Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.07.2005 N А65-20581/2004-СА1-29

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 5 июля 2005 года Дело N А65-20581/2004-СА1-29

Муниципальное унитарное предприятие "Жилсервис" (далее - МУП "Жилсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ново-Савиновскому району города Казани от 1 сентября 2004 г. N 945 в части доначисления земельного налога за 2004 г. в размере 604861 руб. 20 коп., а также о прекращении производства о взыскании налога и возврате налога в сумме 14593 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по управлению коммунальным имуществом администрации города Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 января 2005 г. заявленные требования удовлетворены частично, решение Налоговой инспекции N 945 от 1 сентября 2004 г. признано недействительным в части начисления земельного налога за 2004 г. в сумме 8495 руб. 96 коп., требование о возврате земельного налога в сумме 14593 руб. оставлено без рассмотрения, в части требований о признании недействительным решения N 945 от 1 сентября 2004 г. о начислении земельного налога в сумме 596365 руб. 24 коп. в удовлетворении отказано, в остальной части заявленных исковых требований производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 29 апреля 2005 г. решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, МУП "Жилсервис" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявление о признании недействительным решения N 945 от 1 сентября 2004 г. удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что он не является плательщиком земельного налога, поскольку акт приема-передачи на баланс муниципального имущества не образует вещное право на это имущество. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
До вынесения Постановления в ходе судебного разбирательства в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 5 июля 2005 г. в 10 час. 00 мин.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что решением N 945 от 1 сентября 2004 г., вынесенным по результатам камеральной проверки, Инспекция Федеральной налоговой службы по Ново-Савиновскому району г. Казани отказала МУП "Жилсервис" в привлечении к налоговой ответственности, доначислив при этом земельный налог за 2004 г. в размере 604861 руб. 20 коп.
Доводы Налоговой инспекции основаны на том, что жилищный фонд, переданный на баланс предприятия, на котором расположены объекты МУП "Жилсервис", представленные Федеральной службой земельного кадастра, служит основанием для доначисления земельного налога.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 11 декабря 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.




Статьей 15 названного Закона предусмотрено, что основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
По договору N 2/14 от 1 июля 2002 г. Комитет по управлению коммунальным имуществом передал на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество для обеспечения обслуживания и ремонта объекта городского жилищного хозяйства.
Актом приема-передачи от 1 июля 2002 г. переданы предприятию административные здания, здания ЖКУ и ХТБ, производственные базы на общую сумму 3570000 руб. 20 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
В соответствии с п. 2 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Судом первой инстанции определением от 22 апреля 2004 г. в Службе земельного кадастра по г. Казани были истребованы документы, на основании которых заявитель был признан землепользователем и включен в план земельного налога, а также выписка из государственного земельного кадастра в отношении земельного участков, числящихся в плане земельного кадастра за заявителем. Однако документы суду не были представлены в связи с их отсутствием.
Следовательно, признавая Предприятие плательщиком земельного налога, Налоговая инспекция не доказала, что оно является собственником спорных зданий, у которого возникает налогооблагаемый объект по земельному налогу.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛА:

решение от 28 января 2005 г. и Постановление апелляционной инстанции от 29 апреля 2005 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-20581/2004-СА1-29 в части отказа в признании недействительным решения N 945 от 1 сентября 2004 г. о начислении земельного налога в сумме 596365 руб. 24 коп. отменить, кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Жилсервис" Ново-Савиновского района г. Казани удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ново-Савиновскому району г. Казани от 91 сентября 2004 г. N 945 в части начисления земельного налога в сумме 596365 руб. 24 коп.
В остальной части решение от 28 января 2005 г. и Постановление апелляционной инстанции от 29 апреля 2005 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-20581/2004-СА1-29 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)