Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Спейс" - И. (д-ть от 15.01.2008 N 01), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (уведомление N 00617), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2008 по делу N А32-2136/2008-29/54, установил следующее.
ООО "Спейс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) от 23.01.2008 N 27477.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2008 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что общество не допустило нарушения порядка регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, установленного статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем основания для привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.2 Кодекса отсутствуют.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 11.03.2008, отказать обществу в удовлетворении заявления. Податель кассационной жалобы указывает, что открытие новых игорных заведений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) вне игорных зон, установленных статьей 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", не допускается после 30.06.2007. Суд не учел, что заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес подано обществом в налоговую инспекцию позже 01.07.2007, а именно 29.11.2007, следовательно, отказ налогового органа налогоплательщику в осуществлении после 30.06.2007 процедур, предусмотренных статьей 366 Кодекса (за исключением регистрации выбытия игровых автоматов), соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела осмотр игрового зала, расположенного по адресу: г. Новороссийск, ул. Бирюзова, 5, по результатам которого составлен протокол от 17.12.2007 N 343.
Рассмотрев материалы проверки, а также акт от 14.12.2007 N 20-23, налоговая инспекция приняла решение от 23.01.2008 N 27477 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 1 125 тыс. рублей штрафа.
Налоговая инспекция указала на отсутствие у общества на момент проверки свидетельства о регистрации 50 объектов налогообложения (игровых автоматов) по месту их нахождения.
В нарушение статьи 3 Закона Краснодарского края от 13.02.2006 N 985-КЗ "Об игорном бизнесе на территории Краснодарского края" общество не согласовало размещение спорного игрового заведения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения недействительным.
Суд, полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2007, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным названным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии соблюдения требований, установленных частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Федерального закона, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного Законом N 244-ФЗ разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, должна была быть прекращена до 01.07.2007 (часть 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ).
Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Закона N 244-ФЗ в силу, т.е. до 01.01.2007, вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Законом N 244-ФЗ. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Закона N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон на основании разрешительного порядка.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом статьей 2 Кодекса предусмотрено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Законом N 244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (часть 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Из приведенных положений следует, что Закон N 244-ФЗ в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации не является актом законодательства о налогах и сборах и, соответственно, в силу статьи 2 Кодекса не может распространять свое действие на налоговые правоотношения. Закон N 244-ФЗ не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Данный порядок относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации.
При соблюдении владельцами таких игорных заведений норм статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации у налоговых органов отсутствуют правовые основания для отказа им после 01.01.2007 в регистрации дополнительно установленных в игорных заведениях объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и (или) в регистрации изменений (уменьшения с учетом соответствующих требований Федерального закона) количества имеющихся в игорных заведениях объектов налогообложения.
Согласно статье 366 Кодекса налогоплательщик обязан зарегистрировать каждый объект налогообложения налогом на игорный бизнес, указанный в пункте 1 данной статьи Кодекса, в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения, не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Проанализировав нормы права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, суд обоснованно сделал вывод о том, что общество, осуществляя деятельность по организации и проведению азартных игр, обязано было обратиться в налоговый орган с заявлением о регистрации увеличения количества объектов налогообложения. Налогоплательщик данную обязанность выполнил, направив заявление по почте заказным письмом с описью вложения 29.11.2007 (л.д. 8-12) и уведомив налоговый орган об изменениях количества объектов налогообложения. Основания для отказа в регистрации данных изменений у налоговой инспекции отсутствуют, поскольку такое обращение налогоплательщика носит уведомительный характер, а действия налогового органа по регистрации изменения количества объектов налогообложения разрешительными не являются.
Нормы пунктов 2 и 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают обязанность налогового органа выдать по заявлению о регистрации объектов налогообложения соответствующее свидетельство налогоплательщику.
Следовательно, ссылка заинтересованного лица на отсутствие у общества на момент проверки свидетельства о регистрации 50-ти игровых автоматов, установленных в игорном заведении, как на основание привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 129 Налогового кодекса Российской Федерации, несостоятельна.
Суд обоснованно признал недействительным решение налоговой инспекции о начислении 1 125 тыс. штрафа по пункту 1 статьи 129.2 Кодекса, поскольку налоговый орган не доказал правомерность привлечения общества к ответственности за нарушение правил регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2008 по делу N А32-2136/2008-29/54 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 01.07.2008 N Ф08-3698/2008 ПО ДЕЛУ N А32-2136/2008-29/54
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 2008 г. N Ф08-3698/2008
Дело N А32-2136/2008-29/54
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Спейс" - И. (д-ть от 15.01.2008 N 01), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (уведомление N 00617), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2008 по делу N А32-2136/2008-29/54, установил следующее.
ООО "Спейс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) от 23.01.2008 N 27477.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2008 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что общество не допустило нарушения порядка регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, установленного статьей 366 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем основания для привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.2 Кодекса отсутствуют.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 11.03.2008, отказать обществу в удовлетворении заявления. Податель кассационной жалобы указывает, что открытие новых игорных заведений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) вне игорных зон, установленных статьей 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", не допускается после 30.06.2007. Суд не учел, что заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес подано обществом в налоговую инспекцию позже 01.07.2007, а именно 29.11.2007, следовательно, отказ налогового органа налогоплательщику в осуществлении после 30.06.2007 процедур, предусмотренных статьей 366 Кодекса (за исключением регистрации выбытия игровых автоматов), соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела осмотр игрового зала, расположенного по адресу: г. Новороссийск, ул. Бирюзова, 5, по результатам которого составлен протокол от 17.12.2007 N 343.
Рассмотрев материалы проверки, а также акт от 14.12.2007 N 20-23, налоговая инспекция приняла решение от 23.01.2008 N 27477 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 1 125 тыс. рублей штрафа.
Налоговая инспекция указала на отсутствие у общества на момент проверки свидетельства о регистрации 50 объектов налогообложения (игровых автоматов) по месту их нахождения.
В нарушение статьи 3 Закона Краснодарского края от 13.02.2006 N 985-КЗ "Об игорном бизнесе на территории Краснодарского края" общество не согласовало размещение спорного игрового заведения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения недействительным.
Суд, полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2007, деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным названным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии соблюдения требований, установленных частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Федерального закона, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного Законом N 244-ФЗ разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, должна была быть прекращена до 01.07.2007 (часть 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ).
Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Закона N 244-ФЗ в силу, т.е. до 01.01.2007, вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Законом N 244-ФЗ. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Закона N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон на основании разрешительного порядка.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом статьей 2 Кодекса предусмотрено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Законом N 244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (часть 1 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
В силу статьи 2 Закона N 244-ФЗ правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Из приведенных положений следует, что Закон N 244-ФЗ в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации не является актом законодательства о налогах и сборах и, соответственно, в силу статьи 2 Кодекса не может распространять свое действие на налоговые правоотношения. Закон N 244-ФЗ не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Данный порядок относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации.
При соблюдении владельцами таких игорных заведений норм статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации у налоговых органов отсутствуют правовые основания для отказа им после 01.01.2007 в регистрации дополнительно установленных в игорных заведениях объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и (или) в регистрации изменений (уменьшения с учетом соответствующих требований Федерального закона) количества имеющихся в игорных заведениях объектов налогообложения.
Согласно статье 366 Кодекса налогоплательщик обязан зарегистрировать каждый объект налогообложения налогом на игорный бизнес, указанный в пункте 1 данной статьи Кодекса, в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения, не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Проанализировав нормы права во взаимосвязи с имеющимися в деле доказательствами, суд обоснованно сделал вывод о том, что общество, осуществляя деятельность по организации и проведению азартных игр, обязано было обратиться в налоговый орган с заявлением о регистрации увеличения количества объектов налогообложения. Налогоплательщик данную обязанность выполнил, направив заявление по почте заказным письмом с описью вложения 29.11.2007 (л.д. 8-12) и уведомив налоговый орган об изменениях количества объектов налогообложения. Основания для отказа в регистрации данных изменений у налоговой инспекции отсутствуют, поскольку такое обращение налогоплательщика носит уведомительный характер, а действия налогового органа по регистрации изменения количества объектов налогообложения разрешительными не являются.
Нормы пунктов 2 и 6 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают обязанность налогового органа выдать по заявлению о регистрации объектов налогообложения соответствующее свидетельство налогоплательщику.
Следовательно, ссылка заинтересованного лица на отсутствие у общества на момент проверки свидетельства о регистрации 50-ти игровых автоматов, установленных в игорном заведении, как на основание привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 129 Налогового кодекса Российской Федерации, несостоятельна.
Суд обоснованно признал недействительным решение налоговой инспекции о начислении 1 125 тыс. штрафа по пункту 1 статьи 129.2 Кодекса, поскольку налоговый орган не доказал правомерность привлечения общества к ответственности за нарушение правил регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2008 по делу N А32-2136/2008-29/54 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)