на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе предприятий и организаций, утвержденных Постановлением администрации г. Орла от 14.03.2000 N 524 "Об утверждении годовых нормативов затрат на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы на 2000 год".
Таким образом, ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" выполнены все условия для применения в 2000 году льготы по налогу на прибыль в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму затрат, направленных на содержание жилищного фонда, установленной пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в связи с чем у Инспекции МНС России по Северному району г. Орла оснований для доначисления обществу налога на прибыль в сумме 2945973 руб. 60 коп., пени за несвоевременную его уплату в размере 1979889 руб. 82 коп., применения штрафной санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 589195 руб. не имелось.
Довод налогового органа о том, что указанная льгота не применяется в случае финансирования затрат на содержание жилищного фонда, находящегося на балансе специализированных организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, судом правомерно признан несостоятельным, так как, исходя из Положений пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", уменьшение облагаемой прибыли на суммы затрат предприятий не ставится в зависимость от собственника объекта или специализации финансируемых предприятий, содержащих на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Ссылку Инспекции МНС России по Северному району г. Орла в обоснование своей позиции на отсутствие у ДОО "ОСПАЗ-Жилсервис" реальных затрат при долевом участии в финансировании объектов жилищно-коммунального хозяйства, поскольку они производятся за счет себестоимости, кассационная инстанция считает необоснованной в связи с тем, что законодателем право на применение льготы не поставлено в зависимость от того, за счет каких средств осуществляется содержание жилищного фонда специализированной организацией, на балансе которой они находятся.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 24.02.2004 по делу N А48-5108/03-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по Северному району г. Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 9 июня 2004 г. Дело N А48-5108/03-18
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России по Северному району г. Орла на Решение Арбитражного суда Орловской области от 24.02.2004 по делу N А48-5108/03-18,
УСТАНОВИЛ:
Дочернее общество с ограниченной ответственностью "ОСПАЗ-ПРЭС" (далее по тексту - ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС России по Северному району г. Орла от 15.12.2003 N 16.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 24.02.2004 заявленные требования удовлетворены.
Апелляционная жалоба не подавалась.
В кассационной жалобе Инспекция МНС России по Северному району г. Орла просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по Северному району г. Орла проведена выездная налоговая проверка ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" по вопросу правомерности использования льготы по налогу на прибыль в части затрат предприятия на содержание объектов жилищного фонда за период с 01.01.2000 по 31.12.2001, о чем составлен акт от 17.11.2003 N 33. По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией принято Решение от 15.12.2003 N 16, в соответствии с которым обществу доначислен налог на прибыль в сумме 2945973 руб. 60 коп., пеня за несвоевременную его уплату в размере 1979889 руб. 82 коп., применены штрафные санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 589195 руб.
Основанием для доначисления налога на прибыль, пени и применения штрафной санкции послужили выводы налоговой инспекции о неправомерном применении заявителем льготы по налогу на прибыль в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму затрат, направленных на содержание жилищного фонда, установленной пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", поскольку ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" осуществляло долевое финансирование жилищного фонда, находящегося на балансе ДООО "ОСПАЗ-Жилсервис", являющегося специализированной организацией, так как эксплуатация жилищного фонда - основной вид его деятельности. Кроме того, расходы на содержание жилищного фонда ДООО "ОСПАЗ-Жилсервис" производятся за счет себестоимости, что свидетельствует об отсутствии у него реальных затрат при долевом участии в финансировании содержания объектов жилищного фонда, находящегося у него на балансе.
Считая, что решение инспекции МНС России по Северному району г. Орла нарушает права и законные интересы общества, ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доводы сторон по существу спора и вынес обоснованное решение по делу.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (действовавшим в спорный период времени) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
Таким образом, применение упомянутой льготы возможно при соблюдении ряда условий, в частности, предприятию необходимо производить расходы на содержание жилищного фонда, находящегося на его балансе или балансе другой организации - при их долевом участии; указанные затраты должны быть фактически произведены за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; при долевом участии в финансировании содержания жилищного фонда затраты должны быть произведены в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" в 2000 году фактически осуществляло долевое финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе ДООО "ОСПАЗ-Жилсервис" в соответствии с договором от 05.01.2000 N 66/юр-2000. Расходы обществом произведены за счет прибыли, остающейся в его распоряжении. Иное налоговым органом не доказано. Указанные затраты соответствуют годовым нормативам затрат на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе предприятий и организаций, утвержденных Постановлением администрации г. Орла от 14.03.2000 N 524 "Об утверждении годовых нормативов затрат на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы на 2000 год".
Таким образом, ДООО "ОСПАЗ-ПРЭС" выполнены все условия для применения в 2000 году льготы по налогу на прибыль в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму затрат, направленных на содержание жилищного фонда, установленной пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в связи с чем у Инспекции МНС России по Северному району г. Орла оснований для доначисления обществу налога на прибыль в сумме 2945973 руб. 60 коп., пени за несвоевременную его уплату в размере 1979889 руб. 82 коп., применения штрафной санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 589195 руб. не имелось.
Довод налогового органа о том, что указанная льгота не применяется в случае финансирования затрат на содержание жилищного фонда, находящегося на балансе специализированных организаций, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, судом правомерно признан несостоятельным, так как, исходя из Положений пп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", уменьшение облагаемой прибыли на суммы затрат предприятий не ставится в зависимость от собственника объекта или специализации финансируемых предприятий, содержащих на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства.
Ссылку Инспекции МНС России по Северному району г. Орла в обоснование своей позиции на отсутствие у ДОО "ОСПАЗ-Жилсервис" реальных затрат при долевом участии в финансировании объектов жилищно-коммунального хозяйства, поскольку они производятся за счет себестоимости, кассационная инстанция считает необоснованной в связи с тем, что законодателем право на применение льготы не поставлено в зависимость от того, за счет каких средств осуществляется содержание жилищного фонда специализированной организацией, на балансе которой они находятся.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, кассационная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 24.02.2004 по делу N А48-5108/03-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России по Северному району г. Орла - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)