Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 16.02.2012 N ВАС-14341/11 ПО ДЕЛУ N А73-12291/2010

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 февраля 2012 г. N ВАС-14341/11

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА
В ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.М. Тумаркина, судей О.Л. Муриной, С.М. Петровой рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества старателей "Дальневосточные ресурсы" (ул. Гоголя, д. 23"А", г. Хабаровск, 680000) от 30.09.2011 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Хабаровского края от 21.02.2011 по делу N А73-12291/2010, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011, постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.08.2011 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества старателей "Дальневосточные ресурсы" о признании частично недействительным решения Инспекции ФНС России по Центральному району города Хабаровска (ул. Ленина, д. 57, г. Хабаровск, 680030) от 02.08.2010 N 285.
Другие лица, участвующие в деле: Управление ФНС России по Хабаровскому краю (ул. Дзержинского, д. 41, г. Хабаровск, 680000).
Суд

установил:

по результатам выездной налоговой проверки открытого акционерного общества старателей "Дальневосточные ресурсы" (далее - общество) за период с 01.01.2006 по 31.12.2008 Инспекцией ФНС России по Центральному району города Хабаровска (далее - инспекция) принято решение о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), доначислении 798 670 рублей налога на прибыль, 260 854 рублей транспортного налога, 69 886 рублей налога на добычу полезных ископаемых и соответствующих сумм пеней.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества решением Управления ФНС России по Хабаровскому краю от 06.10.2010 N 13-10/370/23190 решение инспекции изменено в части взыскания сумм штрафов по транспортному налогу, по налогу на добычу полезных ископаемых, а также уменьшен размер доначисленных сумм налога на прибыль, транспортного налога, налога на добычу полезных ископаемых и соответствующих сумм пеней.
Общество обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 02.08.2010 года N 285 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 06.10.2010 N 13-10/370/23190).
Решением арбитражного суда от 21.02.2011 заявленные обществом требования удовлетворены в части признания необоснованным доначисления инспекцией 540 342 рублей налога на прибыль, 6 481 рубля налога на добычу полезных ископаемых, соответствующих сумм пеней и штрафов; в удовлетворении требований в остальной части отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 02.08.2011 постановление суда апелляционной инстанции изменил, требования общества в части признания недействительным решения инспекции о доначислении 16 416 рублей налога на добычу полезных ископаемых удовлетворил; в остальной части постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, обществом ставится вопрос о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций как нарушающих единообразие в толковании и применении арбитражными судами положений глав 26 и 28 Кодекса.
Проверив доводы, изложенные в заявлении, и материалы дела, коллегия судей установила, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в части доначисления транспортного налога по следующим основаниям.
Обществу вменено неправомерное уклонение от уплаты транспортного налога по мотиву занижения налоговой базы ввиду невключения в объект налогообложения 42 единиц транспортных средств за 2007 год и 60 единиц - за 2008 год (самоходной техники и механизмов на гусеничном ходу - бульдозеров, экскаваторов, автопогрузчиков и тракторов и других), введенных в эксплуатацию, числящихся на балансе общества, но не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию о органах Гостехнадзора.
В силу статьи 357 Кодекса плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Кодекса объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления общества о признании недействительным решения инспекции в указанной части, суды признали упомянутые транспортные средства объектами налогообложения, поскольку транспортные средства, находящиеся на балансе общества, подлежали регистрации в государственных органах в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Довод общества о том, что упомянутые транспортные средства эксплуатируются в пределах промышленной площадки - горного отвода и не участвуют в дорожном движении признан судами не имеющим правового значения для целей отнесения транспортных средств к объектам обложения транспортным налогом.
Изучение судебных дел выявило различную практику применения арбитражными судами положений главы 28 Кодекса по данной категории споров.
Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.03.2009 по делу N А05-8942/2008, постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.01.2007 по делу N А40-13318/06, от 08.12.2008 N А40-68552/07-107-397 указывается на возможность не платить транспортный налог в отношении транспортных средств, эксплуатация которых допускается лишь на закрытой территории (в аэропорту, морском порту) поскольку такие транспортные средства не используются в дорожном движении на территории Российской Федерации.
В обоснование названные суды сослались на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 N 451-О из содержания которого суды усмотрели, что с учетом особенностей транспортного налога налоговая база по этому налогу определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, и поскольку транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в общем дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования, то экономических оснований для обложения таких транспортных средств транспортным налогом не имеется.
Таким образом, дело N А73-12291/2010 Арбитражного суда Хабаровского края на основании статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на предмет пересмотра оспариваемых обществом судебных актов в части доначисления транспортного налога.
В отношении эпизода, касающегося доначисления налога на добычу полезных ископаемых, коллегия судей приходит к выводу об отсутствии оснований для пересмотра оспариваемых судебных актов.
В обоснование вывода о доначислении налога на добычу полезных ископаемых инспекция указала на неправильное определение обществом налоговой базы в связи с неправильным определением доли содержания химически чистого металла (золота, серебра) в единице добытого полезного ископаемого.
Суды пришли к правильному выводу о том, что общество в нарушение статьи 338 и пункта 5 статьи 340 Кодекса неправомерно определяло единицу добытого полезного ископаемого после аффинажа.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А73-12291/2010 Арбитражного суда Хабаровского края для пересмотра в порядке надзора решения арбитражного суда первой инстанции от 21.02.2011, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011, постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.08.2011 в части эпизода, касающегося доначисления транспортного налога.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы на заявление открытого акционерного общества старателей "Дальневосточные ресурсы" по указанному эпизоду в срок до 26 марта 2012 г.
В передаче дела N А73-12291/2010 Арбитражного суда Хабаровского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора указанных судебных актов в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых отказать.

Председательствующий судья
В.М.ТУМАРКИН

Судья
О.Л.МУРИНА

Судья
С.М.ПЕТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)