Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 10.05.2007 N Ф04-2727/2007(33979-А27-6) ПО ДЕЛУ N А27-15289/2006-6

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 10 мая 2007 года Дело N Ф04-2727/2007(33979-А27-6)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области, г. Белово, на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.11.2006 и постановление апелляционной инстанции от 21.01.2007 по делу N А27-15289/2006-6 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Разрез Задубровский" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области, г. Белово, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Разрез Задубровский" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области, г. Белово (далее - налоговый орган), о признании незаконным решения N 592 от 14.09.2006 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 188971,62 руб. за неуплату налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), единого социального налога (далее - ЕСН), в части привлечения к ответственности по пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в виде штрафа в сумме 13798,92 руб., в части доначисления 864558 руб. НДПИ, 80298,14 руб. ЕСН, 68994,58 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в части уплаты 126039,73 руб. пени.
Решением арбитражного суда от 17.11.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.01.2007, заявленные ООО "Разрез Задубровский" требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права и принять новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Разрез Задубровский" просит оставить без изменения судебные акты.
В судебном заседании представители ООО "Разрез Задубровский" поддержали доводы, изложенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО "Разрез Задубровский" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2004 по 31.12.2005. В ходе проверки налоговый орган установил неуплату налога на добычу полезных ископаемых в размере 864558 руб., неуплату налога на прибыль в размере 147408 руб., неуплату единого социального налога в размере 80298,14 руб. и неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 68994,58 руб.
По результатам проверки составлен акт N 519, на основании которого вынесено решение N 592 от 14.09.2006 о привлечении ООО "Разрез Задубровский" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и по статье 27 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Кроме того, доначислены НДПИ, ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Основанием для вынесения решения послужило то обстоятельство, что, по мнению налогового органа, расчет НДПИ должен определяться в соответствии с Инструкцией по учету добычи угля (сланца) и продуктов обогащения на шахтах (разрезах) и обогатительных фабриках Минтопэнерго Российской Федерации N 26 по формам УПД-41 "Книга учета движения добычи угля" и УПД-28 "Сведения о добыче угля "с учетом фактических нормативных потерь".
В отношении включения в налоговую базу по ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумм выплат физическим лицам, достигшим пенсионного возраста, действия ООО "Разрез Задубровский", по мнению налогового органа, не основаны на нормах налогового законодательства, поскольку указанные физические лица не являются ветеранами труда.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, ООО "Разрез Задубровский" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения налогового органа N 592 от 14.09.2006 недействительным в части.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленные ООО "Разрез Задубровский" требования, принял правильное решение.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 338, 340 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
В силу пункта 2 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Поскольку Общество, согласно утвержденной учетной политике организации, количество добытых полезных ископаемых определяло прямым методом, следовательно, в силу пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого правомерно определено с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого согласно положениям данной статьи признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Согласно пункту 30 Методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", утвержденных Приказом МНС РФ от 02.04.2002 N БГ-3-21/170, количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого. Инструкцией по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, утвержденной первым заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.1996 (далее - Инструкция), определен порядок определения добытого полезного ископаемого.
Пунктом 1.12 настоящей Инструкции установлено, что добыча и потери, составляющие погашенные запасы, определяются маркшейдерской и геологическими службами по чистым угольным пачкам из запасов, указанных в пункте 1.1 Инструкции. Пунктом 1.5 Инструкции также предусмотрено, что весь учет запасов, добычи, потерь ведется по чистым угольным пачкам.
По данным статистического учета добыча принимается только в случае невозможности установления добычи по чистым угольным пачкам на основе маркшейдерских замеров выработанного пространства (пункт 1.10 настоящей Инструкции).
Учитывая, что налогоплательщик может добыть только полезное ископаемое, числящееся на государственном балансе, то в целях налогообложения должно учитываться количество полезного ископаемого, на которое были погашены балансовые запасы, то есть уголь в чистых угольных пачках, определенное по данным геолого-маркшейдерского учета, а не вся горная масса.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что Обществом правомерно определялось количество добытого полезного ископаемого по "чистым угольным пачкам", то есть по угольным пачкам, не засоренным пустой породой.
Доводы налогового органа о необходимости определения количества добытого полезного ископаемого по форме УПД-41 со ссылками на Инструкцию, утвержденную Приказом Минтопэнерго России от 21.01.1993 N 26, правомерно отклонены арбитражным судом, поскольку целью использования данной Инструкции является учет материальных ценностей, а не геолого-маркшейдерский учет.
Пункт 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Согласно пункту 3 данной статьи не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Статья 270 Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения по налогу на прибыль. Согласно пункту 25 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются в целях налогообложения по налогу на прибыль расходы в виде единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда. Согласно пункту 49 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации, к расходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, могут быть отнесены иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.
Обязанность ООО "Разрез Задубровский" производить выплаты единовременных пособий уходящим на пенсию работникам в размере 15 процентов среднемесячного заработка за каждый год работы в организациях угольной промышленности предусмотрена Отраслевым тарифным соглашением по угледобывающему комплексу Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что расходы ООО "Разрез Задубровский" на осуществление выплат единовременных пособий уходящим на пенсию работникам не направлены на получение дохода и не отвечают принципам экономической обоснованности затрат, понесенных ООО "Разрез Задубровский" в целях получения прибыли. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации вышеуказанные выплаты не являются расходами общества, уменьшающими облагаемую базу по налогу на прибыль.
В связи с тем, что выплаты единовременных пособий уходящим на пенсию работникам, предусмотренные коллективным договором и Отраслевым тарифным соглашением по угледобывающему комплексу, не являются расходами общества, уменьшающими облагаемую базу по налогу на прибыль, вывод суда об отсутствии оснований для включения их в налоговую базу по ЕСН соответствует пункту 49 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд сделал правильный вывод о неправомерном доначислении налоговым органом ЕСН в сумме 80298,14 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 68994,58 руб., пени и налоговых санкций по данному эпизоду.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены судебных актов арбитражного суда.
Учитывая изложенное, пункт 1 части 1 статьи 287, статью 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.11.2006 и постановление апелляционной инстанции от 21.01.2007 по делу N А27-15289/2006-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)