Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 31.10.2008 ПО ДЕЛУ N А05-3523/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2008 г. по делу N А05-3523/2008


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Корабухиной Л.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Флинт-КСИ" Грудева Р.В. (доверенность от 09.01.2008), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.05.2008 (судья Максимова С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 (судьи Пестерева О.Ю., Богатырева В.А., Бочкарева И.Н.) по делу N А05-3523/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Флинт-КСИ" (далее - Общество, ООО "Флинт-КСИ") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 26.02.2008 N 16-23/13/513, от 06.03.2008 N 16-23/13/562, от 15.03.2008 N 16-23/13/796 и от 01.04.2008 N 16-23/13/1106 о привлечении Общества к ответственности по пунктам 1 и 2 статьи 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 10 062 000 руб. штрафа. Одновременно Общество просило взыскать с налогового органа 32 918,68 руб. судебных расходов, понесенных при рассмотрении дела в суде.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.05.2008 заявленные ООО "Флинт-КСИ" требования удовлетворены. Суд признал недействительными оспариваемые решения Инспекции и взыскал с налогового органа в пользу Общества 32 918,68 руб. судебных расходов.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 решение суда от 21.05.2008 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - пункта 7 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ), Областного закона Архангельской области от 18.04.2007 N 350-17-ОЗ "Об ограничении на территории Архангельской области деятельности по организации и проведению азартных игр" (далее - Закон Архангельской области от 18.04.2007 N 350-17-ОЗ), пункта 4 статьи 366 и статьи 129.2 НК РФ. Податель жалобы ссылается на то, что Общество на основании Закона Архангельской области от 18.04.2007 N 350-17-ОЗ с 01.01.2008 обязано прекратить на территории Архангельской области ведение игорной деятельности и снять с учета в налоговом органе все объекты налогообложения налогом на игорный бизнес - игровые автоматы, о чем налогоплательщик был уведомлен Инспекцией. Однако в нарушение пункта 4 статьи 366 НК РФ ООО "Флинт-КСИ" по состоянию на 01.01.2008 не направило в налоговый орган заявление о снятии с учета всех игровых автоматов (заявление о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес), поэтому обоснованно привлечено к ответственности по статье 129.2 НК РФ.
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции установил следующее.
ООО "Флинт-КСИ" осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (организация и содержание тотализаторов и игорных заведений) на основании лицензии Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 01.06.2004 N 004565 (т. 1, л. 30) со сроком действия с 01.06.2004 по 01.06.2009. Общество в разные периоды зарегистрировало в Инспекции 152 игровых автомата, которые установлены в городе Архангельске по адресам: улица Никитова, дом 11; улица Гагарина, дом 12; улица Терехина, дом 3 и улица Урицкого, дом 54, о чем ему выданы свидетельства.
Вступившим в силу с 01.01.2007 Федеральным законом "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления этой деятельности.
Согласно статье 5 названного Закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
В пункте 7 статьи 16 названного Закона указано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Во исполнение указанной нормы принят Закон Архангельской области от 18.04.2007 N 350-17-ОЗ, которым, начиная с 1 января 2008 года, на территории Архангельской области запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр (за исключением деятельности букмекерских контор и тотализаторов).
Инспекция в уведомлениях от 29.10.2007 N 16-23/13/37266, от 26.12.2007 N 16-23/045121 (т. 1, л. 102 - 103) сообщила Обществу о том, что с 01.01.2008 на территории Архангельской области деятельность игорных заведений должна быть прекращена и что налогоплательщик должен снять с учета все объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, подав заявления о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по форме, утвержденной приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 08.01.2004 N ВГ-3-22/5@. Налогоплательщик также предупрежден Инспекцией, что при осуществлении деятельности, не отвечающей требованиям Закона Архангельской области от 18.04.2007 N 350-17-ОЗ, будет привлечен к ответственности.
По состоянию на 01.01.2008 ООО "Флинт-КСИ" не представило в Инспекцию заявление о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (152 игровых автомата). Налоговый орган, считая Общество совершившим налоговое правонарушение, оформил акт от 15.01.2008 N 16-23/13/82 (т. 2, л. 18 - 19) и принял решение от 26.02.2008 N 16-23/13/513 (т. 1, л. 21 - 25) о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 129.2 НК РФ в виде взыскания 2 754 000 руб. штрафа.
В январе 2008 года (17.01.2008, 21.01.2008 и 25.01.2008) Инспекция провела осмотр игорных залов Общества, расположенных в городе Архангельск по адресам: улица Никитова, дом 11; улица Терехина, дом 3 и улица Гагарина, дом 12, по результатам которого составила протоколы. В протоколах осмотра указано, что ООО "Флинт-КСИ" продолжает незаконно осуществлять деятельность, связанную с организацией и проведением азартных игр в указанных помещениях.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требований Закона Архангельской области от 18.04.2007 N 350-17-ОЗ, непредставлением в Инспекцию заявления о снятии с учета 101 игрового автомата и регистрации изменения количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, Инспекция на основании статьи 101.4 НК РФ составила акты от 25.01.2008 N 16-23/13/234 и от 01.02.2008 N 16-23/13/321 (т. 2, л. 20 - 25) и вынесла решения от 06.03.2008 N 16-23/13/652 и от 15.03.2008 N 16-23/13/796 (т. 1, л. 9 - 12 и 14 - 19) о привлечении Общества к ответственности по пункту 2 статьи 129.2 НК РФ в виде взыскания 5 472 000 руб. штрафа.
Налоговым органом также проведен осмотр игорного зала ООО "Флинт-КСИ", расположенного по адресу: город Архангельск, улица Никитова, дом 11, в ходе которого установлено, что по этому адресу находится магазин. Игровые автоматы, зарегистрированные Обществом по указанному адресу, фактически находятся в помещении по адресу: город Архангельск, улица Никитова, дом 7. Заявление о снятии с учета 51 игрового автомата в Инспекцию по состоянию на 08.02.2008 не поступало.
Факты, свидетельствующие о совершении Обществом налогового правонарушения повторно, Инспекция отразила в акте от 08.02.2008 N 16-23/13/476 (т. 2, л. 15 - 17).
Решением Инспекции от 01.04.2008 N 16-23/13/1106 (т. 1, л. 56 - 60) Общество привлечено к ответственности по пункту 2 статьи 129.2 НК РФ в виде взыскания 1 836 000 руб. штрафа.
ООО "Флинт-КСИ" обжаловало решения налогового органа от 26.02.2008 N 16-23/13/513, от 06.03.2008 N 16-23/13/562, от 15.03.2008 N 16-23/13/796 и от 01.04.2008 N 16-23/13/1106 в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили требования заявителя, посчитав, что в действиях Общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 129.2 НК РФ.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.
Согласно пункту 2 статьи 366 НК РФ каждый объект обложения налогом на игорный бизнес (к которым согласно пункту 1 статьи 366 НК РФ относятся и игровые автоматы) подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 366 НК РФ налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Нарушение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 366 НК РФ, влечет привлечение его к ответственности на основании статьи 129.2 НК РФ за нарушение установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемыми решениями налогового органа ООО "Флинт-КСИ" привлечено к налоговой ответственности по пунктам 1 и 2 статьи 129.2 НК РФ за нарушение требований пункта 3 статьи 366 НК РФ. Однако в качестве основания привлечения к налоговой ответственности Инспекция указала нарушение Обществом положений Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ и Закона Архангельской области от 18.04.2007 N 350-17-ОЗ "Об ограничении на территории Архангельской области деятельности по организации и проведению азартных игр".
Между тем, как правильно указали суды, налоговый орган не представил доказательств нарушения налогоплательщиком норм главы 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации, в частности пункта 3 статьи 366 НК РФ. Инспекцией не установлено выбытия объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по инициативе Общества.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ определил правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установил ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (пункт 1 статьи 1).
Но в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный закон N 244-ФЗ не является актом законодательства о налогах и сборах.
Изменений и дополнений в главу 29 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 129.2 НК РФ в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ не предусматривалось. Ответственность за совершение правонарушения (в том числе порядка регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес) названным Законом не установлена.
Законом Архангельской области от 18.04.2007 N 350-17-ОЗ, принятым во исполнение пункта 7 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, запрещена на территории Архангельской области с 1 января 2008 года деятельность по организации и проведению азартных игр (за исключением деятельности букмекерских контор и тотализаторов). Норм, предусматривающих ответственность налогоплательщиков за неисполнение обязанности по регистрации изменений количества объектов обложения налогом на игорный бизнес, необходимость которых вызвана принятием Закона Архангельской области от 18.04.2007 N 350-17-ОЗ, этот закон не содержит. Статьей 2.5 Областного закона Архангельской области от 03.06.2003 N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" (в редакции Областного закона Архангельской области от 28.05.2008 N 519-27-ОЗ) предусмотрена административная ответственность за нарушение запрета деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Архангельской области, установленного Законом Архангельской области от 18.04.2007 N 350-17-ОЗ.
Таким образом, Закон Архангельской области от 18.04.2007 N 350-17-ОЗ направлен на прекращение на территории Архангельской области с 01.01.2008 предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса и не порождает возникновения дополнительных налоговых обязанностей налогоплательщиков в сфере игорного бизнеса.
Вопросы обложения налогом на игорный бизнес, в том числе порядок регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес, определяются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Исполнение Закона Архангельской области от 18.04.2007 N 350-17-ОЗ не может обеспечиваться взысканием с нарушителей предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации санкций за неисполнение налоговой обязанности зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения (в рассматриваемом случае выбытие).
Судами установлено, что после 01.01.2008 количество ранее зарегистрированных игровых автоматов - объектов обложения налогом на игорный бизнес - не изменилось, игровые автоматы Обществом дополнительно не устанавливались, выбытие объектов обложения налогом на игорный бизнес по инициативе налогоплательщика не производилось.
Поэтому, как правильно указали суды, в рассматриваемом случае отсутствует событие и состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 129.2 НК РФ.
Кассационная инстанция также считает обоснованным вывод судов об отсутствии у Инспекции правовых оснований для привлечения ООО "Флинт-КСИ" решением от 01.04.2008 N 16-23/13/116 к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 129.2 НК РФ за непредставление в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения в связи с изменением адреса места установки игровых автоматов. Налоговый орган ссылается на то, что в ходе осмотра игрового зала Общества, расположенного по адресу: город Архангельск, улица Никитова, дом 11, установлено, что по этому адресу находится магазин. Игровые автоматы, зарегистрированные Обществом по указанному адресу, фактически находятся в помещении по адресу: город Архангельск, улица Никитова, дом 7.
Судами установлено и налоговым органом не оспаривается, что в рассматриваемом случае произошла смена адреса объекта недвижимости. Фактически игровые автоматы, ранее установленные налогоплательщиком и зарегистрированные по адресу: улица Никитова, дом 11, не перемещались; изменился адрес помещения, в котором они находились. Количество игровых автоматов, зарегистрированных в налоговом органе по месту их установки, не изменилось. Установка дополнительных игровых автоматов (приобретенных или арендованных) сверх ранее зарегистрированных с учетом положений пункта 2 статьи 366 НК РФ не производилась; выбытия (в форме отчуждения, уничтожения, возврата арендодателю, утраты и т.д.) объектов налогообложения - игровых автоматов, зарегистрированных в налоговом органе, также не произошло.
Кроме того, как правильно указали суды, у Инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 129.2 НК РФ за повторное нарушение порядка регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес, выразившееся в непредставлении в налоговый орган заявления о регистрации изменений количества игровых автоматов (постановке на учет) в связи со сменой адреса объекта недвижимости.
В акте от 08.02.2008 N 16-23/13/476 и решении от 01.04.2008 N 16-23/13/116 данное нарушение зафиксировано впервые, поэтому квалификация его по пункту 2 статьи 129.2 НК РФ неправомерна.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены принятых по данному делу решения и постановления судов и удовлетворения жалобы Инспекции не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.05.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 по делу N А05-3523/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Г.КУЗНЕЦОВА

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Л.И.КОРАБУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)