Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 15.11.2007 ПО ДЕЛУ N А62-2348/07

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2007 г. по делу N А62-2348/07


Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Смоленской области на решение от 11.07.2007 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-2348/07,
установил:

федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (далее - концерн "Росэнергоатом", Предприятие, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Смоленской области (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившихся в проведении зачета переплаты по налогу на прибыль в региональный и местный бюджеты в счет уплаты восстановленной задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в региональный и местный бюджеты в сумме 7324347,64 руб.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 11.07.2007 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт по делу, как принятый в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав доводы представителя налогового органа, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" налоговым органом принято решение от 07.09.2001 с дополнительным соглашением от 30.11.2001, которым ГП "Смоленская АЭС" (реорганизовано путем присоединения к ФГУП концерн "Росэнергоатом") предоставлено право реструктуризации задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам с равномерной уплатой в соответствии с утвержденными графиками при условии обязательной уплаты текущих платежей.
При этом согласно утвержденным графикам дополнительные платежи по налогу на прибыль были включены в состав задолженности по пеням и штрафам.
В связи с досрочным погашением ГП "Смоленская АЭС" суммы реструктуризованной задолженности по налогам и сборам решением Инспекции от 12.08.2002 N 2 задолженность Предприятия по пеням и штрафам на сумму 615668408,56 руб. (пени - 611531272,56 руб., штрафы - 4137136 руб., дополнительный платеж по налогу на прибыль - 16804002 руб.) была списана налоговым органом.
В соответствии с письмом МНС России от 12.05.2003 N АС-6-29/536 списанная сумма по дополнительным платежам по налогу на прибыль Инспекцией была восстановлена и из суммы пеней и штрафов зачислена в состав недоимки по налогу на прибыль, о чем предприятию направлено письмо от 27.06.2003 N 06-22/5845, где налогоплательщику предложено добровольно уплатить указанные суммы.
25.07.2003 Инспекцией произведен зачет имеющейся у Предприятия переплаты по налогу на прибыль в счет погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль.
Полагая, что указанные действия налогового органа не соответствуют законодательству о налогах и сборах, нарушают его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительству Российской Федерации предоставлено право определять порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Во исполнение указанного Федерального закона издано постановление 03.09.99 N 1002, которым утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок реструктуризации).
В соответствии с п. 4 Порядка реструктуризации в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, а по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Согласно п. 5 Порядка реструктуризации организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.
При погашении половины реструктурированной задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа, в соответствии с Порядком реструктуризации, производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию). При погашении реструктурированной задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию). Двухлетний и четырехлетний сроки погашения задолженности, дающие право на списание задолженности по пеням и штрафам (абз. 2 и 3 п. 5 Порядка), относятся к задолженности по налогам и сборам.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, в необходимых случаях - налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале, и подлежащие внесению в бюджет.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 13.11.2001 N 225-О установленный Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядок доначисления налога (расчета его фактических сумм по указанным периодам) и распоряжения налогоплательщиком по своему усмотрению разницей между авансовыми взносами налога и его суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли (п. 2 и п. 4 ст. 8 во взаимосвязи), представляет собой возмещение бюджету либо налогоплательщику положительной разницы между авансовыми платежами и фактически подлежащей уплате в бюджет суммой налога.
Применение ставки рефинансирования Банка России (ставки банковского кредита), действовавшей на 15-е число второго месяца истекшего квартала, при установлении разницы суммы налога придает такому порядку исчисления и уплаты налога на прибыль признаки, присущие кредиту. Проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за определенный период (отчетный, налоговый). Выявленная разница между суммой авансовых платежей и фактически подлежащей уплате суммой не является дополнительным платежом по налогу на прибыль, поскольку отражает суммы, недополученные государством либо переполученные им в результате периодического уточнения налогооблагаемой базы.
Таким образом, судом правомерно указано, что суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль не относятся к основной задолженности по налогам и сборам.
Действующим законодательством не предусмотрено начисление процентов на сумму задолженности по данным платежам.
Кроме того, в период принятия налоговым органом решения от 07.09.2001 с дополнительным соглашением от 30.11.2001 о реструктуризации задолженности ГП "Смоленская АЭС" правоприменительная практика, в том числе и налоговых органов, рассматривала природу таких платежей как компенсационные доплаты бюджету, аналогичные пеням за просрочку платежа, взимаемым в соответствии со ст. 75 НК РФ.
Следовательно, включение Инспекцией дополнительных платежей по налогу на прибыль в основную задолженность, соответственно, увеличение в одностороннем порядке суммы основной задолженности Предприятия, существенно нарушает права и законные интересы налогоплательщика, согласившегося на определенные условия ее погашения, и влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно п. 5 Порядка реструктуризации задолженности в соответствии с первоначально утвержденным графиком.
Порядок зачета (возврата) суммы излишне уплаченного налога, сбора, пени регламентирован ст. 78 НК РФ, в силу которой законодатель предоставил право налоговому органу при отсутствии заявления налогоплательщика самостоятельно произвести зачет излишне уплаченной суммы налога только в случае наличия недоимки по другим налогам.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Инспекцией в нарушение п. п. 4, 5, 6 ст. 78 НК РФ произведен зачет переплаты по налогу на прибыль в региональный и местный бюджеты в счет уплаты восстановленной задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в региональный и местный бюджеты в общей сумме 7324347,64 руб., которые по своей правовой природе не являются основной задолженностью по налогам и сборам.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что действие Инспекции, выразившиеся в проведении зачета переплаты по налогу на прибыль в региональные и местные бюджеты в счет уплаты восстановленной задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в указанные бюджеты в общей сумме 7324347,64 руб. являются незаконными, правомерен.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда, им дана правильная правовая оценка, поэтому основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Нарушений требований процессуального законодательства кассационной инстанцией не установлено.
Определением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.10.2007 налоговому органу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы до рассмотрения ее по существу.
В связи с тем, что в удовлетворении кассационной жалобы отказано, на основании ст. 110 АПК РФ и пп. 3 и 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ с Инспекции подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 руб.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, 289 АПК РФ, суд
постановил:

решение от 11.07.2007 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-2348/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Смоленской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)