Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 03.05.2011 N Ф09-1503/11-С2 ПО ДЕЛУ N А50-12051/2010

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2011 г. N Ф09-1503/11-С2


Дело N А50-12051/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Кангина А.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 по делу N А50-12051/2010 Арбитражного суда Пермского края по заявлению индивидуального предпринимателя Мальгина Сергея Григорьевича (далее - предприниматель) к инспекции о признании недействительным решения.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Соколов В.С. (доверенность от 24.01.2011).
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явился.

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Пермского края к инспекции с заявлением о признании недействительным ее решения от 02.03.2010 N 13-22/04154дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС), налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), единого социального налога (далее - ЕСН) в общей сумме 738 563 руб. 64 коп., пеней за несвоевременную уплату названных налогов в сумме 199 222 руб. 71 коп., штрафов по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в сумме 108 535 руб. 37 коп. (с учетом уточнения).
Решением суда от 16.09.2010 (судья Щеголихина О.В.) заявленные требования удовлетворены частично, решение инспекции признано недействительным в части начисления НДС в сумме, превышающей 3959 руб. 49 коп., НДФЛ и ЕСН в полном объеме, соответствующих сумм пеней и штрафов по п. 1 ст. 122 Кодекса. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанное постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом п. 4 ст. 170, ст. 171, 172 Кодекса, в силу которых право на применение налоговых вычетов по НДС должно быть налогоплательщиком подтверждено соответствующими документами. В связи с тем, что требование от 26.11.2009 N 2 о представлении журнала регистрации полученных от продавцов счетов-фактур предпринимателем не исполнено, у инспекции отсутствовала возможность определить пропорцию налоговых вычетов.

Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, налогоплательщик в 2006 - 2008 гг. осуществлял торговлю товарами (соки, продукты питания), в том числе оптовую, которая подлежит налогообложению по общей системе, и розничную, по которой применял единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД).
В ходе проведения выездной налоговой проверки предпринимателя за указанный период инспекция часть совершенных им торговых операций по продаже товаров организациям и индивидуальным предпринимателям, которые налогоплательщик учел при исчислении ЕНВД, квалифицировала как оптовую торговлю; полученную налогоплательщиком выручку по этим операциям включила в налоговую базу по НДС, НДФЛ и ЕСН и определила суммы налогов без учета налоговых вычетов и сумм расходов.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 25.01.2010 N 13-22/01072дсп и вынесено решение от 02.03.2010 N 13-22/04154дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предпринимателю начислены НДС в сумме 340 759 руб., НДФЛ в сумме 336 926 руб., ЕСН в сумме 64 837,64 руб., пени по названным налогам в сумме 199 222 руб. 71 коп. и штрафы по п. 1 ст. 122 Кодекса в сумме 108 535 руб. 37 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 23.04.2010 N 18-22/92 решение инспекции утверждено.
Полагая, что решение инспекции от 02.03.2010 N 13-22/04154дсп не соответствует закону и нарушает права и интересы налогоплательщика, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности позиции инспекции о неправомерном занижении налогоплательщиком налоговой базы по НДС, НДФЛ и ЕСН на сумму выручки, полученной от реализации товара оптовым покупателям. Однако признали недействительным начисление названных налогов, пеней и штрафов без учета инспекцией сумм налоговых вычетов и расходов, которые не были определены налоговым органом ни во время проведении выездной налоговой проверки, ни при рассмотрении дела в суде.
Указанный вывод судов является правильным, соответствует нормам права и обстоятельствам дела.
В силу ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму НДС на налоговые вычеты - суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), используемых для осуществления облагаемых НДС операций и для перепродажи.
Согласно п. 4 ст. 170 Кодекса суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
Судами установлено, что во время проведения выездной налоговой проверки предпринимателем инспекции были представлены счета-фактуры, полученные от продавцов товаров, что зафиксировано в акте проверки; по запросу банка налоговому органу были представлены данные о движении денежных средств по расчетным счетам налогоплательщика. При рассмотрении дела как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции заявителю и заинтересованному лицу давалась возможность произвести сверку расчетов, судебное разбирательство откладывалось.
Поскольку налоговые обязательства предпринимателя за проверяемый период определены инспекцией без учета соответствующих сумм налоговых вычетов (ст. 170, 171, 172 Кодекса), суды правомерно признали недействительным решение инспекции от 02.03.2010 N 13-22/04154дсп.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 16.09.2010 по делу N А50-12051/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
АРТЕМЬЕВА Н.А.

Судьи
КАНГИН А.В.
СУХАНОВА Н.Н.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)