Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2006 N 09АП-414/06-АК ПО ДЕЛУ N А40-55916/05-99-351

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


от 10 марта 2006 г. Дело N 09АП-414/06-АК


Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2006.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.03.2006.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи П., судей - С., Я., при ведении протокола судебного заседания председательствующим, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России N 31 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2005 по делу N А40-55916/05-99-351 судьи К., по заявлению ЗАО "МТК-ТРАНК" к Инспекции ФНС России N 31 по г. Москве о признании частично недействительным решения от 30.06.2005 N 2219, требований от 07.07.2005 N 2219/1 и N 2219/2, при участии в судебном заседании: от представителя заявителя - Б. по доверенности N 14-17/12567 от 07.12.2005, удостоверение УР N 176430, от представителя инспекции - Д.Т.М. по доверенности от 01.09.2005, паспорт 45 04 495453,
УСТАНОВИЛ:

решением от 30.11.2005, принятым по данному делу, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил требования ЗАО "МТК-ТРАНК" о признании недействительными решения Инспекции ФНС России N 31 по г. Москве от 30.06.2005 N 2219 о привлечении ЗАО "МТК-ТРАНК" к налоговой ответственности в части взыскания с заявителя неуплаченного налога на доходы физических лиц в размере 1554 руб., пени в сумме 313,60 руб., штрафа в сумме 310,80 руб., а также о признании недействительными требования об уплате налоговой санкции от 07.07.2005 N 2219/1 и требования об уплате налога от 07.07.2005 N 2219/2 в части взыскания соответствующих сумм.
В обоснование данного решения суд первой инстанции указал на то, что у физических лиц не появились доходы, подлежащие обложению НДФЛ, а у общества не возникло обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ в сумме 1554 руб., а следовательно, отсутствовало незаконное неперечисление налога в бюджет. Также суд первой инстанции сослался на то, что общество неправомерно привлечено к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе инспекция просит его отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований заявителя. При этом инспекция указывает на то, что заявителем в нарушение норм Налогового кодекса РФ не был удержан и перечислен в бюджет НДФЛ. По мнению налогового органа, разница между стоимостью автомашин и суммой, полученной от их реализации, является налоговой базой для начисления НДФЛ.
Заявитель в судебном заседании и отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению общества, у физических лиц не возникло налогооблагаемого дохода, и, соответственно, у общества отсутствовала обязанность по включению в налогооблагаемую базу указанных сумм и перечислению НДФЛ в бюджет.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее доводы и требования, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ЗАО "МТК-ТРАНК" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет НДФЛ за период с 01.01.2002 по 31.12.2004.
Результаты проведенной проверки оформлены актом N 2125 от 09.06.2005, в котором зафиксирован факт неуплаты обществом НДФЛ в сумме 2373 руб.
По результатам проверки исполняющим обязанности заместителя руководителя Инспекции ФНС России N 31 по г. Москве 30.06.2005 вынесено решение N 2219 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в бюджет сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в размере 474,60 руб., п. 1 ст. 126 НК РФ - за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде взыскания штрафа в размере 1750 руб.
Кроме того, данным решением обществу доначислен НДФЛ в сумме 2373 руб., начислены пени за несвоевременное перечисление в бюджет налога в сумме 619,46 руб.
Признавая недействительным указанное решение в оспариваемой части, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и неправомерности ненормативного акта в оспариваемой части.
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления налога и привлечения заявителя к налоговой ответственности явился факт реализации обществом гражданину Д.С.П. автомобиля "Москвич" 1998 года выпуска в сумме 53000 руб. (без учета налога с продаж), и по договору от 26.11.2004 N ОС-4 - гражданину Т. автомобиля "Москвич" 1999 года выпуска в сумме 15104 руб. (без учета суммы компенсации страховой премии и налога с продаж). Указанные физические лица не являются работниками общества и выплат от общества не получают.
По мнению инспекции, обществом необоснованно не удержан НДФЛ в размере 1554 руб. с дохода в натуральной форме в виде материальной выгоды от приобретения физическими лицами основных средств (автомашин), принадлежащих обществу, по цене ниже оценочной стоимости.
Между тем данный вывод инспекции является неправомерным.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
В настоящем случае, как правильно установил суд первой инстанции, понятие "материальная выгода" неприменимо к правилам определения натуральной формы доходов.
В решении инспекции материальная выгода определена налоговым органом как разница между фактической и продажной стоимостью продаваемых автомашин. В одном случае за фактическую стоимость взята оценочная стоимость, которая определена независимым оценщиком, во втором - остаточная балансовая стоимость. Между тем приведенный порядок определения размеров дохода, полученного в натуральной форме в виде материальной выгоды, действующим законодательством не предусмотрен.
Как обоснованно указывает заявитель, при получении доходов в натуральной форме налоговая база в соответствии со ст. 211 НК РФ должна определяться как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная, исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку, установленному ст. 40 НК РФ, согласно которой налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделке лишь в определенных данной нормой случаях: между взаимозависимыми лицами, по бартерным операциям, при совершении внешнеторговых сделок, при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Однако в рассматриваемом случае инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что цены продажи автомобилей отклоняются более чем на 20% от рыночной цены идентичных товаров в сопоставимых условиях.
Кроме того, следует отметить, что по смыслу норм Налогового кодекса РФ, устанавливающих порядок исчисления и уплаты НДФЛ, у налогового агента возникает обязанность по исчислению и удержанию налога с доходов, выплаченных физическим лицам. Между тем в настоящем случае, как правомерно отметил суд первой инстанции, общество не имело возможности удержать налог, поскольку не производило каких-либо выплат физическим лицам, а напротив, получило денежные средства от них в качестве оплаты за автомобили.
При таких обстоятельствах у физических лиц не возник доход, подлежащий налогообложению, и, соответственно, у общества не возникло обязанности по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, следовательно, доначисление инспекцией налога произведено неправомерно.
Отсутствие события налогового правонарушения в соответствии со ст. 109 НК РФ является основанием для отказа в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, следовательно, взыскание с заявителя штрафа по ст. 123 НК РФ является неправомерным.
Соответственно, направленные заявителю требования об уплате налога N 2219/1 и пени, а также N 2219/2 - об уплате штрафа по ст. 123 НК РФ также неправомерны.
Принимая во внимание изложенное, вывод суда первой инстанции о необходимости признания недействительными решения инспекции в оспариваемой части и требований в соответствующей части является законным и обоснованным.
В соответствии с изложенным суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2005 по делу N А40-55916/05-99-351 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)