Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2008 N А33-12374/2007-03АП-237/2008 ПО ДЕЛУ N А33-12374/2007

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2008 г. N А33-12374/2007-03АП-237/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2008 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.
судей: Демидовой Н.М., Дунаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таймура"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 декабря 2007 года по делу N А33-12374/2007, принятое судьей Бескровной Н.С.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Таймура" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Красноярскому краю (далее - налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 05.08.2007 N 340 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 декабря 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением от 20.12.2007 не согласно по следующим основаниям:
- - подп. 8 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 01.01.2007 и степень выработанности запасов (Св) которых на 01.01.2007 меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 руб. в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения полезного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участках недр, расположенных в границах Красноярского края, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет, начиная с 01.01.2007. Согласно расчетам заявителя, подтвержденным уполномоченным органом, степень выработанности запасов (Св) составляет меньше 0,05. Одновременно п. 4 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что начальные извлекаемые запасы нефти определяются на 01.01.2006. Основываясь на указанных нормах права, заявитель при исчислении степени выработанности использовал данные государственного баланса, утвержденные на 01.01.2006 с данными прироста и списания запасов нефти за 2006 год на конкретном участке недр. Однако, налоговый орган при вынесении оспариваемого решения трактовал п. 4 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации не в пользу налогоплательщика, что является нарушением п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации;
- - заявитель предпринял все необходимые меры, чтобы обосновать свои расчетные данные по извлекаемым запасам нефти: получил подтверждение верности расчетов в Территориальном агентстве по недропользованию и инициировал проведение экспертизы. Заявитель может воспользоваться данными экспертного заключения и последующими изменениями в Государственном балансе запасов полезных ископаемых по Пайгинскому месторождению, которые на дату принятия оспариваемого решения еще не опубликованы.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором с решением от 20.12.2007 согласен по следующим основаниям:
- - на основании лицензии N ТУР00011НЭ от 02.08.1999 (сроком действия до 01.01.2007), подп. 8 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации, информации о данных государственного баланса запасов нефти по состоянию на 01.01.2006 налоговым органом установлено, что степень выработанности запасов по спорному месторождению составляет 0,1413, что больше показателя, установленного законодательством - 0,05;
- - налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки использовал сведения о данных государственного баланса запасов нефти по состоянию на 01.01.2006.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 17347958, 17347965. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за март 2007 года, в результате которой установлена неполная уплата налога в сумме 2 699 558 руб. в связи с необоснованным применением налогоплательщиком налоговой ставки 0 рублей в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению налогового органа, у общества отсутствовали основания для применения такой ставки, поскольку обществом неверно произведен расчет показателя "степень выработанности запасов" (Св), который, по расчетам налогового органа, составил 0,1413, что больше установленного законодательством показателя в размере 0,05.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 05.08.2007 N 340 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде взыскания штрафа в сумме 539 787 руб. Указанным решением обществу также предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых за март 2007 года в сумме 2 699 558 руб.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, общество неправомерно использовало налоговую ставку 0 рублей при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за март 2007 года, поскольку при расчете показателя "Степень выработанности запасов" (Св) Пайгинского месторождения использовало данные о запасе нефти, содержащиеся в выписке из территориального баланса запасов по Эвенкийскому автономному округу за 2006 год по состоянию на 01.01.2007.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 338, статьи 340 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Кодекса, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии с пунктом 3 статьи 340 Кодекса.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2007 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2007 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам, начиная с 1 января 2007 года при использовании прямого метода учета количества добытой нефти на конкретных участках недр.
При этом степень выработанности запасов (Св) конкретного участка недр рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V). При этом начальные извлекаемые запасы нефти (V), утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.
По данным декларации заявитель определил Св = 0,043 (118 : 2738 (2 688 + 50).
Согласно расчету, приложенному к заявлению в арбитражный суд, Св = 0,0457 (126 : 2760 (809 + 26 + 1830 + 95), где 1830 тыс. т., 95 тыс.т - изменение запасов полезных ископаемых за 2006 год с учетом переоценки (см. л.д. 24).
Доводов, связанных с неправильным определением налоговым органом показателя N - накопленный объем добычи нефти заявитель не приводит, оспаривая значение V, отражающего начально извлекаемые запасы нефти, что, по мнению заявителя, привело к неправильному определению и применению показателя Св.
Указанный довод заявителя суд апелляционной инстанции находит необоснованным, исходя из следующего.
Государственный баланс запасов полезных ископаемых в соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.




Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.07.1997 N 322 по согласованию с Минэкономики России, Минтопэнерго России, Госгортехнадзором России, Госкомстатом России утверждено Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов.
Согласно пункту 2 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов (в редакции Приказа МПР РФ от 28.04.2001 N 378) государственный баланс запасов полезных ископаемых является документом, подготавливаемым Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" с целью ежегодного учета состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации и субъектов Федерации по важнейшим видам полезных ископаемых согласно приложению 1 (разделы I и II),
В силу пункта 4 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых составление государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых осуществляется на основе государственной отчетности, представляемой пользователями недр в соответствии с Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215, а также геологической информации, полученной пользователями недр, и данных государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.
Государственный и территориальные балансы запасов полезных ископаемых в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Российским федеральным фондом геологической информации (Росгеолфондом) и территориальными фондами геологической информации (ТГФ) МПР России в субъектах Российской Федерации, осуществляющими формирование, хранение и организацию использования федерального и территориальных фондов геологической информации в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 22 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых Российский федеральный фонд геологической информации (Росгеолфонд) осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых с использованием: данных форм государственного федерального статистического наблюдения организаций, осуществляющих поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу; территориальных балансов запасов полезных ископаемых; заключений органов государственной экспертизы запасов (ГКЗ, ЦКЗ, ТКЗ); актов о списании запасов, не подтвердившихся при разработке и последующих геологоразведочных работах или утративших промышленное значение и по иным причинам.
Территориальные фонды геологической информации ежегодно составляют территориальные балансы запасов полезных ископаемых по объектам, находящимся на территории их деятельности, на основе материалов, указанных в первой части данного пункта, и до 25 апреля представляют их Российскому федеральному фонду геологической информации.
Росгеолфонд в соответствии с пунктом 23 Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых ежегодно представляет Минэкономики России, Госкомстату России, Госгортехнадзору России и МПР России:
- - сводные данные о разведанных запасах и добыче важнейших полезных ископаемых по Российской Федерации - до 1 июля, по углю, нефти и газу - до 1 августа;
- - государственный баланс запасов полезных ископаемых по мере его подготовки и издания;
- - сводные данные по рациональному и комплексному использованию полезных ископаемых - до 1 августа.
Таким образом, несмотря на то, что государственный баланс составляется ежегодно по состоянию на 1 января, публикуется он по мере подготовки, предположительно в конце второго - начале третьего кварталов, следующих за отчетным, что также подтверждается письмом Территориального агентства по недропользованию по Красноярскому краю от 15.12.2006 N 06-48/1963.
С 18.02.2007 вступил в действие Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.12.2006 N 286 (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 января 2007 года N 8857), далее Порядок.
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка Федеральное агентство по недропользованию осуществляет ведение государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание с государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов. Согласно пункту 10 Порядка основанием для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Федеральным агентством по недропользованию.
Расчет степени выработанности запасов (Св) по спорному месторождению произведен налоговым органом на основе информации о данных государственного баланса запасов нефти по состоянию на 01.01.2006, содержащего показатели объемов добычи, запасов и отдельные качественные показатели нефти по месторождениям, залежам, пластам, горизонтам в пределах лицензионного участка недр.
Налоговым органом установлено, что степень выработанности запасов (Св) составляет 0,1413, (118 : 835), где: 118 тыс. тонн - накопленный объем добычи нефти (N); 835 тыс. тонн (809 (А, В, С1) + 26 (С2)) - начальные извлекаемые запасы нефти (V, согласно данным государственного баланса запасов нефти по состоянию на 01.01.2006), т.е. больше установленного законодательством показателя 0,05.
Указанный расчет степени выработанности запасов (Св) по спорному месторождению произведен налоговым органом правильно и соответствует вышеизложенным положениям Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, общество не вправе применять предусмотренную подп. 8 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации ставку 0 рублей при расчете налога на добычу полезных ископаемых за март 2007 года.
С учетом изложенного, расчеты заявителя, в том числе расчет степени выработанности запасов (Св), произведенный ООО "Таймура" на основании данных экспертного заключения N 918-07 оп от 29.05.2007 по залежам Пайгинского месторождения (утверждено Федеральным агентством по недропользованию согласно Протоколу совещания N 18/567-пр от 12.07.2007), не соответствуют нормам налогового законодательства, поскольку произведены не на основании государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года. Налоговый кодекс не предусматривает использование данных государственного баланса, утвержденного на 01.01.2006, но с учетом данных прироста и списания запасов нефти за 2006 год на конкретном участке недр.
Довод общества о том, что налоговым органом неправомерно не применены положения п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку имеется неясность положений подп. 8 п. 1 ст. 342 и п. 4 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку содержание статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации не дает оснований для вывода о ее неясности и для сомнений в целях толкования в пользу налогоплательщика.
Доводы общества о том, что заявитель предпринял все необходимые меры, чтобы обосновать свои расчетные данные по извлекаемым запасам нефти: получил подтверждение верности расчетов в Территориальном агентстве по недропользованию и инициировал проведение экспертизы; заявитель может воспользоваться данными экспертного заключения и последующими изменениями в Государственном балансе запасов полезных ископаемых по Пайгинскому месторождению, которые на дату принятия оспариваемого решения еще не опубликованы, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку не соответствуют вышеизложенным нормам Налогового кодекса Российской Федерации. В случае изменения в установленном порядке данных государственного баланса по состоянию на 01.01.2006 заявитель вправе представить уточненные налоговые декларации.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.




В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 331.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 декабря 2007 года по делу N А33-12374/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Судьи
Н.М.ДЕМИДОВА
Л.А.ДУНАЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)