Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: Карпова Д.С., доверенность от 11.01.2009 г.; Крутыниной В.А., доверенность от 10.07.2009 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Шахта Колмогоровская"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.07.2009 г.
по делу N А27-16987/2008-2 (судья Мишина И.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Шахта Колмогоровская"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области
о признании недействительным в части решения от 22.09.2008 г. N 134 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения
установил:
открытое акционерное общество "Шахта Колмогоровская" (далее - Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 3 по Кемеровской области (далее - "Ответчик", "ИФНС", "Налоговый орган") о признании недействительным решения от 22.09.2008 года N 134 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части обязании удержать и перечислить налог на доходы физических лиц в размере 88 747 руб., соответствующие суммы пени и штрафа, а также в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 6 055 073 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.12.2008 года по делу N А27-16987/2008-2 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Решение инспекции от 22.09.2008 г. N 134 признано недействительным в части обязания Общества удержать и перечислить НДФЛ в размере 88 747 руб., соответствующие суммы пеней и штрафа. В остальной части отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.06.2009 г. решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.1.2008 года и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 г. отменены в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Кемеровской области от 22.09.2009 года N 134 об обязании ОАО "Шахта Колмогоровская" удержать и перечислить налог на доходы физических лиц в размере 88 747 руб., соответствующие суммы пеней и штрафа. В этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным упомянутого решения налогового органа об уменьшении предъявленного к возмещению из бюджета сумм НДС в размере 6 055 073 руб. названные судебные акты отменены, и дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Кемеровской области 22.07.2009 года заявление о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Кемеровской области от 22.09.2009 года N 134 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 6 055 073 руб. оставил без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Шахта Колмогоровская" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт по следующим основаниям:
- не соответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права: статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", которой предусмотрена обязанность пользователя недр обеспечить ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие наличие неразрывной связи между деятельностью шахты по добыче угля и ликвидацией горных выработок, которая в силу нормативных правовых актов является неотъемлемой частью процесса добычи угля, реализация которого облагается налогом на добавленную стоимость.
Подробнее доводы ОАО "Шахта Колмогоровская" изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании стороны доводы апелляционной жалобы и отзыва поддержали, по основаниям в них изложенным.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.07.2009 г. подлежащим отмене.
Материалами дела установлено, что Межрайонной инспекцией ФНС России N 3 по Кемеровской области по итогам проведенной выездной налоговой проверки ОАО "Шахта Колмогоровская" принято решение N 134 от 22.09.2008 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявителю в частности предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета НДС в размере 6 055 073,00 руб.
Как следует из решения ИФНС, налоговым органом сделан вывод о завышении налогоплательщиком размера налоговых вычетов по приобретенным у подрядной организации ООО "Аякс" услугам по ликвидации горных выработок в размере 6 055 073 руб.
По мнению налогового органа, расходы по ликвидации и демонтажу горных выработок не связаны с операцией, признаваемой объектом налогообложения по НДС, так как если основное средство ликвидируется, то в силу ст. 146 НК РФ объект налогообложения по НДС не возникает, поскольку нет реализации товара применительно к п. 1 ст. 39 НК РФ.
Вместе с тем, согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.
Из указанной нормы следует, что для принятия НДС к вычету требуется наличие связи между приобретенными товарами и деятельностью, облагаемой НДС.
В соответствии с п. 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из изложенных норм следует, что действующее налоговое законодательство не связывает право на применение налогоплательщиком налоговых вычетов с обязательным наличием в данном налоговом периоде объектов налогообложения, предусмотренных подпунктом 1, 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ.
Налоговый орган пришел к выводу о неправомерности принятия к вычету НДС в связи с тем, что при ликвидации основного средства объект обложения НДС отсутствует, поскольку в данном случае не будет ни реализации товара, ни его передачи для собственных нужд.
По мнению Инспекции, для правомерного вычета НДС необходимо возникновение объекта НДС непосредственно из самой работы по ликвидации, приобретенной Обществом (например, реализация полученных от ликвидации материалов).
Данный вывод не основан на нормах налогового законодательства.
Так, налоговое законодательство позволяет заявить право на вычет НДС по товарам (работам, услугам), косвенно используемым для операций, облагаемых НДС.
Для правомерного принятия входного НДС к вычету необходимо наличие связи между приобретенными товарами и деятельностью, облагаемой НДС, причем, облагаемая НДС деятельность не обязательно должна осуществляться в том же налоговом периоде.
Апелляционный суд приходит к выводу, основанному на исследовании материалов дела о том, что ликвидация горных выработок связана с деятельностью Общества по добыче угля и его реализацией, облагаемой налогом на добавленную стоимость (это последний этап по добыче угля на данном участке).
Ликвидация опасного производственного объекта обусловлена особенностями производственного цикла и необходимостью завершения комплекса работ по добытому углю как основному виду деятельности Общества. При этом тот факт, что основным видом деятельности Общества является добыча угля на участках недр, налоговым органом не оспаривается.
Из материалов дела усматривается, что консервационные, ликвидационные и рекультивационные работы проводятся в рамках правоотношений, удостоверенных лицензией на пользование недрами.
Так, с 2000 года Общество осуществляет деятельность по добыче и реализации угля на основании лицензии на право пользования недрами N КЕМ 00751 от 03.07.2000 г., выданной Министерством природных ресурсов сроком до марта месяца 2014 года.
Целевое назначение лицензии - добыча каменного угля подземным способом на Егозово-Красноярском каменноугольном месторождении.
Согласно п. 10 лицензионного соглашения, являющего неотъемлемой частью указанной лицензии, в процессе пользования недрами "Владелец лицензии" налогоплательщик - обязан выполнять следующие условия:
- - отработку месторождения в соответствии с утвержденным проектом и правилами технической эксплуатации;
- - обеспечивать безопасное для работников предприятия и населения работ;
- - осуществлять в кратчайшие сроки ликвидацию и ремонт аварийных скважин, находящихся на балансе недропользователя.
До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", статьей 12 Закона Российской Федерации "О недрах".
В части 2 статьи 22, статьи 23, 24, 26 Закона "О недрах" установлены обязательства по выполнению следующих мероприятий: приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования: сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидация в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов; управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей как в горных выработках, так и на поверхности и т.д.
Ликвидируемые в данном случае основные средства являются горными выработками. которые изначально создавались для ведения горных работ по добыче угля.
После окончания добычи угля на участке недр пользователь недр в соответствии с требованиями законодательства обязан ликвидировать опасный объект - привести используемый участок недр в безопасное состояние.
Процесс ликвидации горных выработок производится в соответствии с требованиями Постановления Госгортехнадзора России от 23 января 1995 г. N 4. которым утверждены "Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и рассыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом (ПБ-06-111-95).
Из материалов дела усматривается, что Институтом "Кузбассгипрошахт" для ОАО "Шахта Колмогоровская" был разработан специальный Проект технической ликвидации опасного производственного объекта.
Разработка данного проекта в дополнение к положениям технического проекта разработки месторождения осуществляется в соответствии с разделом 2.8. (Ликвидация шахт и выработок) Правил безопасности в угольных шахтах.
Данный нормативный правовой акт предусматривает, что ликвидация и консервация угольной шахты должна производиться по проекту, выполненному проектной организацией и прошедшему экспертизу промышленной безопасности, а при полной или частичной ликвидации либо консервации шахты горные выработки должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации также и сохранность месторождения и горных выработок на все время консервации.
Следовательно, производственный цикл, направленный на реализацию товаров (работ, услуг), ОАО "Шахта Колмогоровская" представляет собой длительную по протяженности времени деятельность Общества, в которую включается, в том числе, проведение работ по обустройству месторождения, закупке и (или) мобилизация необходимых технических средств, машин, оборудования и материалов, осуществлению добычи указанного в лицензии вида полезного ископаемого и его реализация, ликвидация или консервация горной выработки но добыче полезных ископаемых по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что данный процесс нельзя приравнивать к обычной ликвидации основных средств. Ликвидация горных выработок является завершающим этапом производственного цикла ОАО "Шахта Колмогоровская", связанным с использованием недр на основе законодательства, правил безопасности и положений лицензии на пользование недрами и Проекта разработки месторождения, Проекта технической ликвидации опасного производственного объекта. Исключение какой-либо из стадий производственного цикла недопустимо в соответствии с положениями законодательства РФ.
Добыча полезных ископаемых является одним из предусмотренных статьей 6 Закона РФ "О недрах" видов пользования недрами и предусматривает с момента получения лицензии сложный производственных цикл, включающий стадии:
- - выполнение строительных, буровых и иных работ, направленных на обустройство месторождения в соответствии с требованиями технического проекта, включающее обеспечение энергоснабжения, водоотведения шахтных вод, строительство горных выработок и производств, обеспечивающих первичную переработку минерального сырья (ст. 23, 23.2., 24);
- - закупка и (или) мобилизация необходимых технических средств, машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам/мобилизация и (или) прием на работу квалифицированного персонала, допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование (ст. 24);
- - осуществление добычи указанного в лицензии вида полезного ископаемого (ст. 24);
- - ликвидация или консервация горных выработок по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами (ст.ст. 12, 24, 26).
При этом последовательное прохождение всех указанных стадий прямо закреплено в Законе РФ "О недрах", Правилах безопасности в угольных шахтах (Постановление Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N 50), а также лицензии на пользование недрами. При этом пользователь недр в соответствии со ст. 26 Закона РФ "О недрах" до завершения процесса ликвидации или консервации горных выработок несет ответственность, возложенную на него законодательством о недрах.
Учитывая изложенное, все указанные этапы являются производственной деятельностью шахты по добыче угля, с чем связывает законодательство право на налоговые вычеты.
Следовательно, работы по демонтажу объектов основных средств, которые непосредственно участвовали в деятельности по добыче угля, являются работами, связанными с деятельностью облагаемой налогом на добавленную стоимость, как того требует подпункт 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ. Соответственно, право на налоговые вычеты возникает у предприятия в рамках статьи 171 НК РФ в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
При этом апелляционный суд учитывает, что согласно п. 1 ст. 11 НК РФ понятия и термины из других отраслей законодательства могут использоваться для целей налогообложения тогда, когда иное значение этих терминов не установлено в самом Налоговом кодексе РФ. Определения научно-технической деятельности в НК РФ не содержится,
Поэтому для целей налогообложения, чтобы определить, что этап технической ликвидации основных средств (горных выработок), которые изначально создавались для ведения горных работ по добыче угля, и работы по строительству объектов, является работами, связанными с деятельностью облагаемой налогом на добавленную стоимость, и это является продолжением деятельности по добыче угля, необходимо руководствоваться определениями законодательных и нормативных актов в сфере недропользования, а именно федеральных законов "О недрах" в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", N 116-ФЗ от 21.07.97 "О промышленной безопасности опасного производственных объектов", "Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России", "Правил безопасности в угольных шахтах" (ПБ 05-618-03), "Инструкции о порядке ведения горных работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами" (РД 07-291-99).
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции усматривает несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, что является основанием для отмены решения суда, установленным ст. 270 АПК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с Межрайонной ИФНС России N 3 по Кемеровской области в пользу ОАО "Шахта "Колмогоровская" по первой инстанции и апелляционной инстанции в размере 2000 рублей и 1 000 руб. по платежным поручениям N 702 от 27.11.2008 г. соответственно.
Руководствуясь ст. 110, п. 2 ст. 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.07.2009 г. по делу N А27-16987/2008-2 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области от 22.09.2008 г. N 134 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 6 055 073 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области в пользу открытого акционерного общества "Шахта Колмогоровская" государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2009 N 07АП-1400/09 ПО ДЕЛУ N А27-16987/2008-2
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2009 г. N 07АП-1400/09
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Бородулиной И.И., Усаниной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: Карпова Д.С., доверенность от 11.01.2009 г.; Крутыниной В.А., доверенность от 10.07.2009 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Шахта Колмогоровская"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.07.2009 г.
по делу N А27-16987/2008-2 (судья Мишина И.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Шахта Колмогоровская"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области
о признании недействительным в части решения от 22.09.2008 г. N 134 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения
установил:
открытое акционерное общество "Шахта Колмогоровская" (далее - Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 3 по Кемеровской области (далее - "Ответчик", "ИФНС", "Налоговый орган") о признании недействительным решения от 22.09.2008 года N 134 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части обязании удержать и перечислить налог на доходы физических лиц в размере 88 747 руб., соответствующие суммы пени и штрафа, а также в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 6 055 073 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 25.12.2008 года по делу N А27-16987/2008-2 заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Решение инспекции от 22.09.2008 г. N 134 признано недействительным в части обязания Общества удержать и перечислить НДФЛ в размере 88 747 руб., соответствующие суммы пеней и штрафа. В остальной части отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.06.2009 г. решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.1.2008 года и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 г. отменены в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Кемеровской области от 22.09.2009 года N 134 об обязании ОАО "Шахта Колмогоровская" удержать и перечислить налог на доходы физических лиц в размере 88 747 руб., соответствующие суммы пеней и штрафа. В этой части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным упомянутого решения налогового органа об уменьшении предъявленного к возмещению из бюджета сумм НДС в размере 6 055 073 руб. названные судебные акты отменены, и дело в этой части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Кемеровской области 22.07.2009 года заявление о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Кемеровской области от 22.09.2009 года N 134 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в размере 6 055 073 руб. оставил без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Шахта Колмогоровская" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт по следующим основаниям:
- не соответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права: статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", которой предусмотрена обязанность пользователя недр обеспечить ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие наличие неразрывной связи между деятельностью шахты по добыче угля и ликвидацией горных выработок, которая в силу нормативных правовых актов является неотъемлемой частью процесса добычи угля, реализация которого облагается налогом на добавленную стоимость.
Подробнее доводы ОАО "Шахта Колмогоровская" изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании стороны доводы апелляционной жалобы и отзыва поддержали, по основаниям в них изложенным.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.07.2009 г. подлежащим отмене.
Материалами дела установлено, что Межрайонной инспекцией ФНС России N 3 по Кемеровской области по итогам проведенной выездной налоговой проверки ОАО "Шахта Колмогоровская" принято решение N 134 от 22.09.2008 г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявителю в частности предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета НДС в размере 6 055 073,00 руб.
Как следует из решения ИФНС, налоговым органом сделан вывод о завышении налогоплательщиком размера налоговых вычетов по приобретенным у подрядной организации ООО "Аякс" услугам по ликвидации горных выработок в размере 6 055 073 руб.
По мнению налогового органа, расходы по ликвидации и демонтажу горных выработок не связаны с операцией, признаваемой объектом налогообложения по НДС, так как если основное средство ликвидируется, то в силу ст. 146 НК РФ объект налогообложения по НДС не возникает, поскольку нет реализации товара применительно к п. 1 ст. 39 НК РФ.
Вместе с тем, согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.
Из указанной нормы следует, что для принятия НДС к вычету требуется наличие связи между приобретенными товарами и деятельностью, облагаемой НДС.
В соответствии с п. 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из изложенных норм следует, что действующее налоговое законодательство не связывает право на применение налогоплательщиком налоговых вычетов с обязательным наличием в данном налоговом периоде объектов налогообложения, предусмотренных подпунктом 1, 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ.
Налоговый орган пришел к выводу о неправомерности принятия к вычету НДС в связи с тем, что при ликвидации основного средства объект обложения НДС отсутствует, поскольку в данном случае не будет ни реализации товара, ни его передачи для собственных нужд.
По мнению Инспекции, для правомерного вычета НДС необходимо возникновение объекта НДС непосредственно из самой работы по ликвидации, приобретенной Обществом (например, реализация полученных от ликвидации материалов).
Данный вывод не основан на нормах налогового законодательства.
Так, налоговое законодательство позволяет заявить право на вычет НДС по товарам (работам, услугам), косвенно используемым для операций, облагаемых НДС.
Для правомерного принятия входного НДС к вычету необходимо наличие связи между приобретенными товарами и деятельностью, облагаемой НДС, причем, облагаемая НДС деятельность не обязательно должна осуществляться в том же налоговом периоде.
Апелляционный суд приходит к выводу, основанному на исследовании материалов дела о том, что ликвидация горных выработок связана с деятельностью Общества по добыче угля и его реализацией, облагаемой налогом на добавленную стоимость (это последний этап по добыче угля на данном участке).
Ликвидация опасного производственного объекта обусловлена особенностями производственного цикла и необходимостью завершения комплекса работ по добытому углю как основному виду деятельности Общества. При этом тот факт, что основным видом деятельности Общества является добыча угля на участках недр, налоговым органом не оспаривается.
Из материалов дела усматривается, что консервационные, ликвидационные и рекультивационные работы проводятся в рамках правоотношений, удостоверенных лицензией на пользование недрами.
Так, с 2000 года Общество осуществляет деятельность по добыче и реализации угля на основании лицензии на право пользования недрами N КЕМ 00751 от 03.07.2000 г., выданной Министерством природных ресурсов сроком до марта месяца 2014 года.
Целевое назначение лицензии - добыча каменного угля подземным способом на Егозово-Красноярском каменноугольном месторождении.
Согласно п. 10 лицензионного соглашения, являющего неотъемлемой частью указанной лицензии, в процессе пользования недрами "Владелец лицензии" налогоплательщик - обязан выполнять следующие условия:
- - отработку месторождения в соответствии с утвержденным проектом и правилами технической эксплуатации;
- - обеспечивать безопасное для работников предприятия и населения работ;
- - осуществлять в кратчайшие сроки ликвидацию и ремонт аварийных скважин, находящихся на балансе недропользователя.
До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", статьей 12 Закона Российской Федерации "О недрах".
В части 2 статьи 22, статьи 23, 24, 26 Закона "О недрах" установлены обязательства по выполнению следующих мероприятий: приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования: сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидация в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов; управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей как в горных выработках, так и на поверхности и т.д.
Ликвидируемые в данном случае основные средства являются горными выработками. которые изначально создавались для ведения горных работ по добыче угля.
После окончания добычи угля на участке недр пользователь недр в соответствии с требованиями законодательства обязан ликвидировать опасный объект - привести используемый участок недр в безопасное состояние.
Процесс ликвидации горных выработок производится в соответствии с требованиями Постановления Госгортехнадзора России от 23 января 1995 г. N 4. которым утверждены "Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и рассыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом (ПБ-06-111-95).
Из материалов дела усматривается, что Институтом "Кузбассгипрошахт" для ОАО "Шахта Колмогоровская" был разработан специальный Проект технической ликвидации опасного производственного объекта.
Разработка данного проекта в дополнение к положениям технического проекта разработки месторождения осуществляется в соответствии с разделом 2.8. (Ликвидация шахт и выработок) Правил безопасности в угольных шахтах.
Данный нормативный правовой акт предусматривает, что ликвидация и консервация угольной шахты должна производиться по проекту, выполненному проектной организацией и прошедшему экспертизу промышленной безопасности, а при полной или частичной ликвидации либо консервации шахты горные выработки должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации также и сохранность месторождения и горных выработок на все время консервации.
Следовательно, производственный цикл, направленный на реализацию товаров (работ, услуг), ОАО "Шахта Колмогоровская" представляет собой длительную по протяженности времени деятельность Общества, в которую включается, в том числе, проведение работ по обустройству месторождения, закупке и (или) мобилизация необходимых технических средств, машин, оборудования и материалов, осуществлению добычи указанного в лицензии вида полезного ископаемого и его реализация, ликвидация или консервация горной выработки но добыче полезных ископаемых по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что данный процесс нельзя приравнивать к обычной ликвидации основных средств. Ликвидация горных выработок является завершающим этапом производственного цикла ОАО "Шахта Колмогоровская", связанным с использованием недр на основе законодательства, правил безопасности и положений лицензии на пользование недрами и Проекта разработки месторождения, Проекта технической ликвидации опасного производственного объекта. Исключение какой-либо из стадий производственного цикла недопустимо в соответствии с положениями законодательства РФ.
Добыча полезных ископаемых является одним из предусмотренных статьей 6 Закона РФ "О недрах" видов пользования недрами и предусматривает с момента получения лицензии сложный производственных цикл, включающий стадии:
- - выполнение строительных, буровых и иных работ, направленных на обустройство месторождения в соответствии с требованиями технического проекта, включающее обеспечение энергоснабжения, водоотведения шахтных вод, строительство горных выработок и производств, обеспечивающих первичную переработку минерального сырья (ст. 23, 23.2., 24);
- - закупка и (или) мобилизация необходимых технических средств, машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам/мобилизация и (или) прием на работу квалифицированного персонала, допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование (ст. 24);
- - осуществление добычи указанного в лицензии вида полезного ископаемого (ст. 24);
- - ликвидация или консервация горных выработок по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами (ст.ст. 12, 24, 26).
При этом последовательное прохождение всех указанных стадий прямо закреплено в Законе РФ "О недрах", Правилах безопасности в угольных шахтах (Постановление Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 N 50), а также лицензии на пользование недрами. При этом пользователь недр в соответствии со ст. 26 Закона РФ "О недрах" до завершения процесса ликвидации или консервации горных выработок несет ответственность, возложенную на него законодательством о недрах.
Учитывая изложенное, все указанные этапы являются производственной деятельностью шахты по добыче угля, с чем связывает законодательство право на налоговые вычеты.
Следовательно, работы по демонтажу объектов основных средств, которые непосредственно участвовали в деятельности по добыче угля, являются работами, связанными с деятельностью облагаемой налогом на добавленную стоимость, как того требует подпункт 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ. Соответственно, право на налоговые вычеты возникает у предприятия в рамках статьи 171 НК РФ в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
При этом апелляционный суд учитывает, что согласно п. 1 ст. 11 НК РФ понятия и термины из других отраслей законодательства могут использоваться для целей налогообложения тогда, когда иное значение этих терминов не установлено в самом Налоговом кодексе РФ. Определения научно-технической деятельности в НК РФ не содержится,
Поэтому для целей налогообложения, чтобы определить, что этап технической ликвидации основных средств (горных выработок), которые изначально создавались для ведения горных работ по добыче угля, и работы по строительству объектов, является работами, связанными с деятельностью облагаемой налогом на добавленную стоимость, и это является продолжением деятельности по добыче угля, необходимо руководствоваться определениями законодательных и нормативных актов в сфере недропользования, а именно федеральных законов "О недрах" в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", N 116-ФЗ от 21.07.97 "О промышленной безопасности опасного производственных объектов", "Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России", "Правил безопасности в угольных шахтах" (ПБ 05-618-03), "Инструкции о порядке ведения горных работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами" (РД 07-291-99).
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции усматривает несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, что является основанием для отмены решения суда, установленным ст. 270 АПК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, государственная пошлина подлежит взысканию с Межрайонной ИФНС России N 3 по Кемеровской области в пользу ОАО "Шахта "Колмогоровская" по первой инстанции и апелляционной инстанции в размере 2000 рублей и 1 000 руб. по платежным поручениям N 702 от 27.11.2008 г. соответственно.
Руководствуясь ст. 110, п. 2 ст. 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.07.2009 г. по делу N А27-16987/2008-2 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области от 22.09.2008 г. N 134 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 6 055 073 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области в пользу открытого акционерного общества "Шахта Колмогоровская" государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.А.УСАНИНА
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.А.УСАНИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)