Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 04.07.2008 ПО ДЕЛУ N А19-6784/08-45

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2008 г. по делу N А19-6784/08-45


Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рудых А.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Киренская РЭБ флота"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области
о признании незаконным решения от 16.05.2008 г. N 301
при участии в заседании:
заявителя - Пуляевский И.В. - представитель (доверенность от 29.10.07 г. б/н, паспорт 25 03 974052),
ответчика - Иванова Н.Ю. - представитель (доверенность от 27.06.08 г. N 04-14/11146, удостоверение УР N 293785),

установил:

Открытым акционерным обществом "Киренская РЭБ флота" (заявитель, налогоплательщик, общество) заявлено требование о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области (ответчик, налоговый орган) от 16.05.2008 г. N 301 о взыскании в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) единого социального налога и водного налога, подлежащих уплате в 1 квартале 2008 года.
Представитель заявителя требования поддержал, сославшись на то, что с введением на предприятии с 29.10.2007 г. конкурсного производства, текущие платежи в виде единого социального и водного налогов подлежат взысканию в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
Так, заявитель считает, что поскольку установленный срок уплаты единого социального и водного налогов за 1 квартал 2008 года наступил 01.04.2008 г., то есть после открытия конкурсного производства, налоговый орган не вправе был осуществлять меры по принудительному взысканию указанной в решении задолженности в ином порядке, чем предусмотрено пунктом 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ. В связи с изложенным заявитель считает решение налогового органа не соответствующим Закону N 127-ФЗ, нарушающим его права и интересы и просит признать его незаконным.
Свою позицию заявитель изложил в заявлении, в обоснование представил оспариваемое решение, требование, на основании которого оно было выставлено, заявленные требования просил удовлетворить.
Ответчик требования не признал, сославшись на то, что доказательством наличия у заявителя обязанности по уплате указанных в оспариваемом решении сумм являются представленные налоговые декларации по единому социальному и водному налогам за 1 квартал 2008 года. Полагает, что поскольку в отношении заявителя введена процедура конкурсного производства, суммы названных налогов будут признаваться текущим. Поскольку требования по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве, то вопрос о взыскании их с заявителя решается налоговым органом в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.
Ответчик полагает, что он не нарушил Закон N 127-ФЗ, поскольку в нем не содержится положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства, в связи с чем, принятое решение считает законным и обоснованным.
Свою позицию ответчик изложил в отзыве на заявление, дополнительных пояснениях к нему, в удовлетворении требований просил отказать.
В судебном заседании объявлен перерыв до 12 часов 04 июля 2008 года.
Исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, судом установлено следующее.
Общество, на основании решения Арбитражного суда Иркутской области по делу А19-14692/06-38-29 от 29.10.2007 г., было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Заявитель в 2008 году являлся плательщиком налогов, в том числе единого социального и водного, в связи с чем в установленные законом сроки представил в налоговый орган соответствующие налоговые декларации с исчисленными суммами налогов.
Поскольку в установленный законом срок, а также в сроки, установленные в требовании N 3025 от 25.04.2008 г., указанные суммы налогов в размере 4 598 597 рублей, добровольно заявителем уплачены не были, налоговый орган принял решение от 16.05.2008 г. N 301 в порядке статьи 46 НК РФ о их принудительном взыскании за счет денежных средств со счетов налогоплательщика.
Не согласившись с указанным решением, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
Требования заявителя суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Основным спорным вопросом по делу является вопрос о порядке принудительного взыскания текущих обязательных платежей в отношении налогоплательщиков, находящихся в такой процедуре банкротства, как конкурсное производство.
Спорный вопрос в проверяемый период был урегулирован следующим образом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 25) требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона N 127-ФЗ, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового или отчетного периода.
Согласно статье 240 НК РФ для единого социального налога налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по единому социальному налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, то есть обязанность по уплате единого социального налога возникает 01.04.2008 г.
Согласно статье 333.11 НК РФ для водного налога налоговым периодом признается квартал, следовательно, обязанность по уплате водного налога возникает 01.04.2008 г.
Таким образом, из материалов дела видно, что обязанность по уплате задолженности по налогам, указанным в требовании N 3025 от 25.04.2008 г., возникла 01.04.2008 г., то есть после принятия решения об открытии конкурсного производства (29.10.2007 г.).
Таким образом, оспариваемое решение было принято ответчиком в нарушение пункта 4 статьи 142 Закона N 127-ФЗ и толкования этой нормы права, данному в пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ N 25, в связи с чем суд считает его незаконным, а заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления в суд, в соответствии со статьей 110 АПК РФ и статьей 333.21 НК РФ подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

- заявленные требования удовлетворить: признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области от 16.05.2008 г. N 301, незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области в пользу Открытого акционерного общества "Киренская РЭБ флота" 2 000 рублей - уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
А.И.РУДЫХ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)